Шесть лет былому дню, когда впервые Я Музу обнаженную увидел — лежащей на полу, В причудливом пространстве, Где Инна обитает при свечах, Обрывках кружев и воздухом колеблемых предметах… — из стихотворения «Муза», которое посвятил Олевской итальянский поэт и сценарист Тонино Гуэрра. Муза, которая долго жила в квартире художницы и которую Гуэрра хотел забрать к себе в Италию, в свой Сад забытых фруктов, в конце концов обрела приют в Эрмитаже. Фигура Музы, лежащей на полу в томной, словно она обессилела от творческих порывов, позе, полуобнаженная, задрапированная роскошным барочным покрывалом в белых розах. Она огромная — метр девяносто. И может показаться, что сделана эта монументальная фигура из мрамора. Но это фарфор. Поначалу не верится, что мастер смогла превратить хрупкий материал, из которого привычно делаются чашки, блюдца, статуэтки, в настоящую скульптуру. #INJECT_1# Муза — часть сложной архитектурно-пространственной композиции «Гений и злодейство — две вещи несовместные», которая состоит из одиннадцати фигур. Музу окружают ангелы, Пушкин и Дантес, Моцарт и Сальери… Композиция, аналогов которой по сложности исполнения и выразительности нет, создавалась в первой половине 1990-х годов. Тогда еще были сильны тенденции, появившиеся в советском декоративно-прикладном искусстве в 1970‑е годы, — к освобождению от функциональности, практичности, утилитарности. Многие создавали тогда не вещи, пригодные в быту, а эстетские арт-объекты. Но чтобы сделать из фарфора монументальные скульптуры? Такое смогла только Олевская. В экспозицию включены еще две яркие работы художницы — «Путешествие в прошлое» и Jасо Pastorius. «Путешествие», как многие работы Инны Олевской, наполнено философским и поэтическим смыслом. Это лодочник с серебряными веслами. Возможно, Харон, который перевозит души умерших? Или это символическое изображение человека, плывущего «по волнам памяти»? Ведь он плывет против течения. А фарфоровая скульптура Jасо Pastorius — портрет Жако Пасториуса, музыканта и композитора, одного из лучших бас-гитаристов минувшего столетия. Подобно многим рок-музыкантам, Жако не выдержал испытание славой и ушел из жизни в 35 лет. Работа, посвященная памяти музыканта, стала последней в творческой биографии Инны Олевской. Все ее творчество демонстрирует нам торжество хрупкости. Фарфор может быть прочнее и долговечнее мрамора.
Постоянная экспозиция работ Инны Олевской открылась в Главном штабе
16 марта 202316 мар 2023
7
1 мин