Вероятностное образование… Что за зверь такой невиданный? Я сама недели две назад только приблизилась к пониманию, и это спустя два с половиной года тесного сотрудничества с автором этой образовательной философии Александром Михайловичем Лобоком.
Уверена, что немногие готовы на такие педагогические эксперименты, ведь нет никаких привычных школьных программ, нет системного, целостного подхода. А что же тогда есть? А есть увлекательный процесс общения с собственным ребёнком и другими детьми по поводу разных областей науки и культуры, причём не с целью наделить их какими-то знаниями, а обнаружить своё Я внутри русского языка, литературы, биологии, истории и многих других сфер.
Но это всё очень в общем и непонятно. А если конкретнее, то вот пример из нашей образовательной жизни с Добрыней.
Если кому-то привычны именно занятия русским языком, то у нас они проходят фоном практически каждый день. Причём, это переросло в такое важное Дело для Добрыни: он пишет либо «письма бабушке», либо время от времени доброму другу по переписке. И это не сухие безликие строки из учебника, это выражение своей авторской позиции, это проявление своего Я внутри русского языка. Конечно, есть определённая техника работы, благодаря которой уровень качества текстов Добрыни всё больше и больше вызывает наслаждение при прочтении, а главное – человечек сам получает удовольствие от процесса рождения новых строк. Это особый акт творчества для него.
Письмо другу:
12.01.23
«Не могу вас снова не поприветствовать, ведь не написать ответ было бы просто неприлично. Так, вы уже поняли, что я вас очень рад салютовать!
Что, прямо и начинать рассказывать, какие интересности происходили сегодня? Пожалуй, сегодняшний день того стоит!
Приветствовали мы денёк этот на коньках! Конькобежествовать при лучах восходящего солнца – это просто сказка! И ветер, состоящий из трескучего мороза, обдувает свежестью приходящего дня лицо! Это блаженство!
А вы ведь не зря послали мне блокнотик – он уже начинает потихоньку наполняться! Как бассейн водой моих размышлений! Я, можно сказать, на два фронта работаю: вам вот пишу, а мысли всё варят, что-то родилось, я пошёл, в блокнотик записал, а пока писал, для вас тут что-то появилось.
А дальше я отправился в мини-поход в лесочек за прудовой плотиной с собачонкой! Метров пятьсот я углублялся в лес, а потом, решив, что здесь я сооружу нечто, вроде шалаша, снял и повесил, чтобы не лежал на холодной земле, рюкзак, привязал Раду к дереву. Попритаскивав всяких веток и палок, мы захотели потрапезничать, и выяснилось, что заветная жизненесущая лепёшка осталась прохлаждаться, ну, не скажешь, конечно, прохлаждаться в печке, короче говоря, я забыл дома провизию самую главную!..
Ну, конечно же, мы потопали обратно, не пропадать же нам с голода. А когда мы собирались воротиться на базу, я захватил очень там пригодившуюся вещь!.. Теперь это очень важная часть шалаша – укрывательница от снега, крыша!
Благодарим вас за журналистический привет на глянцевых страницах! А у нас тут ответ завалялся:
Ангел с Небес спускается,
Когда
Рассвет случается
Очень
Светлый,
Тихий и мягкий,
И испускает
Хорошесть
30.01.23
Одно из «писем бабушке»:
Кристально-чистый день, разоблачающие все невзгожести Родители!
Все белые стихи
Чисты и первозданны,
И нет им места там,
Где чёрность превосходит.
Купаться им в снегу –
Себя лишь загрязнять!
Настолько чистота
У них преобладает!
Я свято верю, что однажды
В сердца всех нас вселится лето.
И соловьи все пропоют гимн Солнцу,
И прозвенит цветной салют!
Последнее четверостишие меня особенно трогает! Так глубоко, и отражает такое тонкое чувствование Добрыней сейчас в мире происходящего!
«В сердца всех нас вселится лето» — ведь это про веру, что холод вражды уйдёт из людских сердец.
«И соловьи все пропоют гимн Солнцу» — не гимн какой-то одной победившей стране, возвышающейся над «проигравшими» и угнетающей другие страны, а гимн Солнцу, согревающего теплом и светящего для всех людей без исключения.
«И прозвенит цветной салют!» — именно ПРОЗВЕНИТ, не прогремит, пугая тяжёлыми воспоминаниями и сжимая ужасом сердце. И не какой-то пустой выброс в небо, а цветной салют – украшенный всеми цветами и голосами лета и солнца!
Вот примерно так я и комментировала это стихотворения Добрыни на наших встречах с детьми. И по поводу сочинений других детей тоже всегда делюсь своими мыслями и рождёнными образами. И неважно, что они могли видеть и думать по-другому, это ведь естественно, что каждый видит по-своему. Я им показываю тем самым, какие ещё бывают точки зрения, зачастую отодвигающие вдаль линии их горизонта и расширяющие их мировоззрение.
Авторы: Наталья Глебова, Добрыня Глебов, 11 лет, ПРП «Славное»