Найти в Дзене
История в Dеталях

Рафаэль и Форнарина. Запретная любовь и тайный брак гения Возрождения

Вторая «Джоконда» Перу Джоржо Вазари, итальянского художника и писателя, автора «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», принадлежит заметка о том, как однажды Рафаэль написал портрет женщины невероятной красоты. И что на нём изображена не просто прекрасная натурщица, а любовь всей жизни гения итальянского Возрождения. Конечно же, Вазари говорит о «Донне Велате» – картине, которая по своей загадочности и необъяснимом влиянии на всякого, кто её видит, может соперничать с самой «Джокондой» Леонардо да Винчи. Тайная жена? А теперь обратимся к другому портрету, написанному Рафаэлем в последние годы жизни. На предплечье изображенной на нём молодой женщины надет браслет с надписью «Raphael Urbinas» («Рафаэль Урбинский»– от Урбино, родного города художника). Что это может означать, какое отношение женщина имеет к художнику? В 1999 году во время чистки и реставрации полотна на безымянном пальце левой руки модели было обнаружено ранее закрашенное кольцо, по всем призна

Вторая «Джоконда»

Перу Джоржо Вазари, итальянского художника и писателя, автора «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», принадлежит заметка о том, как однажды Рафаэль написал портрет женщины невероятной красоты. И что на нём изображена не просто прекрасная натурщица, а любовь всей жизни гения итальянского Возрождения.

Конечно же, Вазари говорит о «Донне Велате» – картине, которая по своей загадочности и необъяснимом влиянии на всякого, кто её видит, может соперничать с самой «Джокондой» Леонардо да Винчи.

     "Донна Велата". Рафаэль Санти, 1512-1518 гг.. Изображение из открытого источника
"Донна Велата". Рафаэль Санти, 1512-1518 гг.. Изображение из открытого источника

Тайная жена?

А теперь обратимся к другому портрету, написанному Рафаэлем в последние годы жизни. На предплечье изображенной на нём молодой женщины надет браслет с надписью «Raphael Urbinas» («Рафаэль Урбинский»– от Урбино, родного города художника). Что это может означать, какое отношение женщина имеет к художнику?

     Рафаэль Санти. "Форнарина", 1518-1519 гг. . Изображение из открытого источника
Рафаэль Санти. "Форнарина", 1518-1519 гг. . Изображение из открытого источника

В 1999 году во время чистки и реставрации полотна на безымянном пальце левой руки модели было обнаружено ранее закрашенное кольцо, по всем признакам обручальное. А в её волосах – жемчужная заколка, какие в ту пору могли носить лишь замужние женщины.

     Тот самый браслет и палец, с которого убрано обручальное кольцо. Изображение из открытого источника
Тот самый браслет и палец, с которого убрано обручальное кольцо. Изображение из открытого источника

Это жена мастера? О браке Рафаэля нигде не упоминается. Об официальном общеизвестном браке. А если брак был тайный?

Вернёмся к «Донне Велате». Полотно написано на 2-3 года раньше, чем портрет девушки с говорящим браслетом на предплечье, но в волосах «Донны Велаты» та же жемчужная заколка, а также ещё одна деталь – покрывало на голове, какие носили замужние римлянки. Да и само название полотна «Донна Велата» переводится с итальянского как «женщина с покрывалом».

Значит, на обоих портретах изображена одна и та же женщина, и тайное венчание с Рафаэлем состоялось до написания «Донны Велаты» в 1516 году?

Считается, что модели на портретах не похожи. Однако этому находится объяснение: Рафаэль не успел дописать лицо супруги на том из них, где она позирует обнажённой. Исследователи пришли к выводу, что портрет завершил и продал ученик гения, Джулио Романо. Однако Романо придал женщине иные черты, чем на «Донне Велате».

Зачем?

     Рафаэль Санти. Автопортрет. Изображение из открытого источника
Рафаэль Санти. Автопортрет. Изображение из открытого источника

Не отказаться не значит жениться

В биографии Рафаэля Вазари пишет, что кардинал Бернардо Довицци Биббиена сделал молодому Рафаэлю предложение, от которого тот не смог отказаться: могущественный служитель Святого Престола настоятельно рекомендовал живописцу жениться на своей племяннице Марии. Понятно, что такое родство укрепляло положение художника в высшем обществе и открывало новые возможности для получения выгодных заказов. Отказом Рафаэль не ответил, но и свадьбу оттягивал как только мог, пока кардинальская племянница не покинула этот мир.

     Жан-Огюст-Доминик Энгр. Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббиена. Изображение из открытого источника
Жан-Огюст-Доминик Энгр. Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббиена. Изображение из открытого источника

После скоропостижной кончины самого Рафаэля от острого заболевания лёгких Джулио Романо и другие ученики мастера должны были закончить крупные заказы, которые были в работе, включая роспись нескольких залов Ватикана. Известие о тайном браке художника, за которого римский кардинал сватал свою племянницу, могло вызвать скандал и разрыв договорённостей с его учениками о продолжении работ в Ватикане.

Романо приложил все усилия, чтобы этого не случилось, – закрасил обручальное кольцо на пальце модели, изменил черты её лица и продал полотно.

Форнарина, или прекрасная булочница

Как бы там ни было, историки, искусствоведы и биографы величайшего итальянского художника сходятся на том, что на обоих портретах изображена возлюбленная Рафаэля по имени Маргерита Лути, дочка римского пекаря по прозвищу Форнарина, или булочница. Двенадцать лет они были вместе – этому как раз есть достаточно свидетельств.

Правда, образ жизни Форнарины в разных источниках варьировался от добропорядочной горожанки до служительницы дома терпимости, где её и заприметил художник. Известно, что официально замужем прекрасная булочница не была, и Рафаэль, понимая, что дни его сочтены, во избежание кривотолков отправил возлюбленную из дома, обеспечив ей безбедное существование.

Он ушёл из жизни в статусе жениха племянницы кардинала Биббиена, поэтому ни о какой возлюбленной и тем более тайной жене речи идти не могло – для всех непосвящённых Форнарина так и осталась неведомой красавицей с гениальных полотен Рафаэля Санти из Урбино.