Любовь аргентинцев к этой женщине была и остаётся настолько велика, что даже теперь, спустя долгих семь десятков лет после ухода из жизни, на её могиле ежедневно появляются свежие цветы. И ненавидели так, что во время смертельной болезни первой леди страны писали огромными буквами на стенах зданий страшные слова:»Да здравствует рак!» Её тело после кончины тщательно забальзамировали, а мумию называли «искусством смерти», которой преклонялись и которую преследовали.
Красивой или обаятельной Эва никогда не была, зато у неё было вдоволь целеустремлённости, характера и силы воли. Внешняя хрупкость и незащищённость были лишь маской.
Эва до Эвиты Перон
Мария Эва Дуарте появилась на свет 7 мая 1919 года младшей из пяти внебрачных детей хозяина небольшой скотоводческой фермы Хуана Дуарте и служанки Хуаны Ибаргурен. Отец содержал обе семьи, законную и побочную, но погиб в аварии, после чего служанка с детьми была немедленно изгнана с фермы.
Одолев к 15 годам лишь начальную школу, Эва сбежала от нищеты и беспросветности сельской жизни в столичный Буэнос-Айрес. Служила в небольшой актёрской труппе, подрабатывала в рекламе и на радио. Карьера складывалась не блестяще, и Эва снималась в «мужских журналах». Намного позже, уже став женой президента Аргентины, фотографии она пожелает найти и уничтожить. Ходили упорные слухи, что зарабатывать девушке приходилось не только пикантными фото, но и кое-чем более предосудительным, однако прямых доказательств этому нет. Сплетничали, что поменяла Эвита великое множество любовников, за счёт их и старалась выбраться из того болота, в котором ей приходилось существовать.
В 1943 году её беременную бросил очередной мачо, и 24-летней Эве пришлось обратиться к подпольному гинекологу – аборты в католической Аргентине были строго запрещены. Коновал так сделал своё дело, что через несколько лет это обернётся непоправимой трагедией для молодой женщины, которая к тому времени будет в зените возможностей, славы и богатства.
«Спасибо, что Вы есть!»
А 17 января 1944 года на благотворительном мероприятии сотрудница радиостанции Эва познакомилась с одним из лидеров военного переворота в Аргентине полковником Хуаном Пероном. Согласно красивой легенде, она обратилась к нему со словами: «Спасибо, что Вы есть!»
Любовниками она стали в тот же вечер. Следующие полтора года Эвита будет появляться рядом с 48-летним вдовцом Пероном в статусе «подруги», шокируя традиционное аргентинское общество. Активная девушка понравилась бравому полковнику, но связывать с нею свою жизнь он не торопился. Да и Эвой, которая была вдвое моложе, двигал больше расчёт, чем романтические порывы.
И всё же 17 октября 1945 Перон женится на Эве. А меньше чем через год он становится президентом страны. В агитации за мужа-кандидата перед собраниями женщин приняла живейшее участие его молодая жена, хотя избирательного права аргентинки ещё не имели. Его им предоставит президент Перон в 1947 году.
Первая леди
Официальных постов в правительстве Эва не занимала, однако фонд её имени, который был основан в период президентства Перона, много делал для изменения жизни широких беднейших слоёв населения страны к лучшему. Строилось множество объектов социальной сферы, Эвита подарила больше 2500 квартир с мебелью остро нуждающимся в жилье и стала крёстной матерью почти 8000 младенцев из бедных семей, поддерживая их материально.
Конечно, привести ко всеобщему процветанию такие шаги не могли – бедное население одной из самых богатых природными ресурсами стран мира взирало на изысканные парижские туалеты и потрясающие украшения первой леди, размышляя, удастся ли сегодня накормить голодную семью. Но что было то было – именно жена обеспечила мужу как лидеру нации глубокую эмоциональную связь с народом. Именно она убеждала людей, что её муж ночей не спит в заботах об их грядущем благосостоянии. А тем временем родственники и приближённые Эвы массово занимали государственные посты.
Летом 1947 года Эва Перон совершила поездку в Европу фактически в ранге государственного деятеля. Европейская аристократия, как до этого аристократия аргентинская, не желала принимать бывшую крестьянку как свою ровню. В богатых семействах супругу президента ненавидели, называя шлюхой, которая нагло залезла в политику. Об отношении к ней представителей аристократической элиты говорит забавное происшествие в Италии: в поездке первую леди Аргентины сопровождал отставной адмирал. Как-то на митинге её в лицо обозвали падшей женщиной. На удивление и обиду Эвиты адмирал заметил: «Синьора, я уже пятнадцать лет не выхожу в море, а меня по-прежнему называют адмиралом».
Но ей оказывался приём как супруге главы государства, и даже папа Римский удостоил Эву продолжительной беседы.
С одним из дней рождения её поздравил Иосиф Сталин, прислав в подарок роскошное горностаевое манто. Эва Перон была единственной, кто получил такой подарок от самого закрытого на тот момент мирового лидера.
Рак
Последнее появление Эвиты на публике случилось 4 июня 1952 года на церемонии второй инаугурации президента Перона. Ей было 33 года, а весила она 32 килограмма. Диагноз был поставлен в 31 год, операция оказалась бесполезна.
Первая леди с трудом произнесла речь, в которой заявила: «Я никогда не перестану благодарить Перона за то, чем я являюсь и что имею. Моя жизнь принадлежит не мне, а Перону и моему народу, они — мои постоянные идеалы. Не плачь по мне, Аргентина, я ухожу, но оставляю тебе самое дорогое, что у меня есть, – Перона». Её не стало через неполных 2 месяца, 26 июля 1952 года Эва Дуарте де Перон умерла от рака матки. В полдевятого утра радиостанции и телевидение Аргентины прервали вещание и объявили: «Наша всеми уважаемая и любимая Эва Перон стала бессмертной».
На похороны пришли миллионы людей, был объявлен 30-дневный траур. Люди теряли сознание, имели место попытки самоубийства. В Ватикан отправились 40 тысяч писем с требованием канонизировать Эву Перон как святую, отдавшую жизнь в борьбе с бедностью.
Жизнь после смерти не менее бурная, чем при жизни
Тело Эвиты было забальзамировано и до 1955 года, когда её мужа свергла очередная хунта, было выставлено в часовне на всеобщее обозрение. Новой власти такой объект поклонения нужен не был, и тело спрятали сторонники Перона, чтобы потом вывезти в Италию, где оно и было захоронено в Милане. И только спустя почти 20 лет оно вернулось на родину, где Эвита нашла последнее прибежище на историческом кладбище Реколета в центре Буэнос-Айреса.