А вы представляете себе этого машиниста, как бы его порвало на немецкие кресты, если бы он в 2020 году оказался на Анне Карениной из постановки Манчестерского "Театра Королевской биржи" (Великобритания). В пьесе её играла афроамериканка. Она же — негритянка, уроженка Нигерии Они Ухиара, не чёрная, как смоль, но темнокожая.
Мнения о той постановке, разумеется, разошлись. От "Хорошо, что Толстой не дожил" до "цвет кожи неважен, значение имеет талант актёра и то, как он чувствует персонажа". А актриса чувствовала себя очень даже хорошо. Она была в восторге от роли и говорила, что "эта история запретной любви в империалистической России до сих пор остаётся самым сильным рассказом о человеческом сострадании и слабости". Вот так вот — о "России империалистической"...
Однако я бы не говорил, что такое прочтение романа Льва Толстого носит исключительно русофобский характер. "Комсомольская правда" напомнила, что жертвами расовой раскраски белых изначально, по тексту, театральных и киношных персонажей стали многие. В 2016 году в спектакле "Гарри Поттер и Проклятое дитя" Гермиону Грейнджер с благословения Джоан Роулинг сыграла чернокожая актриса Нома Думезвени.
А потом пошло-поехало: в телесериале "Отверженные" по Виктору Гюго инспектора Жавера сыграл этнический нигериец Дэвид Ойелоуо, в "Дэвиде Копперфилде" образ диккенсовского героя воплотил индиец Дев Патель, в пародийном сериале "Великая" про Екатерину II чернокожие играли русских... Особенно же доставил, как сейчас говорят, популярный сериал "Бриджертоны", где темнокожие играли британских аристократов.
И вот — нате вам в "России империалистической": 16 марта 2023 года в кинопрокат анонсирована новая экранизация "Трёх мушкетёров", где Д*Артаньяна сыграет чернокожий артист Малачи Пуллар-Латчмен. Парниша классный во всех отношениях и довольно известный в узких кругах широкой западной кинематографии: снимался в сериале "Жители Ист-Энда", в фильме ужасов "Челюсти. Столкновение", в картине "Я иду искать. Королевская игра". Однако Д*Артаньян — его первая столь солидная роль.
И сегодня многие задаются вопросом, почему так происходит? Кому выгодно смешивать оригинал с подделкой, подлинное с натяжкой, роли и исполнителей, людей разных рас, порой не подходящих своим героям по цвету кожи?
Если верить газете "Взгляд", то сегодня есть две концепции, согласно которым появление чернокожих актёров в ролях, которые заведомо считались ролями для белых, желательно или даже необходимо, — британская и американская.
Деление весьма условное, но заметное. Британская — это воспитание так называемого "расового дальтонизма" в восприятии рас и людей с разным цветом кожи, своего рода мультикультурализм, которым стали обзывать прежний добрый, воспетый и взлелеянный в СССР интернационализм. Цель мультикультурализма — воспитание подхода в отношении к людям по принципу "единство в многообразии". А также объединение людей разных рас, коренного населения и пришлых эмигрантов в некую единую гражданскую и, если хотите, политическую нацию, при которой расовые различия не стираются, а не замечаются и не играют никакой роли. Все равны, как граждане, не только на бумаге, а по ощущениям, по отношению.
В искусстве кино и театра это означало и означает, что все национальности артистов как бы стираются, и все могут играть всех. И всякие — всяких. Кроме того, конечно же, речь идёт о равенстве, а всё для всех обозначает большую вовлечённость "цветных" в традиционную экономическую и культурную жизнь страны, что улучшает их материальное положение и тем самым дополнительно ускоряет процесс создания этой самой единой нации. Ну это как Ленин на всевозможных бюстах и памятниках в национальных республиках и автономиях незаметно так носил черты титульной национальности, но был Лениным — одним для всех, но в Туркмении — туркменом, в Бурятии — бурятом и т.д.
