Найти тему
ORDA

Пытки во время Кантара: почему полицейские получают небольшие сроки

Оглавление

Почему правозащитники недовольны ходом расследования и вердиктами судов по делам о пытках участников январских событий, рассказывает Orda.kz

Фотоколлаж Orda.kz
Фотоколлаж Orda.kz

12 февраля 2023 года Талдыкорганский городской суд вынес приговор по громкому делу о пытках в застенках полиции 23 задержанных в ходе Кантара граждан. Пятеро бывших стражей правопорядка были признаны виновными по ч.2 ст.146 УК РК (Пытки) и приговорены к 3 и 4 годам лишения свободы за жестокое обращение с подозреваемыми.

Ранее, 17 января 2023 года Бостандыкский районный суд Алматы также вынес мягкое наказание трём экс-сотрудникам городского подразделения полиции. Двое из них получили по 3 года лишения свободы за пытки несовершеннолетнего выпускника детского дома. Их коллега, не сообщивший начальству об этой изуверской экзекуции, получил 1 год и 6 месяцев ограничения свободы за бездействие по службе.

Столь гуманное отношение суда к палачам в погонах возмутило казахстанских правозащитников. Они писали гневные посты в соцсетях, обращались с просьбами о пересмотре приговоров во всевозможные инстанции. Но, увы, добиться реального ужесточения наказания для виновных лиц в нашей стране не так уж и легко, поскольку отечественное уголовное законодательство лояльно относится к подобного рода преступлениям против прав и свобод граждан.

Журналисты Orda.kz выясняли, почему эксперты в области защиты прав человека критикуют расследование дел о пытках граждан, и что они предлагают взамен.

Нулевая терпимость к пыткам?

Координатор Коалиции НПО Казахстана против пыток Роза Акылбекова рассказала, что следила за ходом скандального судебного процесса в Талдыкоргане. Она присутствовала практических на всех слушаниях и видела собственными глазами те переживания, боль и отчаяние, что испытывали некоторые потерпевшие, когда давали показания в суде. Поэтому она недовольна приговором Фемиды в отношении 5 экс-сотрудников областного Департамента полиции.

Напомним, самое максимальное наказание получили Айдын Кенжебаев и Нуртаза Жанбакытулы. Суд приговорил их к 4 годам лишения свободы. Самое минимальное наказание, предусмотренное ч.2 ст.146 УК РК “Пытки”, было назначено Ермеку Жумашеву и Алмасу Боканову. Им дали по 3 года заключения. А вот их коллега Сапамурат Токташ был осужден к 3,5 годам лишения свободы.

“Вдумайтесь только, полицейским дали 4 года за то, что они жестоко избивали задержанных людей и прижигали их раскалённым утюгом! Естественно, я возмущена решением Фемиды, так как назначенное наказание явно несоизмеримо тому, что натворили виновные. Я считаю, что виновные заслуживают более строгого наказания!”
Роза Акылбекова. Фото из личного архива
Роза Акылбекова. Фото из личного архива

Чем объясняется столь мягкий приговор Фемиды? Как писали СМИ, ответ содержится в сообщении пресс-службы талдыкорганского городского суда. Там указано, при вынесении приговора суд учёл “полное признание вины, добровольное возмещение ущерба и наличие на иждивении малолетних детей. Отягчающим обстоятельством суд посчитал совершение сотрудниками уголовного правонарушения в условиях ЧП и нарушение принятой ими присяги”.

Роза Акылбекова находит своё объяснение лояльному приговору.

“Я видела, как в ходе судебных заседаний оказывалось давление на многих потерпевших. При этом они вместо гособвинения фактически доказывали вину подсудимых! Я слышала, как некоторые потерпевшие требовали также привлечь к уголовной ответственности других сотрудников областного департамента полиции, которые, по их мнению, остались вне поля зрения следствия. Поэтому у меня остались тяжёлые воспоминания об этом судебном процессе”.

По словам правозащитника, наказание за пытки в Казахстане необходимо ужесточить на практике. Если мастеров заплечных дел будут и дальше приговаривать к 3-4 годам тюрьмы за истязания жертв, то у них высок шанс быстрее освободиться из колонии за примерное поведение.

“Я считаю, что палачам сразу следует давать от 5 лет и выше лишения свободы. Только в этом случае наше государство продемонстрирует свою нулевую терпимость к пыткам на деле, а не на словах. Мне иногда говорят, что в Казахстане и так 8 лет назад ужесточили наказание. Если раньше виновному давали за пытки с тяжкими последствиями до 10 лет лишения свободы, то по новому УК ему грозит до 12 лет. Я привожу свой довод, что какой смысл было ужесточать наказание за пытки, если на практике судьи до сих пор приговаривают палачей к 3- 4 годам тюрьмы?“
Жестокое обращение с задержанными. Фото svoboda.org
Жестокое обращение с задержанными. Фото svoboda.org

На руку палачам в погонах играет и действующее примечание к статье 146 УК РК. Оно гласит, что “не признаются пытками физические и психические страдания, причинённые в результате законных действий должностных лиц”. Роза Акылбекова пояснила, как появилась эта обтекаемая юридическая формулировка, и что за ней скрывается на самом деле.

“Вы знаете, что изначально это примечание подразумевало подавление бунта осуждённых силами ОМОНа и внутренних войск МВД? Раньше когда в колонию вводили эти подразделения, то они начинали наводить порядок резиновыми дубинками. Государству нужно было как-то оправдать их силовые меры воздействия над сидельцами. Вот тогда-то и появилось примечание, что мол не считаются пытками законные действия представителей власти. По сути, это – завуалированное оправдание палачей, и чтобы исключить возможность прикрываться этой расплывчатой формулировкой, я предлагаю разработать отдельный закон РК “О борьбе с пытками”».

Поясняет правозащитник и нюанс о передаче в 2023 году расследования дел о пытках спецпрокурорам.

“Поправку о том, что отныне спецпрокуроры должны расследовать все дела о пытках в Казахстане не успели внести в действующий закон. Я думаю, что её внесут после выборов в Мажилис. В целом, я поддерживаю это нововведение, поскольку считаю, что Антикоррупционная служба завалила расследование дел о пытках. Она же специализируется на раскрытии коррупционных преступлений, а это – совсем другое. Думаю, спецпрокуроры лучше справятся с расследованием дел о пытках, потому что они разработали в 2022 году правила и инструкции по расследованию такого рода дел”, – говорит Акылбекова.

По данным сотрудников Коалиции НПО Казахстана против пыток, в 2022 году к ним поступило 190 сообщений о пытках и других видах противоправного обращения. Больше всего обращений поступило из Алматы, Талдыкоргана и Тараза. В числе пострадавших оказались 178 мужчин, 12 женщин и 13 несовершеннолетних.

Цель оправдывает средства? Разбираемся в материале.

Пытки во время Кантара: почему полицейские получают небольшие сроки - Информационно-аналитический портал Orda.kz

Orda.kz