Парень был умный
Тётя, которая воспитывала Яна, боялась, что у племянника будут проблемы из-за еврейского происхождения. Чтобы не возникало лишних вопросов, она дала ему свою фамилию. Так Ян стал Рокотовым. Парень был умный, смышлёный, прекрасно закончил школу и без особого труда поступил на юрфак МГУ.
В 1946 году Рокотова арестовали – его близким приятелем оказался Джонрид Сванидзе, родственник первой жены Сталина. Сванидзе обвиняли в создании антисоветской организации, в причастности к которой попал под подозрение и Рокотов. Но дело, по слухам, замяли, а Рокотову вынесли очень мягкий по тем временам приговор – его выслали из Москвы. Однако он не послушался и остался в столице, за что был арестован и приговорён к 8-ми годам тюрьмы.
На свободу Ян вышел в середине 50-х. Зарабатывать пытался на перепродаже одежды, которую закупал у иностранцев. Позже задумался о другом заработке – денег эта работа приносила немного, к тому же у концу 50-х годов в стране появилось много подпольных производств, которые изготавливали неплохого качества одежду и обувь.
Первый «купец» Москвы
И он перешёл на очень прибыльную, но гораздо более опасную деятельность – занялся скупкой иностранной валюты, золотых монет и ювелирных изделий. В те годы самый известный «чёрный рынок» страны функционировал в самом центре Москвы – от Пушкинской площади до гостиниц «Москва» и «Националь». Это место называли «плешкой» – оно было крупнейшим пунктом товарообмена между иностранными гостями столицы и фарцовщиками, которые скупали у них товар. Дальше он поступал в руки «купцов», а они сбывали товар тем, кто имел желание его приобрести и деньги. Одним из самых заметных московских «купцов» и стал Рокотов. В среде фарцовщиков он быстро приобрёл большой вес и влияние. Его ближайшими компаньонами стали Дмитрий Яковлев и Владислав Файбышенко.
Дело быстро набирало обороты, и к началу 60-х Рокотов стал подпольным миллионером. Однако будучи человеком опытным и осмотрительным, он не пошёл по пути многих своих коллег, которые слишком увлеклись красивой жизнью и погорели на этом. Ян жил не привлекая внимания в обычной коммуналке, а свой капитал держал в чемодане, который предпочитал перемещать то по знакомым, которых просил временно подержать у себя его вещи, то в камерах хранения. Никто и понятия не имел, что именно лежит в самом обычном потёртом чемодане.
Полтора миллиона в камере хранения
Но однажды тогдашний глава советского государства Никита Хрущёв посетил с визитом Западный Берлин, где ему весьма едко попеняли, что в Москве развелось слишком много фарцовщиков, которые пристают к иностранцам. По возвращении домой взбешенный Хрущёв потребовал от соответствующих органов навести порядок.
Рокотов был крупной фигурой на подпольном рынке, и его уже давно «вело» КГБ. Однако осторожного Яна очень трудно было взять с поличным. Но в мае 1961 года Рокотов был задержан при изъятии своего чемодана из камеры хранения. В его недрах оказалось около 1,5 млн. долл. США в нескольких валютах и золотых монетах. Вскоре удалось задержать и Яковлева с Файбышенко. В соответствии с законодательством все трое получили по 8 лет тюрьмы.
Казнить, нельзя помиловать
Правда, вскоре после этого приговора наказание за подобные деяния ужесточили до 15 лет, однако Рокотова и его подельников это уже не касалось. Но Хрущёв, помня своё унижение в Западном Берлине, потребовал ужесточить им наказание, невзирая на то, что это будет прямым нарушением закона. Тогда выпустили дополнение к указу, которое в исключительных случаях позволяло закону иметь обратную силу. Так фарцовщики получили по 15 лет. Но Хрущёв желал, чтобы свершилась показательная казнь. На одном из Пленумов ЦК КПСС появилось письмо от рабочих, которые возмущались мягким приговором спекулянтам и валютчикам. Были подготовлены изменения в УК,которые допускали смертную казнь за крупные экономические преступления, спекуляцию и незаконные валютные операции. Второй приговор Рокотову, Яковлеву и Файбышенко был отменён. Из Мосгорсуда дело перешло в Верховный суд РСФСР. Он и вынес смертный приговор, приведённый в исполнение в том же 1961 году.
Манипуляции с законом по воле Хрущёва осудили на Западе, но он остался к этому равнодушен. Пройдёт несколько лет, и по его приказу будет расстрелян жестокий несовершеннолетний преступник Аркадий Нейланд.