Луи Бурбон, принц Кондэ, задумал устроить пышное торжество по случаю визита Людовика XIV в его поместье Шантийи. До приема, назначенного на 23 апреля 1671 года, оставалось всего две недели. Для принца это было, возможно, самое важное пиршество в жизни: когда-то Великий Кондэ поднимал французскую знать против усиления власти короля, однако времена его силы, увы, давно остались в прошлом. И теперь он усиленно искал возможности примирения с венценосным родственником.
«Парадные обеды и ужины включали в себя четыре разных супа (обычно протертых); от четырех до тринадцати видов закусок; жаркое, прожаренное на сильном огне на противне (тоже в разных вариантах); соусы; легкие блюда, подаваемые перед десертом, и собственно десерты.» - так описывал высокие трапезы французский историк и бытописатель Эмиль Мань в книге «Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII»
В назначенный срок двор Его Величества прибыл в Шантийи. Для развлечения августейшего гостя были организованы охота, прогулка под луной в саду, полностью освещенном китайскими фонариками, утром – коласьон на ковре из жонкилей (легкий завтрак среди ароматных нарциссов). Король и публика были в восторге. Не обошлось и без накладок: гостей с королевским двором прибыло больше, чем ожидалось, и на один из 25-ти столов не хватило жаркого. Ватель был не на шутку расстроен, хотя перемен блюд было достаточно и без этого.
Гостей ожидал великолепный фейерверк, но провести его помешала погода. Однако это было не самое страшное: в ночь на 24 апреля выяснилось, что не прибыли заказанные к столу свежая рыба и омары. Дело в том, что 24 апреля была пятница, постный день, и королю должны были подаваться положенные по этому случаю блюда. Ватель как человек, обладавший обостренным чувством профессиональной чести, не смог вынести такого позора и лишил себя жизни...
Между тем, к утру злополучная рыба была доставлена в Шантийи сразу из нескольких мест.
Принц Кондэ приказал вывезти тело своего верного мажордома и где-нибудь тайно похоронить, чтобы не портить праздник.
Сегодня имя Франсуа Вателя стало синонимом служебной ответственности, чести и достоинства. Его носит одна из самых авторитетных школ гостиничного и туристического бизнеса - Институт Вателя, а также множество ресторанов и кафе по всему миру.