В 1930-40 годах в семьях советских партийных, хозяйственных, военных и прочих высокопоставленных лиц, а также творческих деятелей при домашней прислуге старались говорить на нейтральные темы, традиционно обсуждая погоду. И не зря – прислуга запросто могла быть информатором НКВД или написать туда донос.
«Няка»
С другой стороны, и прислуга не была гарантирована от угрозы попасть за решётку. Это почти случилось с няней детей самого Иосифа Сталина Александрой Бычковой, когда выяснилось, что муж её при прежнем режиме служил писарем в Министерстве внутренних дел. Факт этот Бычкова скрывала, что и вменялось ей в вину. Да и сама она прежде служила в семье московского градоначальника.
Её уводили из дома под конвоем, когда это заметила дочь хозяина Светлана и подняла громкий крик. Пришли за няней вскоре после самоубийства жены Сталина Надежды Аллилуевой, когда она, по сути, заменила детям Василию и Светлане мать – отец был постоянно занят, и дети после смерти матери оказались в казённом мире, лишенном домашней заботы и ласки. Единственным светлым пятном в таких нерадостных обстоятельствах была «Няка», как называла няню Александру маленькая Светлана. Оторвать «Няку» от ревущей девочки не посмело даже НКВД.
Когда через 20 лет Бычкова, которая стала членом сталинской семьи, умерла, Светлана сделала всё, чтобы её похоронили на Новодевичьем кладбище неподалёку от могилы Надежды Аллилуевой. Так Светлана отдала последний долг любви своей «Няке».
Неотправленная жалоба в партком
Увы, но так с домашним персоналом везло далеко не всем. Знаменитая актриса Марина Ладынина, которая была замужем за режиссёром Иваном Пырьевым, терпела многолетние и многочисленные походы супруга налево – его страстью были молоденькие актрисы, и чем старше он становился, тем больше такого «вдохновения» ему требовалось. Когда у мужа появилась очередная пассия, Ладынина не выдержала и написала письмо в партком «Мосфильма» – тогда таких писем боялись как огня, будь ты даже сам всесильный Пырьев.
Написала Марина письмо, а вот отправлять не стала – возможно, испугалась очень мстительного мужа, который легко ломал чужие судьбы. И выбросила в мусорный бачок, где его и обнаружила домработница. Та письмо прочитала, передала Пырьеву, а заодно рассказала о нём своим коллегам, работавшим у жильцов элитной высотки-«сталинки» на Котельнической набережной.
Взбешенный Пырьев выгнал жену из квартиры, лишил вещей и накоплений, но самое худшее – запретил её снимать, это было в его власти. А сам вскоре женился на любовнице, которая была на 30 лет младше.
Бумеранг
А вот с известным советским поэтом-песенником Львом Ошаниным случилась настоящая мелодрама. Ему было за 50, когда он воспылал нешуточными чувствами к одной из студенток, которым он читал лекции в Литературном институте. Безумная страсть заставила его развестись с женой после 30 лет брака. Шокированная женщина с предательством смириться не смогла и наложила на себя руки.
Ошанин этого словно не заметил, летая на крыльях любви, он привёл в свой дом в легендарном писательском Переделкине новую музу в качестве хозяйки.
Дача у Ошанина была чудесная, утопавшая в зелени и цветах. За садом и цветником ухаживал садовник, молодой привлекательный мужчина. Это заметила и молодая хозяйка. Драма, добровольной жертвой которой стала верная жена поэта, сделала новый виток – теперь любителю молоденьких девушек предстояло почувствовать вкус измены. Ошанин выгнал из дома и ветреную музу, и садовника. Следующие 30 лет своей жизни он провёл в одиночестве. Дочь его уехала в Америку, сына он похоронил. Сам Лев Ошанин скончался в полном одиночестве в 1996 году.