Автор - brekotin #
В начале XIX века в Америке не было быстрого сухопутного транспорта, поэтому идея создания сети железных дорог была очень перспективной. Начало было положено в 1815-м году полковником Джоном Стивенсом, который основал первую железнодорожную компанию Нью-Джерси (позже она стала частью Пенсильванской железной дороги).
Стивенс сконструировал и свой паровой локомотив «Steam Wagon», успешно прошедший испытания.
Источник: ja.wikipedia.org
Ещё одним толчком послужило испытание английского паровоза Stourbridge Lion, совершённое Гортарио Аленом. Примечательно, что Ален был главным инженером судоходной компании. В результате этого испытания и эксперимента – соревнования на скорость прохождения расстояния между паровозом и пароходом – была доказана практическая ценность железнодорожного сообщения. С конца 20-х годов XIX века в Америке началось интенсивное развитие железных дорог и производство локомотивов.
В 1830-м году между Огайо и Балтимором, городами штата Мэриленд, начал курсировать первый пассажирский состав.
В 1846-м началось движение по старейшей железной дороге США – Пенсильванской.
Острая необходимость в разветвлённой железнодорожной сети требовала большого количества рабочих рук. Для этого в Америку стали прибывать китайцы – до 700 тысяч в год. Таким образом, строительство железных дорог стало причиной второй из четырёх волн иммиграции.
Трансконтинентальная железная дорога
С началом гражданской войны 1861-1865 г.г. железные дороги стали ещё более востребованными: требовались перевозки оружия, продовольствия, людей. В связи с этим президент Авраам Линкольн принял решение о строительстве магистрали длиной почти в 3 тысячи километров – трансконтинентальной железной дороги восток – запад.
Источник: ushistory.ru
Для скорейшего достижения результата Линкольн предоставил подряд на строительство сразу двум компаниям – Central Pacific и Union Pacific Railroad. Они начали работу навстречу друг другу и при этом стремились первыми закончить свой участок дороги, часто в ущерб качеству: работы велись не по плану, менялись маршруты, имела место коррупция. На строительстве были задействованы иммигранты из Китая и Ирландии, которые соглашались на низкую оплату и тяжёлые условия труда, многие рабочие погибали. Земли, по которым планировалось прохождение магистрали, скупались у населения за бесценок. В результате в руках компаний оказались огромные средства. Победитель соревнования Union Pacific Railroad стала одним из крупнейших железнодорожных предприятий страны и остаётся таким до сих пор.
В 1869-м году на стыке проложенных путей был забит золотой гвоздь как символ связи Тихого и Атлантического океанов. Строительство было закончено.
Трансконтинентальная железная дорога, кроме своего стратегического предназначения, способствовала развитию сельского хозяйства – многие американцы устремились на плодородные земли Запада. В конце столетия были построены ещё несколько дорог в этом же направлении.
Послевоенное развитие
В ходе гражданской войны было доказано, что будущее – за железнодорожным транспортом, и развитие дорог приняло огромные масштабы. Если к началу войны их протяжённость составляла около 35 тысяч миль, то за 50 послевоенных лет она увеличилась до 250 000. В первые десятилетия ХХ века практически все перевозки осуществлялись по железной дороге. При этом железнодорожные компании находились в частном владении. Правительство предоставляло им субсидии от 16-ти до 48-ми тысяч долларов за каждую проложенную милю. Владельцы предприятий сами определяли направление и протяжённость дороги, стараясь, конечно же, её удлинить. Земли вдоль трасс площадью 20 миль (по 10 с каждой стороны) являлись собственностью компаний. Немало средств поступало и от местных властей, желающих, чтобы железная дорога проходила через их город. Таким образом происходило накопление капитала акционерных компаний, занимавшихся прокладыванием новых путей, и появление железнодорожных магнатов – Вандербильта, Моргана, Гулда и других.
Железные дороги не только связывали между собой регионы огромной страны, но и служили катализатором развития многих отраслей науки и промышленности – термодинамики, двигателей внутреннего сгорания, машиностроения, металлургии и металлообработки. Даже разделение территории на часовые пояса было введено с развитием железнодорожного сообщения. С переходом на электрическую энергию рельсовый транспорт стал проникать и в города в виде трамваев, пригородных поездов, фуникулёров.
Первая мировая война
В начале военных действий в Европе США в течение 3-х лет сохраняли нейтралитет. При этом резко возросла их экономическая активность: добыча топлива, производство металла, снабжение союзников оружием, взрывчатыми и химическими веществами позволили Америке даже преодолеть мировой кризис. В этой ситуации возникла необходимость в установлении правительственного контроля над железнодорожной системой. Это продолжалось несколько лет и отнюдь не способствовало её сохранению и дальнейшему развитию. В 1920-м году железные дороги были возвращены в частную собственность, однако их техническое состояние значительно ухудшилось.
