Когда Татьяна Лиознова привезла сагу о Штирлице на американское телевидение, в разговоре с одним крупным продюсером она поинтересовалась, не хотел бы он сделать такую экранизацию. «Нет,» – последовал ответ. «А почему?» – «Потому что у меня нет и не будет такого актёра на главную роль.»
Как хулиганы шли смотреть «Штирлица»
Выход на экраны «Семнадцати мгновений весны» потряс всю страну – во время демонстрации серий пустели улицы, люди пораньше отпрашивались с работы, чтобы успеть к началу, и даже милиция во время показов фиксировала резкое падение числа правонарушений. Естественно, стержнем всего напряжённого действия был советский разведчик Штирлиц в исполнении блистательного Вячеслава Тихонова.
"...После этой картины мне несколько трудно было жить. Куда бы я ни приходил, все говорили: "Смотрите, Штирлиц пришел", – вспоминал Вячеслав Васильевич много лет спустя после съёмок.
Фильм не получился стандартным шпионским детективом, пусть и очень качественным. В этом заслуга автора сценария Юлиана Семёнова, режиссёра Татьяны Лиозновой и, разумеется, актёра Вячеслава Тихонова. "Мне надо было убрать из-под Штирлица пьедестал, контурность, суперменство, которые так и лезли изо всех фильмов про разведчиков. Как ни странно, но в роли я искал такие места, где Исаев не разведчик, где он как бы приоткрывается на миг, чтобы в следующую секунду снова оказаться на самом переднем крае войны", – так позже объяснял видение своей задачи актёр.
«Не хлопочи мордочкой»
Тихонов всю жизнь следовал этому шутливому завету своего преподавателя во ВГИКе. Поэтому его герои и притягивают глубиной и цельностью характеров. Даже молчать в кадре так, как это умел делать Тихонов, мало кто может. А ещё умел быть очень и очень разным.
Отца Штирлица звали Матвей Морозов
Первый большой успех пришёл после работы у Станислава Ростоцкого в фильме «Дело было в Пенькове». До этого были «Молодая гвардия», «Максимка» и ещё несколько картин, но сам Тихонов отправной точкой в своей карьере считал именно роль Матвея Морозова. Говорил, что до неё режиссёры его «не видели», и он, скорее всего, ушёл бы из кино. И Штирлица не было бы. Всю свою жизнь Тихонов был благодарен за роль Морозова Ростоцкому. К слову, против дуэта Тихонова и Светланы Дружининой выступало руководство студии им. Горького, считая, что актёр с такой аристократической внешностью и профессиональная балерина не смогут сыграть деревенскую пару.
Как внешность Тихонова не порадовала сценариста
После роли князя Андрея Болконского, с которой, как казалось самому Тихонову, он не сумел справиться, актёр думал уйти из кино и работать только в театре. Но ситуацию спасла новая работа у Ростоцкого - на сей раз в «Доживём до понедельника». И опять возникла проблема с эффектной внешностью Тихонова. Слишком молодым и красивым он показался сценаристу Георгию Полонскому. Но режиссёру удалось снять в роли учителя Мельникова именно Тихонова, а фильм навсегда вошёл в золотой фонд отечественного кино.
Аристократ из провинции
Роль князя Болконского режиссёр «Войны и мира» Сергей Бондарчук Тихонову давать не хотел, выбирая между Олегом Стриженовым и Иннокентием Смоктуновским. Решение в пользу Тихонова приняла министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Сам Вячеслав Васильевич спустя годы признавался, как сильно его мучило ощущение пропасти между князем Андреем и провинциальным парнем Славой Тихоновым. В общем, Болконским остались недовольны режиссёр, актёр, да ещё и критика, зато безоговорочно и навсегда приняли зрители всего мира.
«Они сражались за Родину»
Этот фильм стал второй совместной работой Тихонова и Бондарчука. Николай Стрельцов, рядовой, оглохший по причине контузии, сбегает из госпиталя в свою часть, которая воюет на передовой. По сюжету Стрельцов сильно заикается, и Тихонов довольно долго работал над заиканием, в том числе разговаривая с близкими. А когда услышал, что заикаться вслед за ним стала дочка Анечка, такие репетиции прекратил.
Эту свою роль Тихонов ценил очень высоко, невзирая на сложную работу над ней. Желая добиться абсолютной достоверности, в батальной сцене Бондарчук окружил актёра жаровнями с горящими углями и попросил танкистов стрелять в сторону Тихонова. Жар стоял невыносимый, а от выстрелов Тихонов и правда едва не оглох. Сцена получилась невероятной по силе и накалу, а критики признали, что актёр сыграл своё «второе небо Аустерлица».
«Белый Бим Чёрное ухо»
Третья совместная работа актёра Тихонова и режиссёра Ростоцкого заставила всю страну заплакать перед экранами. Тихонов, уставший от лавр Штирлица, с удовольствием согласился сыграть тихого скромного писателя. С английским сеттером Стёпой, которому предстояла сложная трагическая роль, Тихонов подружился так, что снимать сцены взаимной любви собаки и человека получалось без репетиций и дублей. Ростоцкий и Тихонов за эту картину получили Ленинскую премию, а «Белый Бим...» поехал побороться за «Оскар» как лучший фильм года на иностранном языке. «Оскара» не получил, но на показах залы аплодировали ему стоя.
Как Тихонов сыграл Бога у Рязанова
Наверное, символично, что последней ролью Вячеслава Васильевича в кино стал... Бог. В сценарии к фильму Э. Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» значился персонаж, именуемый как «человек с добрым лицом и нимбом над головой». Роль совсем небольшая, но вопрос, кто же её исполнит, завёл Рязанова в тупик.
Режиссёр вспоминал позже: "Однажды на концерте... я увидел Вячеслава Тихонова. Я не встречал его несколько лет. Он изменился. Бывший князь Андрей,
Штирлиц, мичман Панин постарел, отпустил бороду. Его лицо излучало доброту, значительность и достоинство".
Так был найден актёр, который мог сыграть всё, даже Бога...