Найти в Дзене
Sputnik Литва

Надежда на освобождение Касема из латвийской тюрьмы есть, уверен юрист

   © Sputnik / DMITRY DUBINSKY
© Sputnik / DMITRY DUBINSKY

По словам Капустина, арест журналиста – серьезный шаг, на который, как правило, власти могут решиться "только в каких-то крайних случаях"

Освободить шеф-редактора Sputnik Литва Марата Касема из латвийской тюрьмы реально, заявил юрист-международник, президент Российской ассоциации международного права Анатолий Капустин.

Касем уже третий месяц сидит в Центральной рижской тюрьме по надуманным обвинениям в "нарушении санкций Евросоюза и Латвии".

По словам Капустина, арест журналиста – серьезный шаг, на который государство решается "только в каких-то крайних случаях".

"Поэтому с точки зрения международного права и тех обязательств, которые для государства существуют при проведении… решений, юридических вопросов, конечно, в отношении журналистов должны очень внимательно изучить ситуацию с выбором меры пресечения", - пояснил он.

По мнению юриста, латвийские власти держат в заключении Касема, потому что хотят запугать – и не только его.

"Латвийские власти хотят запугать не только его, это как бы превентивная мера всех тех своих граждан, и даже, может быть, неграждан, которые собираются посетить это государство, в том, что любые связи, любые контакты, тем более любая работа в российских СМИ грозит вот такими жесткими, суровыми, карательными мерами. Иначе как сожаление подобного рода политика вызвать не может", - отметил Капустин.

Он подчеркнул, что такой шаг Риги – вопиющий с точки зрения права, этики и морали.

Кроме того, тот факт, что международные союзы, которые должны заниматься правами журналистов, молчат, прискорбен и постыден.

"Честно говоря, после этого трудно поверить, что эти организации действительно объективны, действительно независимы, действительно свободны в выражении своего мнения", - отметил он.

При этом Капустин заявил, что организации, в том числе неправительственные, могут подавать обращения в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), а также другие структуры с требованием, чтобы вопрос об освобождении Касема был рассмотрен.

"Журналист и его защита могут обратиться в Суд Европейского союза для того, чтобы его права – в данном случае, на свободу выражения мнения, в Латвии были обеспечены, поскольку он находится на территории европейского государства, члена Евросоюза, в этом смысле эта жалоба… будет принята и рассмотрена", - пояснил юрист.

Капустин добавил, что если дело резонансное, если публика и коллеги журналиста будут возмущаться и "будет определенное контрнаступление" – надежда на освобождение Касема есть.

Касем, гражданин Латвии, в конце декабря приехал в страну по семейным обстоятельствам. В начале января его задержали и заключили в тюрьму.

Защита журналиста уже два раза подавала апелляцию на изменение меры пресечения. Последнюю суд отклонил 6 марта, Марата оставили под арестом еще на два месяца.

В свою очередь в Москве подчеркивали, что будут делать все возможное, чтобы вызволить Касема из тюрьмы. По заявлению РФ, для этого будут предпринимать дипломатические и экономические меры, подавать обращения в международные структуры. При этом официальный представитель МИД России Мария Захарова уже заявляла, что международные организации, в том числе Совет ООН по правам человека, выбирают игнорировать ситуацию с Маратом и в целом с журналистами российских средств массовой информации в Литве, Латвии и Эстонии.

Эксперты, коллеги и близкие Марата сообщают, что ему крайне важна поддержка в такое сложное время.

Писать электронные письма можно на почту nebrosaem@yandex.ru – в рамках акции, которую организовала Депутат Госдумы Мария Бутина.

Адрес для бумажных писем

Rīgascentrālcietums, Marats Kasems,

Mazā Matīsaiela 5, Rīga, LV-1009, Latvia

Реквизиты для денежных переводов:

Rīgas Centrālcietums, reģ. Nr. 90000027165

Kods: Valsts kase TRELLV22

Konts Nr. LV15TREL8190468041000

Maksājuma mērķis: Marats Kasems, 140390-12955

Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.