Борис Рыцарев – один из представителей великой триады отечественных киносказочников, куда кроме него входят Александр Птушко и Александр Роу. Как режиссёр и сценарист Рыцарев принял участие в работе над такими фильмами, как «Принцесса на горошине», «Ученик лекаря», «На златом крыльце сидели...» Но самой большой его удачей, несомненно, стал первый «сказочный» киноопыт. Речь о «Волшебной лампе Аладдина».
В работе над фильмом самым верным оказался самый, пожалуй, ответственный шаг – подбор актёров. Из небезупречного сценария грамотно подобранный актёрский ансамбль может сотворить шедевр, неудачный – убить и сценарий, и фильм.
Начать следует с того, что сказочные герои не вызывают сомнений в их подлинности – это абсолютно живые люди со своими слабостями и особенностями характеров. И со своими тараканами в голове, куда же без них.
Борис Быстров здесь неповторим, великолепен и прекрасен. И просто сказочно, идеально красив. Ни один режиссёр ни до, ни после Рыцарева не смог или не захотел настолько полно использовать внешние данные и талант Быстрова, увы.
Отар Коберидзе, «в обычной жизни» исполнитель ролей брутальных и знающих себе цену очень красивых мужчин, здесь – немного не от мира сего Султан. Не слишком умный, не очень сильный и откровенно ведомый. Никогда больше Коберидзе не играл такой комедийной гротесковой роли и не отходил так далеко от привычного амплуа. Режиссёрам работать с ним в таком ключе и в голову не приходило. А жаль.
Додо Чоговадзе, несмотря на сумасшедший успех одной из лучших советских киносказок, карьеры в кино не сделала. При этом милое капризное личико царевны Будур не сходит с экранов почти 60 лет.
Первое приглашение на роль магрибинца Андрей Файт получил в 1938 году, когда на студии «Межрабпомфильм», которая с 1948 года всю свою дальнейшую историю до сего дня носит имя Максима Горького, впервые задумали экранизацию «Волшебной лампы Аладдина». Тогда Файту было 35 лет, но проект не осуществился. И вот по прошествии 28 лет Файт снова получает предложение сыграть ту же самую роль. Это уникальный в своём роде случай. С ролью злодея-колдуна повзрослевший актёр справился отменно.
Сарры Карыев довольно много играл дома в Ашхабаде в фильмах киностудии «Туркменфильм». А прославился на весь СССР ролью Джинна в детской сказке. Его Джинн, даром что сущность бестелесная, получился добрым, понимающим и свойским дядькой, который приходит на помощь друзьям, немного корректируя свои джиннские должностные инструкции.
Екатерина Верулашвили, грузинская королева эпизода и непревзойдённая мастерица эксцентрики, в «Волшебной лампе Аладдина» сыграла свою самую большую роль в кино. Ярчайшая комедийная актриса, появление которой на экране даже на несколько минут всегда вызывало улыбку, в 1942 году добровольцем ушла на фронт и служила зенитчицей в частях ПВО.
***
А реплики, а диалоги! Вот где она, правда жизни.
— Ты можешь всё?
— Всё.
— Поклянись!
— Это у вас, женщин, клятвы. А у нас, джиннов, каждое слово — правда.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
— Я твой друг, но я раб лампы.
— Так друг или раб?
------------------------------------------------------------------------------------------------------
— А это что за невиданное чудовище?
— Это не чудовище, это Коза...
— Это из которой сыр?
— Сколько тебе лет?
— Шестнадцать!
— Когда мне было три года, я уже знала, что такое коза!
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
— А что скажет Наимудрейший?
— Поистине, сон не есть не-сон, а не-сон не есть сон. Итак, не про сон сказать, что это сон — всё равно что про сон сказать, что это не сон. Говоря коротко, про не-сон сон, или сон про не-сон.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Плохой сон, надо проснуться!
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
В Багдаде всё спокойно, спокойно, спокойно!