История вторая: от святителя Спиридона Тримифунтского до святого Рустика Парижского
Вспоминая святого благоверного князя Даниила Московского (день памяти – 17 марта), мы продолжаем наш рассказ о святынях Даниилова монастыря. Наш «гид» – заместитель главного редактора издательства Данилова монастыря Наталия Сергеевна Шапошникова.
«Одна из редких святынь нашей обители – частица мощей святителя Спиридона Тримифунтского, – рассказывает Наталия Сергеевна. – Это один из моих самых любимых святых. В свое время я имела счастье приложиться к его мощам на греческом острове Керкира (Корфу). Вид нетленных мощей святителя Спиридона никого не может оставить безучастным, они поражают с первого взгляда – Божией милостью они полностью нетленны. Эти удивительные мощи весят столько же, сколько взрослый мужчина и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. До сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Керкиру для того, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи святителя, но после тщательного рассмотрения приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить нетление этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет; что здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия. Несколько раз в году, в дни памяти святого, мощи вынимают из серебряной раки и полагают в иной «хрустальный» саркофаг, где они стоят вертикально. При огромном скоплении народа святые мощи проносят по улицам Керкиры, делая остановки для чтения Евангелия, ектений и коленопреклонных молитв. Чтобы увидеть эту торжественную процессию (Литанию), на остров приезжают многочисленные паломники. Мощи проносят над больными и немощными ради их исцеления».
У Данилова монастыря весьма тесные связи с Керкирой. Дважды в обитель привозили десницу святителя Спиридона. Греческая братия передала в дар монастырю частицу мощей и башмачок святого. В художественных мастерских Данилова монастыря была написала икона святителя Спиридона Тримифунтского.
Икона и бархатный, шитый золотом башмачок святителя находятся в Покровском храме, а мощи – в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. К слову, о башмачке. В православном мире святитель Спиридон известен как «ходящий» святой – бархатные башмачки, надетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми, на подошвах башмачков находят следы песка, глины, иногда – частички травы и водорослей, как это бывает на обычной обуви. Изношенные башмачки целиком или разрезанные части как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение.
Есть в Даниловом монастыре также редкие, – считается, что подобных больше нет нигде в Москве, – икона и башмачок еще одного греческого святого XVI века – Герасима Кефалонийского. Она находится в храме Рождества Иоанна Предтечи под Троицким собором.
Греки считают, что трое греческих святых – Спиридон Тримифунтский, Герасим Кефалонийский и Дионисий Закинфский – своими молитвами и святыми мощами поставили заслон перед католиками. Посмотрите на карту и увидите, насколько близко расположены острова Керкира, Кефалония, Закинф от Италии (например, паром из Керкиры до Бари идет всего одну ночь). И тем не менее, несмотря на огромное католическое влияние, жители этих островов остались православными. Греки считают, что эти святые защитили их от экспансии католичества.
Древнейшая обитель Москвы в первые века своего существования была средоточием и древних святынь. К сожалению, о них сейчас ничего не известно, в советские годы монастырь разделил судьбу других православных обителей – он был безжалостно разграблен. Лишь три иконы вернулись в монастырь после его возрождения – Владимирская икона Божией Матери (она находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов), икона Божией Матери «Троеручица» (Троицкий собор) и икона Иоанна Кассиана Римлянина (Троицкий собор). Долгие годы при советской власти они находились в храме Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, который никогда не закрывался. Когда Данилов монастырь стал восстанавливаться, иконы вернулись на свои родные места.
Даниловская икона Божией Матери «Троеручица», московского письма XVII–XVIII веков вернулась в монастырь с большими повреждениями красочного слоя. При этом она сразу явила свою чудотворную силу – у реставратора, которая восстанавливала икону, за время работы значительно улучшилось зрение. Особенно помогает «Троеручица» людям, у которых проблемы с руками. В монастырь часто приходят пациенты из соседней 4-й городской больницы – с загипсованными и перевязанными руками, чтобы помолиться перед почитаемым образом.
