Найти тему
Кинопрожарка

«Большая перемена». Как появилась на свет самая добрая советская комедия

В начале 70-х на «Мосфильм» поступила правительственная директива – нужно снять фильм о школе рабочей молодёжи. Режиссёры за такие постановки, которые между собой презрительно называли агитками, брались неохотно. Но Алексей Коренев поработать над фильмом согласился. Повесть Георгия Садовникова «Иду к людям», послужившая основой для сценария «Большой перемены», увидела свет в середине 50-х. Преподаватель истории в школе рабочей молодёжи Садовников рассказал о жизни своих учеников и коллег. Книга была написана далеко не в комедийном ключе, но в целом получилась динамичной и оптимистичной.

Сюжет повести изменили

Но Коренев решил снимать комедию, чем весьма раздосадовал автора. Идея режиссёра его ему не нравилась, однако тот сумел на ней настоять. Так на свет появилась одна из лучших советских комедий.

     Без такого Григория Ганжи в исполнении Александра Збруева не было бы замечательного фильма. Фото из открытого источника
Без такого Григория Ганжи в исполнении Александра Збруева не было бы замечательного фильма. Фото из открытого источника

От книги в сценарии осталось не так уж и много. Ганжа, один из ключевых персонажей «Большой перемены» в исполнении Александра Збруева, был не обаятельным молодым парнем, а хлипким подростком, который на страницах повести появился лишь один раз. Стараниями Коренева второстепенный персонаж изменился до неузнаваемости и даже обзавёлся супругой Светланой Афанасьевной, а роль фактически стала главной. Кроме Збруева на неё пробовались Станислав Садальский и Александр Филиппенко.

     Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Тимохина, героя Савелия Крамарова, и Люську (И. Азер) также придумал Коренев в процессе написания сценария, как и любовный треугольник Нестор Петрович-Полина-Федоскин.

У девятиклассницы Нелли Леднёвой никакого папы, которого играет Евгений Леонов, не было, а была мама, ученица пятого класса. А герой Ролана Быкова бригадир Петрыкин был не очень симпатичным толстяком.

     С роли Нелли Леднёвой началась слава Светланы Крючковой. Фото из открытого источника
С роли Нелли Леднёвой началась слава Светланы Крючковой. Фото из открытого источника

Долгие пробы

В январе 1972 режиссёр приступил к кинопробам. Без них Коренев пригласил двух представителей поколения великих стариков МХАТа – Анастасию Георгиевскую (учительница географии) и Михаила Яншина (профессор Волосюк). Предстояло отсмотреть около 20 претендентов на роли учеников легендарного 9-го «А», 10 актёров на роли учителей и множество актёров-эпизодников. Это был настоящий марафон – Коренев отбирал исполнителей очень придирчиво и долго, но оно того стоило: актёры сложились в редкий гармоничный ансамбль, без которого теперь немыслим любимый фильм нескольких поколений.

     Наталья Богунова в роли учительницы и жены Ганжи Светланы Афанасьевны. Фото из открытого источника
Наталья Богунова в роли учительницы и жены Ганжи Светланы Афанасьевны. Фото из открытого источника

Нестором Петровичем изначально Коренев видел Андрея Мягкова. Михаил Кононов прилежно ходил на пробы, выполнял все требования режиссёра, но особого желания сниматься не проявлял. Но с Мягковым возникла неожиданная проблема: он хотел, чтобы в роли Светланы Афанасьевны снялась его жена Анастасия Вознесенская. Вознесенской было отказано, после чего сниматься не захотел и Мягков. Роль предложили Кононову, но он тянул с окончательным решением. Пробы продолжались, и среди тех, кто мог бы сыграть Нестора Петровича, оказались Константин Райкин, Евгений Стеблов и Евгений Карельских.

     Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Название придумал оператор Мукасей

Рабочее название картины «Приключения школьного учителя» категорически не понравилось учителям – в газетах написали, что снимается фильм под таким «несерьёзным названием». Учителя со всех концов страны обиделись, что из их непростого труда делают комедию, и обратились в Министерство просвещения с жалобами. Вызванный на ковёр к министру просвещения Коренев сумел отстоять своё детище, но от наделавшего шума названия пришлось отказаться.

Он объявил съёмочной группе, что того, кто придумает новое название, ожидает приз – бутылка коньяка. Так появилась «Большая перемена». А приз выиграл предложивший это название оператор Анатолий Мукасей.

Съёмки шли больше года, и уже в конце апреля-начале мая 1973 года состоялась телепремьера «Большой перемены». Успех был невероятный – во время демонстрации серий улицы вымирали.

***

Фильм снимали в Ярославле, пляжные сцены – на берегу Волги, в самую летнюю жару. Тут возникла проблема: все актрисы оказались светловолосыми, и была опасность, что их будут путать, ведь фильм был телевизионный, а большинство телевизоров в стране в начале 70-х оставались черно-белыми. И тогда Коренев решил сделать Наталью Гвоздикову брюнеткой, чтобы она заметно отличалась от блондинки Натальи Богуновой, игравшей учительницу Светлану Афанасьевну.

     Тот самый драгоценный парик принёс немало мучений Наталье Гвоздиковой. Фото из открытого источника
Тот самый драгоценный парик принёс немало мучений Наталье Гвоздиковой. Фото из открытого источника

С большими трудом раздобыли чудесный импортный парик, очень дефицитный. А под него сшили специальную шапочку. Сниматься в такой конструкции на жаре было сущим наказанием.

Когда Гвоздикова в парике заходила в воду, гример приходила в ужас от мысли, что парик может смыть водой, и тогда съёмки встанут на неопределённое время. Но всё закончилось благополучно.

***

В одной из сцен Нестор Петрович читает ученикам лекцию о том, каким должен быть современный молодой рабочий. Текст лекции Коренев переписал слово в слово из доклада Брежнева на каком-то съезде партии.