Радостей у Таньки было очень много. Они, как кирпичики, складывались в счастье.
Ощущение счастья описать одной фразой Таня не смогла бы. Оно такое разное, это счастье. Громкое или тихое, смелое или робкое, огромное или крохотное ‒ оно было способно исцелить своим присутствием или воспоминанием. Каждый день приносил особенное счастье. Оно имело запах, вкус, звук и цвет. Порою радости складывались в мелодию или в стихотворение ‒ душа пела и ждала еще большего счастья. А в минуты горести или разочарования спасали воспоминания о счастье.
Безусловным счастьем для Таньки было лето. Это короткое в Забайкалье время дарило столько радостей, что их хватало с запасом на все остальное время. Закроешь глаза зимним вечером и вот оно, лето, стоит перед тобой и благоухает. А чем пахнет лето, помните?
Танькино лето пахло душистым лугом, цветами, в особенности чабрецом, большими белыми ромашками, мятой и шалфеем. Оно пахло горькой полынью и сладким шиповником. В августе у лета был запах медового донника.
Лето всегда пахнет тайной, секретными тропинками и каменными пещерами, деревянными шпалами старой железнодорожной ветки, ведущей в неизвестность.
У лета аромат листьев тополя и березки. Лето пахнет лесом, мягкими и пушистыми иголочками лиственницы и колючими жесткими – сосны, ароматом листочков багульника, растертых в пальцах. Еще оно пахнет ладошками, испачканными сладкой земляникой, пахнет нагретой корой и сосновой смолой, прелой грибницей, липкими маслятами и румяными рыжиками, дурманящим болотным багульником среди кустов голубики.
Лето каждый день трудится в огороде и пахнет мокрыми досками и влажной землей на грядках после полива, свежими огурцами, редиской и окрошкой, смородиновыми листьями. На кухне тоже витают запахи лета: первое земляничное варенье, ароматный укроп и жареная картошка с грибами.
Лето ходит в походы и манит нас дымком костра и печеной картошкой на углях. Оно пахнет рекой, болотом и лягушками, диким луком и монгольским чесноком.
У лета запах августовских падающих звезд, туманов и надвигающейся грозы. В грозу летний воздух пахнет пылью, прибитой крупными каплями теплого дождя и горячим асфальтом.
Перед тем, как передать осени эстафетную палочку лето начинает пахнуть душистым сеном. А еще нагретой кабиной грузовика, который привез душистое сено. Танька чувствует запахи первого опавшего листочка, картофельной ботвы, слегка прибитой ранним августовским утренником и потом отошедшей на солнце. Лето радует запахом сладких арбузов и кваса из деревянной бочки. Пахнет свежевымытыми полами, краской после ремонта, новыми учебниками, полученными в школьной библиотеке и прочитанными к сентябрю от корки до корки.
Звуки лета просыпаются с голосом серой кукушки и разливаются журчанием реки, кваканьем майских лягушек, трескотней кузнечиков и скрипом сосен на ветру. Лето живет в пении птиц, жужжании ос, бульканье дождевых капель в старой бочке. Оно говорит с нами громовыми раскатами и шорохом дождя по железной крыше.
А какое же лето вкусное: ягоды земляники и смородины, сладкие корни саранки, сочные перья дикого лука и кислые листочки щавеля. У лета вкус сочной редиски, жареной картошки, свежей окрошки и пирожков с яйцами, муравьиного спирта и мягких хвоинок лиственницы. И все это ослепительное, сладкое, сочное лето проникает внутрь, в сердце, и остается там на весь год. Таня знала, что лето вернется, но все равно долго грустила, когда расставалась с ним.
(продолжение следует)