Скандальная дамочка, непристойная кокетка, игривая мадам, «кошка в дамском платье» … Как только не называли изображенную Львом Бакстом особу с картины «Ужин», представленную художником на пятой выставке «Мира искусства» в феврале 1903 года.
Совершенно виртуозное воплощение идей модерна, которое мы видим сейчас, более ста лет назад большинство современников воспринимало совершенно иначе!
«С моей «дамой» вышел просто скандал. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович для выставки. Влад и Мария Павловна принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины!.. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?».
Действительно, что так шокировало просвещенную публику?
· ужинает в одиночестве;
· дерзкий взгляд;
· эпатажный головной убор;
· излишняя чувственность глубокого декольте.
«Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!». Авторитетный критик Владимир Васильевич Стасов был беспощаден. Как и другие рецензенты, которые обвиняли мастера в примитивности колорита: «Все как белая скатерть… никаких красок!».
Размещенная в экспозиции рядом с живописными малявинскими бабами, «Дама с апельсинами» (так называл картину сам художник) смотрелась слишком контрастно. «И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом «Ужин» г. Бакста. Стильная декадентка fin de siècle, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой à la Джиоконда, кушает апельсины». Философ Василий Розанов был одним из немногих, положительно отнесшихся к картине.
Александру Николаевичу Бенуа, другу художника и единомышленнику-мирискуснику картина чрезвычайно нравилась. Ведь Лев Бакст написал свою декадентку с любимой жены Бенуа - Анны Карловны (урожденной Кинд). Загадочная и влекущая женщина-вамп была хорошей женой и хлебосольной хозяйкой семейства.
«Бенуа был нашим общим центром, и уюту его дома очень помогала его жена, Анна Карловна, женщина на редкость милого и веселого характера, которую все без исключения очень любили. Всюду, куда переезжали Бенуа (за петербургское время они переменили три квартиры), создавалась та же теплая патриархальность», - так описывал Анну Бенуа художник Мстислав Добужинский.
На одном из дружеских вечеров в квартире Бенуа Бакст сделал набросок Анны, который впоследствии использовал при работе над пленительным образом «Дамы в ресторане». Находите сходство с моделью?