Современная американская концепция расового выравнивания (в том числе и в театре, и в кино) подразумевает больше не государственнический, а правозащитный подход. Речь идёт не о гражданском или политическом выравнивании, в первую очередь. Это вторично. А первично то, что в США радикально (особенно после возникновения всех этих БЛМ) теперь требуют различать цвета с одой целью — чтобы достигнуть социальной справедливости. И отдать должное тем, кого унижали ранее по цвету кожи, разрезу глаз или происхождению.
При таком подходе белому актёру нечего и думать о том, чтобы сыграть чернокожего или любого другого "цветного" персонажа, вплоть до арабов и коренных американцев. Даже традиционного Отелло. И дело тут не в борьбе с белым расизмом или унижением за цвет кожи времён сегрегации негров, когда бродячие артисты развлекали толпу сатирическими, подчас унижающими чёрных сценками "из жизни негров", перемазывая лица сажей.
Сейчас в Америке все исходят из того, что если белые играют чёрных, то они тем самым воруют рабочие места в театре и кино у чёрных. И тем самым ухудшают социальные проблемы меньшинств, ранее вызываемые прежним системным расизмом со стороны белых. А вот если чёрные играют белых, то это значит, что они отбирают долги у белых за прежние века унижений и расовых ограничений, восстанавливая пресловутую социальную справедливость.
"Дурдом "Солнышко", как говорили раньше в СССР, но такова сегодня реальность в тех же США. Чистое передёргивание: ведь если роли белых отдавать чёрным, то чёрные будут точно так же воровать творческий хлеб у белых. Но белые уже всё сдают, во всём уступают под нажимом и уже демонстративно целовали ноги и туфли чёрным и прочим цветным, чтобы покаяться за прежний белый расизм. А теперь, как замечает газета "Взгляд", требование расового выравнивания распространяется также на персонажей мультфильмов и постепенно расширяется на принцип сексуальной ориентации и гендерной идентичности. То есть уравнивать — так всех со всеми, свинью с конём, а кактус с табуреткой.
Ну и, конечно же, перехлёсты тут вызваны множеством причин и скрытых смыслов, которые закулисные режиссёры вкладывают в эти процессы, дёргая за ниточки и канализируя в нужном направлении те или иные проявления новой моды. Это и стремление к банальной коммерческой выгоде: надежда на то, что оригинальность с цветными, играющими белых, привлечёт любителей нового и необычного. И это подчас действительно срабатывает.
Есть тут и политическая подоплёка: это чистый расизм навыворот. Вместо белого расизма расизм чёрный: попытки добиться каких-то преференций, уступок и даже денег для чёрных за счёт унижения белых. Нарочитого и демонстративного, как в случае с целованием туфель.
Есть и расчёт на примитивизацию искусства классического, на сведение его к балаганной культуре, когда форма играет большую роль, чем смысл. К фольклору, когда развлечение и отвлечение от проблем важнее воспитания.
Это слом традиционных стереотипов и стереотипных традиций в рамках всеобщей примитивизации, оглупления и дебилизации населения, которому дают культурную жвачку вместо полноценной и полновесной интеллектуальной продукции. В конце концов, это практика отмены культуры и замены её суррогатом. А если касается русской культуры — то ещё и своеобразная отмена России, извращение её ценностей и особенности.
Но как бы там ни было, а чёрный Д*Артаньян уже в России. А значит, и у нас где-то здравый смысл засбоил, а коммерция вышла на первый план. Многие же и в России захотят увидеть, что не так с гасконцем, который так сильно "загорел", и как изменились его бойцовские возможности в новом цвете...
Ну а к чему приводят неуёмные политические игрища с расами, с национальностями, очень хорошо показывает нынешняя неонацистская Украина, где и чёрных нет, а вот сегрегация белых русских, переходящая в геноцид под видом восстановления "исторической справедливости" и "освобождения от колониального гнёта" тоже белых украинцев, расцветает пышным и кровавым цветом.