Джулия
Джулия Анна Мазина появилась на свет 22 февраля 1921 года в Сан-Джорджо-ди-Пьяно, небольшой коммуне неподалеку от Болоньи, Италия. Её отец Жетано был виолончелистом, однако ради женитьбы на матери Джулии Летиции, происходившей из состоятельной семьи, оставил музыку и всю жизнь проработал бухгалтером на фабрике по производству удобрений. В семье родились четверо детей, Джулия была первенцем.
С раннего детства девочка была артистична, музыкальна, пластична, любила танцевать, но даже не помышляла о карьере актрисы. После начальной школы в коммуне переехала в Рим к тёте и продолжила обучение в католической гимназии сестёр-урсулинок. Параллельно девушка занималась фортепиано и готовилась стать пианисткой, однако поступила на филологический факультет Римского университета, который окончила с дипломом преподавателя итальянской литературы. В университете Джулия много выступала в постановках студенческого театра. Игра молоденькой непрофессиональной актрисы вызывала интерес у публики, Джулия становилась известной и получила приглашение на радио, где в 1940-х годах записывались очень популярные у публики многосерийные спектакли, прообразы современных телесериалов.
Как-то Джулия принимала участие в работе над скетчами о незадачливых влюбленных Чико и Полине. Эти представления очень полюбили итальянские слушатели. Автором искромётных текстов для них был некий молодой человек по имени Федерико Феллини.
Федерико
Федерико Феллини родился 20 января 1920 года в небольшом курортном городке Римини. Через много лет, став знаменитым на весь мир режиссёром, он расскажет о малой родине в одном из своих лучших творений, оскароносном фильме «Амаркорд», хотя название Римини в нём так и не прозвучит. Отец Феллини был коммивояжёром, мать – домохозяйкой. В семье подрастали трое детей. С раннего детства мальчик отличался буйной фантазией – постоянно придумывал разные истории, создавал маски, мастерил изо всего, что попадало под руку, сказочных героев и шил для них наряды. Обожал цирковые и театральные представления, которые давали в Римини заезжие труппы.
В 17 лет Федерико уехал во Флоренцию учиться на журналиста. Чтобы прожить самостоятельно, рисовал карикатуры для местного издательства. Заработка хватало только на самую скромную еду.
В 1938 году он перебирается в Рим, где живёт в дешёвых меблированных комнатах рядом с ворами, мелкими китайскими торговцами и девушками лёгкого поведения. На жизнь без каких бы то ни было излишеств зарабатывает рисунками для газет, текстами для рекламы и радиопостановок.
И вот удача улыбается ему – Феллини заказывают сценарий скетчей «Чико и Полина». Они имеют успех, и вскоре автору предлагают перенести истории на экран.
Перебирая фото актёров и актрис, он не может забыть чудесную детскую улыбку одной из девушек. Это оказалась Джулия Мазина, которую Федерико немедленно приглашает в фешенебельный ресторан. Джулия выбирает блюда очень аккуратно, боясь, что у кавалера не окажется денег на такое шикарное место. Однако в конце пирушки молодой человек достает из кармана увесистую пачку денег, оплачивает заказ и оставляет персоналу ресторана хорошие чаевые. Удивлению Джулии нет предела.
«Не плачь, Джульетта, ведь у тебя есть я»
Через каких-то пару недель они были уже неразлучны. Маленькая, как дюймовочка, нежная, наивная и очень добрая Джулия нуждалась в надежном плече рядом, а Федерико была необходима она, Джульетта. Теперь по его просьбе ее стали звать так.
Венчание состоялось в октябре 1943 года на лестнице дома тётушки Джульетты: полиция шныряла по городу в поисках уклонистов от призыва на военную службу, поэтому пришлось уговорить священника провести обряд не в соборе, а в таком необычном месте.
Через три недели после венчания Джульетте что-то понадобилось на верхней полке шкафа. Из-за маленького роста она часто пользуется стремянкой. После неудачного падения с нее Джульетта теряет своего первого ребенка. Пролито море слёз, но близкие успокаивают: она еще так молода, здорова, дети непременно будут!