Владимирская икона Божией Матери с Акафистом – самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов слева от Царских врат. Икона была написана для первого каменного собора обители, освященного в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов 18 мая 1561 года. Серебряный оклад иконы давно утрачен, и сейчас мы видим древний образ в его строгой первозданной красоте.
В среднике иконы – Владимирский образ Божией Матери в иконографическом изводе (варианте), называемом Волоколамским. Его особенность – живописный венец над Богородичным нимбом, воспроизводящий драгоценное убранство чудотворной Владимирской иконы византийского письма XI–XII веков из Успенского собора Московского Кремля. Волоколамским извод назван по иконе, пожертвованной Малютой Скуратовым в Иосифо-Волоцкий Успенский монастырь. Даниловский образ – один из ранних списков древней Волоколамской иконы, хранящейся ныне в Музее древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева.
На северо-западном столпе Троицкого собора находится еще одна из возвращенных святынь обители – икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Этот образ написан в середине XVIII века и пожертвован в монастырь щедрым благотворителем обители статским советником Глебом Алексеевичем Владыкиным († 1803), погребенным на монастырском кладбище. Икона написана маслом в академической манере середины XVIII века. Образ особо почитался в семье дарителя и был украшен золоченым серебряным окладом на полях и венцом с разноцветными камнями над головой преподобного. В середине позапрошлого века, когда храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов поновлялся на средства баронессы Розен, ее дочь – монахиня Митрофания (в 1861–1874 годах – игумения серпуховского Владычнего монастыря) обратила внимание на редкую икону и пожелала поместить ее в иконостасе придела святого князя Даниила. С этой целью она заказала для иконы большую раму и сама расписала ее клеймами из Жития преподобного Кассиана. Икону особенно благоговейно почитали в 1920-х годах, когда настоятелем монастыря был архиепископ Феодор (Поздеевский), защитивший в 1902 году магистерскую диссертацию на тему «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского)».
«В Покровском храме в уголке на южной стене висит маленькая узенькая икона с частицами мощей святителя Иоанна Суздальского, – продолжает свой рассказ Наталия Сергеевна Шапошникова. – Эти святые мощи – теплые и зимой, и летом. Коснитесь их губами, и вы сами это почувствуете. Я очень люблю эту необыкновенную икону и часто прихожу, чтобы у нее помолиться. Но почему-то мало кто из прихожан знает о ней. Возможно, потому что икона совсем небольшая и висит не на виду. Хочу упомянуть также еще одну редкую в наших храмах икону – это икона святого Рустика Парижского. Она находится в храме Рождества Иоанна Предтечи».
Рустик Парижский – французский святой, одинаково почитаемый и православными и католиками. В III веке он вместе со святителем Дионисием и диаконом Елевферием отправился в западные страны для проповеди слова Христа. Многих людей они обратили к вере, но в какой-то момент были схвачены и брошены в темницу. У исповедников требовали, чтобы они отказались от Христа, но они этого не сделали и приняли мученическую смерть – их обезглавили в Париже на Монмартре (Монмартр дословно переводится «Гора мучеников».
«Икону покровителя Парижа святого Рустика Данилову монастырю преподнесло в дар Французское посольство – к 25-летию возобновления Даниловой обители, – рассказывает Наталия Сергеевна Шапошникова. – Думаю, что это единственная икона святого Рустика Парижского не только в Москве, но и в России. В православной традиции иконографии святого Рустика не существовало. Иконописцу, который написал житийный образ святого, пришлось разрабатывать всю иконографическую схему, сочетая научный подход и духовное осмысление темы, опираясь на житие святого. Православные, нареченные в святом Крещении именем Рустик, получили возможность испросить святых молитв перед иконой своего Небесного покровителя».
(Продолжение следует)
Петр Селинов