Найти тему
Кинопрожарка

Фильм – сказка! «Волшебная лампа Аладдина». 1001 мгновение прекрасного кино

Борис Рыцарев – один из представителей великой триады отечественных киносказочников, куда кроме него входят Александр Птушко и Александр Роу. Как режиссёр и сценарист Рыцарев принял участие в работе над такими фильмами, как «Принцесса на горошине», «Ученик лекаря», «На златом крыльце сидели...» Но самой большой его удачей, несомненно, стал первый «сказочный» киноопыт. Речь о «Волшебной лампе Аладдина».

В работе над фильмом самым верным оказался самый, пожалуй, ответственный шаг – подбор актёров. Из небезупречного сценария грамотно подобранный актёрский ансамбль может сотворить шедевр, неудачный – убить и сценарий, и фильм.

Начать следует с того, что сказочные герои не вызывают сомнений в их подлинности – это абсолютно живые люди со своими слабостями и особенностями характеров. И со своими тараканами в голове, куда же без них.

Борис Быстров здесь неповторим, великолепен и прекрасен. И просто сказочно, идеально красив. Ни один режиссёр ни до, ни после Рыцарева не смог или не захотел настолько полно использовать внешние данные и талант Быстрова, увы.

     Борис Быстров и Додо Чоговазде стали одной из самых красивых советских кинопар. Фото из открытого источника
Борис Быстров и Додо Чоговазде стали одной из самых красивых советских кинопар. Фото из открытого источника

Отар Коберидзе, «в обычной жизни» исполнитель ролей брутальных и знающих себе цену очень красивых мужчин, здесь – немного не от мира сего Султан. Не слишком умный, не очень сильный и откровенно ведомый. Никогда больше Коберидзе не играл такой комедийной гротесковой роли и не отходил так далеко от привычного амплуа. Режиссёрам работать с ним в таком ключе и в голову не приходило. А жаль.

     Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Додо Чоговадзе, несмотря на сумасшедший успех одной из лучших советских киносказок, карьеры в кино не сделала. При этом милое капризное личико царевны Будур не сходит с экранов почти 60 лет.

Первое приглашение на роль магрибинца Андрей Файт получил в 1938 году, когда на студии «Межрабпомфильм», которая с 1948 года всю свою дальнейшую историю до сего дня носит имя Максима Горького, впервые задумали экранизацию «Волшебной лампы Аладдина». Тогда Файту было 35 лет, но проект не осуществился. И вот по прошествии 28 лет Файт снова получает предложение сыграть ту же самую роль. Это уникальный в своём роде случай. С ролью злодея-колдуна повзрослевший актёр справился отменно.

     За почти 30 лет кандидата на роль злодея лучше Андрея Файта так и не нашлось. Фото из открытого источника
За почти 30 лет кандидата на роль злодея лучше Андрея Файта так и не нашлось. Фото из открытого источника

Сарры Карыев довольно много играл дома в Ашхабаде в фильмах киностудии «Туркменфильм». А прославился на весь СССР ролью Джинна в детской сказке. Его Джинн, даром что сущность бестелесная, получился добрым, понимающим и свойским дядькой, который приходит на помощь друзьям, немного корректируя свои джиннские должностные инструкции.

     Джинн - добрейшей души человек и немножко философ. Фото из открытого источника
Джинн - добрейшей души человек и немножко философ. Фото из открытого источника

Екатерина Верулашвили, грузинская королева эпизода и непревзойдённая мастерица эксцентрики, в «Волшебной лампе Аладдина» сыграла свою самую большую роль в кино. Ярчайшая комедийная актриса, появление которой на экране даже на несколько минут всегда вызывало улыбку, в 1942 году добровольцем ушла на фронт и служила зенитчицей в частях ПВО.

     Екатерина Верулашвили сыграла в "Волшебной лампе Аладдина" свою самую известную роль в кино. Фото из открытого источника
Екатерина Верулашвили сыграла в "Волшебной лампе Аладдина" свою самую известную роль в кино. Фото из открытого источника

***

А реплики, а диалоги! Вот где она, правда жизни.

— Ты можешь всё?

— Всё.

— Поклянись!

— Это у вас, женщин, клятвы. А у нас, джиннов, каждое слово — правда.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

— Я твой друг, но я раб лампы.

— Так друг или раб?

------------------------------------------------------------------------------------------------------

— А это что за невиданное чудовище?

— Это не чудовище, это Коза...

— Это из которой сыр?

— Сколько тебе лет?

— Шестнадцать!

— Когда мне было три года, я уже знала, что такое коза!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

— А что скажет Наимудрейший?

— Поистине, сон не есть не-сон, а не-сон не есть сон. Итак, не про сон сказать, что это сон — всё равно что про сон сказать, что это не сон. Говоря коротко, про не-сон сон, или сон про не-сон.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Плохой сон, надо проснуться!

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

В Багдаде всё спокойно, спокойно, спокойно!