Найти тему

Скандал вокруг "Ужина". Почему картина Л. С. Бакста шокировала современников.

Скандальная дамочка, непристойная кокетка, игривая мадам, «кошка в дамском платье» … Как только не называли изображенную Львом Бакстом особу с картины «Ужин», представленную художником на пятой выставке «Мира искусства» в феврале 1903 года.

Совершенно виртуозное воплощение идей модерна, которое мы видим сейчас, более ста лет назад большинство современников воспринимало совершенно иначе!

Л. С. Бакст "Ужин", 1902 г., холст, масло, размер 150x100, ГРМ.
Л. С. Бакст "Ужин", 1902 г., холст, масло, размер 150x100, ГРМ.

«С моей «дамой» вышел просто скандал. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович для выставки. Влад и Мария Павловна принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины!.. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?».

Действительно, что так шокировало просвещенную публику?

· ужинает в одиночестве;

· дерзкий взгляд;

· эпатажный головной убор;

· излишняя чувственность глубокого декольте.

«Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!». Авторитетный критик Владимир Васильевич Стасов был беспощаден. Как и другие рецензенты, которые обвиняли мастера в примитивности колорита: «Все как белая скатерть… никаких красок!».

Размещенная в экспозиции рядом с живописными малявинскими бабами, «Дама с апельсинами» (так называл картину сам художник) смотрелась слишком контрастно. «И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом «Ужин» г. Бакста. Стильная декадентка fin de siècle, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой à la Джиоконда, кушает апельсины». Философ Василий Розанов был одним из немногих, положительно отнесшихся к картине.

Александру Николаевичу Бенуа, другу художника и единомышленнику-мирискуснику картина чрезвычайно нравилась. Ведь Лев Бакст написал свою декадентку с любимой жены Бенуа - Анны Карловны (урожденной Кинд). Загадочная и влекущая женщина-вамп была хорошей женой и хлебосольной хозяйкой семейства.

«Бенуа был нашим общим центром, и уюту его дома очень помогала его жена, Анна Карловна, женщина на редкость милого и веселого характера, которую все без исключения очень любили. Всюду, куда переезжали Бенуа (за петербургское время они переменили три квартиры), создавалась та же теплая патриархальность», - так описывал Анну Бенуа художник Мстислав Добужинский.

На одном из дружеских вечеров в квартире Бенуа Бакст сделал набросок Анны, который впоследствии использовал при работе над пленительным образом «Дамы в ресторане». Находите сходство с моделью?

Анна Карловна Бенуа. Фото до 1917 г.
Анна Карловна Бенуа. Фото до 1917 г.