Тем не менее, в 30-е годы железнодорожные компании проводили модернизацию поездов, в основном, пассажирских. Вместо громоздких и неуклюжих старых паровозов появились новые локомотивы обтекаемой формы, сверкающие полированным металлом. Изменилось и внутреннее оснащение вагонов: здесь царили теперь уют и комфорт, имелись рестораны и гостиные. Девизом «фирменных» поездов того времени – California Zephyr, Texas Zephyr, Rosk Island Roscket, Super Chief, Flying Yankee – были «скорость и комфорт».
В крупных городах ещё с конца XIX-го и в начале ХХ-го века строились вокзалы, многие из которых являлись памятниками архитектуры: вокзал в Портленде в романском стиле, в Сакраменто – в стиле Ренессанс, вокзалы в Денвере, Чикаго, Вашингтоне, Филадельфии, Бостоне, Нью-Йорке. Вокзал Лос-Анджелеса в стиле испанской колонизации можно увидеть во многих голливудских фильмах.
Упадок железнодорожного транспорта
Казалось бы, ничто не предвещало упадка, однако первая опасность пришла из Детройта.
Источник: thirsty.co
В 1903-м году была основана компания «Форд мотор компани», обеспечивающая полный цикл производства автомобилей, доступных среднему классу. Вскоре появились «Крайслер» и «Дженерал моторс». Автомобильные компании не только наводнили Америку автомобилями разного класса, в основном, недорогими, но и способствовали строительству новых дорог, скоростных магистралей, транспортных развязок. Всё больше людей предпочитали личный транспорт, всё меньше становились прибыли железнодорожных компаний.
Из-за жестокой конкуренции компании максимально снижали тарифы, истощая свои и без того пошатнувшиеся капиталы.
Во время Второй мировой войны произошёл некоторый всплеск железнодорожной активности. Это было связано с подорожанием и лимитированием бензина, и многие жители снова стали перемещаться на поездах. Однако после войны правительственное субсидирование железных дорог было прекращено, средства были направлены на другие транспортные отрасли.
В середине 50-х годов был разработан план системы автомобильных дорог, связывающих различные штаты Америки. По инициативе и при поддержке президента Эйзенхауэра за короткий срок – 35 лет – была создана Национальная система межштатных и оборонных автомагистралей – интерстейтов. Хайвеи и фривеи соединяли населённые пункты внутри штатов. В результате этого поток личных автомобилей снова резко увеличился.
Другой причиной упадка железнодорожного движения явился стремительный рост гражданской авиации, особенно реактивной. Государственные субсидии теперь направлялись на её развитие, строительство аэропортов и удешевление пассажирских перелётов. Поскольку аэропорты возникали даже в небольших городах, американцам было выгоднее отправиться в путешествие самолётом или на собственном автомобиле.
Железнодорожные компании были вынуждены сокращать расходы, уменьшать количество маршрутов. Данный вид транспорта перестал быть надёжным.
Источник: kamos.info
Компаниям стало не под силу содержать дворцы-вокзалы: вокзал Pennsylvania Station в Нью-Йорке был разрушен, чудом удалось спасти Grand Central. Некоторые из них были превращены в торговые либо развлекательные центры, а вокзалы в Детройте и Баффало оказались просто брошенными.
Последним ударом стал отказ почтового ведомства от железнодорожных перевозок. Чтобы избежать банкротства, крупнейшие компании попытались объединиться, но это не дало ожидаемого результата. В 1971-м году пассажирское железнодорожное движение было фактически национализировано.
Современные реалии
Сегодня пассажирские перевозки осуществляет компания Amtrak, которая является государственным предприятием и обслуживает все штаты континентальной Америки, кроме Вайоминга и Южной Дакоты, где нет пассажирского движения. Самое оживлённое направление – линия Бостон – Вашингтон через Филадельфию и Нью-Йорк.
Кроме этой корпорации существует изолированная дорога на Аляске и узкоколейная линия на Гавайях.
Подвижной состав Amtrak состоит из поездов бывших компаний-банкротов и эксплуатирует частные железнодорожные линии.
Источник: please.lickthetoad.org
Грузовые перевозки осуществляют частные компании разных категорий: первого класса, региональные, линейные локальные операторы и S&T перевозчики. В настоящее время железные дороги перевозят 40% всех грузов.
https://ruswi.com/zheleznye-dorogi-ssha-istoriya-i-opisanie
Сравнение показателей железных дорог США и России
как видно из инфографики по протяженности дорог США почти втрое превышаю наши показатели поскольку площадь территории у них несколько меньше, то плотность дорог значительно выше нашей.
Грузооборот при этот превышает наш, а грузонапряженность значительно ниже за счет большой протяженности сети.
