Канал "Меня не обмануть!" интерактивный, мне часто задают вопросы, я стараюсь помогать читателям разобраться в ситуации. Сегодня утром прилетел вопрос от читательницы Екатерины. Неожиданная смска разбудила девушку ночью: пришёл пароль для входа в личный кабинет интернет-площадки микрозаймов...
"Я не регистрировалась и даже не знала о такой организации. Подскажите, пожалуйста, как можно проверить, была регистрация на мое имя или нет?", - написала Екатерина. Она переживала, не оформил ли на нее кто-то заем.
Автор: Наталья Халезова
Первый шаг: звоним в компанию
Если вам приходит код в сообщении, значит кто-то пытался зарегистрироваться на платформе займов и взять деньги в долг на ваше имя. Но если вы не сообщали этот код, то зайти в личный кабинет от вашего имени не получится. Есть, правда, вариант, что на вашем смартфоне стоит программа, которая ворует данные. Но об этом чуть позже.
Уточнила у Екатерины, не поступали ли ей звонки после этого. Она ответила, что с неизвестных номеров ей звонили с утра, но она не взяла трубку. Возможно, мошенники попытались бы по липовой легенде выведать этот код. Например, начали бы уверять, что кто-то взял на нее заем, и нужно отменить заявку, а для этого сообщить код из смс.
Я посоветовала обратиться напрямую в компанию по телефону горячей линии и проверить, нет ли заявки.
Что сказали в МФО?
Екатерина позвонила в эту организацию. Сведений о ней как о заемщике служба поддержки в информационной системе не увидела. Но специалисты по безопасности посоветовали обратиться в бюро кредитных историй.
В тему:
Второй шаг: запрашиваем информацию о кредитной истории
Вот это хорошее дело. Я тоже запрашивала свою кредитную историю, чтобы выяснить, нет ли на мне "левых" кредитов. Получить эти сведения бесплатно 2 раза в год может любой россиянин - сделать это можно на сайте Национального бюро кредитных историй.
Также можете сформировать заявку через портал госуслуг. Вам ответят, в каких кредитных бюро хранятся данные о вас. И придется обратиться в каждое отдельно. Заказать кредитный отчёт можно бесплатно два раза в год в каждом БКИ, дальше заказ отчётов становится платным. Платное число обращений не ограничивается, в каждом бюро установлена своя стоимость отчёта.
Третий шаг: проверяем сомнительные приложения в телефоне
Посмотрите, какие приложения установлены в вашем смартфоне, нет ли сомнительных, скачивали ли какие-то программы в телефон в ближайшее время, вспомните, переходили ли по ссылкам из писем или из сообщений в мессенджере. Екатерина вспомнила, что недавно скачивала непроверенную детскую игру.
Мы уже недавно писали, как вирусы могут скрываться за полезным мобильным приложением.
Что умеет такой вирус?
- открыть удаленный доступ к вашему смартфону,
- украсть логин и пароль от мобильного банка,
- перехватить секретный код из сообщений (как раз вот этот, для входа в личный кабинет или для отправки заявки на заем).
У одной нижегородки, которая ко мне обратилась за советом, приложение удаленного доступа работало без ее ведома и несколько дней списывало деньги с карты. Она даже не подозревала об этом. А выяснила, когда обратилась в банк узнать, куда все деньги со счета исчезли. До этого она пыталась устроиться на работу, и "работодатель" убедил ее установить программу якобы для выполнения трудовых задач.
Особенно в последний год, когда из России ушли разработчики ПО, компаниям пришлось переделывать свои приложения и другие диджитал-инструменты для потребителей, обострилась ситуация с вирусами и программами-шпионами. Поэтому будьте начеку!