Вторая беременность в 1945 году была трудной, роды – мучительными. На свет появился мальчик Пьетро Федерико Феллини. Настолько слабенький и болезненный, что врачи отвели ему совсем немного времени на этом свете. А Джульетте сообщили, что рожать она больше не сможет. 2 недели молодая мама отчаянно молилась за жизнь сына, но все оказалось бесполезно.
Джульетта обезумела от горя, а муж в это время переживал самую большую в своей жизни любовь, погружаясь в невероятный мир кинематографа. «Не плачь, Джульетта, ведь у тебя есть я,» – говорил он. Жена старалась держаться.
Вообще-то гладкой и мирной супружескую жизнь Мазины и Феллини назвать сложно. Они ссорились, мирились, к тому же супруг, увы, не отличался верностью. Он был откровенен с женой, делился с нею тем, что среди его многочисленных друзей и коллег есть женщины, с которыми он поддерживает не только приятельские или рабочие отношения.
Федерико много раз просил прощения за измены... Но все повторялось сначала.
Успех
Он пришёл к Джульетте в фильме Феллини «Дорога» (1954), в котором она раскрылась как удивительная, ни на кого не похожая актриса. Критика признавала её игру гениальной и ставила в один ряд с Гретой Гарбо и Чарли Чаплином.
В 1957 году Мазина снялась в главной роли в драме Феллини «Ночи Кабирии» и стала безусловной мировой звездой, а картина удостоилась «Оскара» за лучший иностранный фильм года.
Феллини получал «Оскар» за лучший иностранный фильм года еще дважды: за «Восемь с половиной» (1963) и «Амаркорд» (1974). А в 1993 году режиссёру был присужден почётный «Оскар» за вклад в мировое киноискусство. Помимо этого шедевры Феллини многократно удостаивались высших наград престижнейших мировых кинофорумов в Каннах, Берлине и Москве. Он стал величайшим режиссёром всех времен, фильмы при жизни мэтра были признаны классикой мирового кино, но, увы, особых богатств своему создателю так и не принесли. К тому же Феллини совершенно не умел правильно обращаться с деньгами. Они просто не держались в его руках! Ему рукоплескала вся планета, а Феллини не смог вовремя выплатить налоги, за что его серьёзно наказали. Чтобы погасить задолженность и штрафы, им с Джульеттой пришлось продать дорогие апартаменты в центре Рима и перебраться в маленькую квартирку.
Последние годы
В 1993 году врачи поставили Джульетте неутешительный диагноз – рак легкого. Всю свою жизнь она много курила, хотя муж не выносил табачного дыма и был категорически против этой привычки. Курить в его присутствии осмеливались только Марчелло Мастроянни и Джульетта. Чтобы не расстраивать мужа, жена скрыла правду. Когда она все-таки открылась, Феллини был шокирован: Джульетта была для него всем – женой, матерью, дочерью, любимой актрисой, соавтором, иногда жёстким критиком, но главное – самым верным другом. И теперь просто не представлял, что может быть какая-то другая жизнь, где её нет.
Незадолго до 50-летней годовщины их свадьбы Федерико пригласил Джульетту в тот самый ресторан, где полвека назад они отмечали свое знакомство. Она в точности повторила свой скромный заказ как тогда, 50 лет назад...
15 октября 1993 года у режиссёра случился инсульт. Он ушел из жизни на следующий день после их с Джульеттой золотой даты. В день похорон Федерико Феллини, одного из национальных символов Италии, автомобильное движение по римским улицам было остановлено. Из столицы гроб с его телом был доставлен в семейную усыпальницу Феллини в Римини.
Меньше чем через полгода, 23 марта 1994 года, не стало Джульетты Мазины. Она присоединилась к мужу и сыну в той же усыпальнице. В руки актрисы по ее последней просьбе вложили фото супруга.