Россия vs USA: грузоперевозки по ж/д (periskop.su)
Руководитель Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН Павел Подлесный считает, что проблема износа транспортной инфраструктуры в Америке имеет застарелый характер:
— Нынешний президент США, Джозеф Байден еще в прошлом году выделил на эти цели немалые деньги, 650 млрд долларов должны пойти на модернизацию транспортной инфраструктуры. Но, видимо, они пока не освоены или же нужны более серьезные капиталовложения. Так что не все так просто. Вообще по плану Байдена на обновление инфраструктуры и промышленности в стране будет потрачено два триллиона долларов. Американский президент назвал это «инвестицией в Америку, которая бывает раз в поколение». Это, по его словам, крупнейшее вложение в рабочие места со времен Второй мировой войны.
Вообще ежегодно в Америке сходит с рельсов более тысячи поездов. Причем число аварий на путях за минувшие полвека уменьшалось. И вот, после череды катастроф в последние годы, в том числе катастрофы в Нью-Джерси, связанной с винилхлоридом, токсичных химических веществ, выпущенных и сожженных в Огайо, и крушения поезда с сырой нефтью в Лак-Мегантик, в канадском Квебеке, когда погибли несколько десятков человек, американские транспортные регуляторы заговорили об ужесточении правил для перевозки опасных материалов.
У нас в России средний уровень железнодорожных инцидентов сопоставим с американским, происходит в среднем 1790 всевозможных инцидентов в год. Не все из них крупные, да и наши железнодорожники традиционно по-военному более закрыты. Конечно инциденты с пожарами и разливом загрязняющих веществ неизбежно попадают в СМИ. У нас довольно много пострадавших в ДТП с участием подвижного ж/д состава, а это сотни человек в год, из них десятки погибших.
Экономист Василий Колташов считает, что многолетняя «борьба» американцев со своими железными дорогами наконец «достигла больших успехов»:
— Соединенные Штаты на протяжении длительного времени сокращали железнодорожную инфраструктуру, полагаясь на автомобили, на дальнобойщиков как на основных перевозчиков грузов, чтобы уменьшить использование железных дорог. В итоге такой политики практика использования ими железных дорог была, как у нас говорят, «оптимизирована». Составы становятся как можно длиннее, рельсы — как можно старее.
В данном случае пишут, что товарняк, двигавшийся по штату Огайо, состоял из 210 вагонов. Для наших железных дорог длинновато. Двадцать вагонов там сошли с рельсов.
— Длинный состав на изношенном пути — легко сходит с этого пути на обочину. Это приводит, в том числе, к экологической катастрофе, как это случилось в прошлый раз, когда перевозили опасные химические вещества…
В тот раз в атмосфере и почве оказались опасные вещества, а для ликвидации еще большей угрозы спасатели вскрыли емкости с химикатами, чтобы провести их «контролируемый поджог». После аварии власти эвакуировали местных жителей. Позднее им разрешили вернуться домой. Министерство окружающей среды штата заявило, что уровень загрязнения не превышает допустимых норм. Вместе с тем жители рассказали о недомогании, о гибели животных и рыбы из-за выброса химических веществ.
Ныне существующие американские правила для грузов повышенной опасности были в свое время созданы для перевозок крупных партий сырой нефти. Но нефть горит без ядовитых паров. Старые правила не защищают от разлива ядовитого химического вещества. Теперь хотят создать новые правила перевозки опасных материалов. Заговорили, что надо больше проверок, улучшить торможение и ввести другие меры безопасности. Запомнили, как винилхлорид медленно выбрасывался в воздух из пяти цистерн, прежде чем пожарные — по инструкции — подожгли его, создав темный шлейф дыма. Хотели избавиться от легковоспламеняющихся токсичных химикатов.
Крушения подтвердили опасения специалистов. Дело в том, что в Америке внедрена так называемая концепция Precision Scheduled Railroading (PSR), что в переводе значит «точно спланированная железная дорога». Американские профсоюзы теперь забили тревогу в связи с ростом риска катастроф в отрасли.
Сокращение персонала и инспекций в сочетании с либерализацией правил, привели к ухудшению безопасности. По словам консультанта по безопасности на железных дорогах из Вирджинии Фреда Миллара, PSR с 1993 года привела к сокращению экипажа и увеличению длины поездов, которые создают большое давление на железнодорожное полотно. Большими поездами труднее управлять, и даже если используется больше локомотивов, есть проблема, что машинист с помощником в кабине вряд ли увидят, что не так с их составом. В результате штат Огайо занимает третье место в стране по количеству серьезных инцидентов. Техас на первом месте, Калифорния на втором, Иллинойс на четвертом.
P.S.: Данный материал подготовили совместно с basil10. Но по согласованию с ним, публикую у себя в блоге.
Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).