Тема №75.
Москва - Третий Рим.
В царствование Василия III произошло окончательное оформление историософской и политической концепции Москва - Третий Рим, утверждающая, что Москва является преемницей Римской империи и Византии.
В 1453 году произошло событие, имевшее всемирно-историческое значение, турки взяли Константинополь - столицу вселенского православия.
Падение Константинополя показалось русским людям знамением приближения конца света: «Грядет ночь, жития нашего окончание», - сказал по этому поводу святой Иосиф Волоцкий.
В условиях, ожидания конца света, и начали вырисовываться очертания новой философско - религиозной теории.
В эпоху средневековья среди восточных христиан был очень популярен образ странствующего Священного Града. Считалось, что центр мирового христианства (Священный град)Ю переходит из страны в страну, по мере того, как рушатся столицы и гибнут империи.
Первый священный град – Иерусалим, передал свое значение Риму, а Рим - Константинополю, который стал - вторым Римом.
После падения Константинополя православные христиане задались вопросом: кто же воспримет звание Священного Града, где же будет третий Рим?
Вскоре после падения Константинополя, закончилось объединение русских земель под властью московского государя. Русские мыслители соединили оба эти события в одно целое.
И вот в 20-х годах XVI века ученый монах псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей, в письмах великому князю Василию III Ивановичу выдвинул новую теорию о Священном Граде. Он писал князю: «греческое царство (Второй Рим) разорилось и не воскреснет более, а стены древнего Рима хотя еще не пленены неверными, но души католиков уже пленены дьяволом. Так что ныне только в одном богоспасаемом граде Москве, Православная Церковь паче солнца светится».
И дальше Филофей выдвинул знаменитую формулу: «Два Рима падоша, третий (то есть Москва) стоит, а четвертому не быти». Эти слова значат, что Москва - не только третий Рим, но и последний. В этой фразе скрыто два значения.
Первое значение заключено в том, что Москва православие никогда не предаст, поэтому четвертого Рима и не надо.
А второе заключается в том, что четвертый Рим просто не успеет появиться, потому что скоро грядет «конец света».
Другими словами, наступила последняя эпоха, конец приближается.
Конца света русские люди терпеливо ждали лет пятьдесят. А потом страхи улеглись, и вторая апокалиптическая формула Филофея была перетолкована в оптимистическом смысле, то есть Москва будет стоять нерушимо, до скончания века.
Итоги правления Василия III.
Василий III унаследовал властолюбие отца, но не унаследовал его талантов. Его правление было продолжением того, что делал Иван III Великий. Василий III продолжил политику отца по «собиранию русских земель» и постепенному упразднению удельных княжеств.
Здесь его наибольшим успехом, стало присоединение Смоленска в 1514 году.
Военные успехи российского государства при Василии III позволили изменить соотношение сил на политической карте того времени.
Вольный город Псков подчинился великому князю, его земли вошли в единое русское государство.
В войне с Литвой удалось сохранить завоеванные Иваном III земли и заключить продолжительный мир.
Войны с казанскими ханами шли с переменным успехом, но в конце правления Василия Ивановича Казань вновь удалось подчинить.
Большой проблемой для Русского государства стали крымские набеги. С 1507 года, начались регулярные крымские набеги на русские земли.
Иногда крымские татары доходили до Москвы, разоряя все южные районы России.
Для защиты от Крымского ханства пришлось строить засечные линии.
При правлении Василия III Русь стала фактическим центром православия, так как столица православного мира - Константинополь была захвачена мусульманами – турками.
В связи с этим Василий III принимал большое участие в поддержке православной церкви за пределами Руси. Он оказал всемерную поддержку монастырю Святого Пантелеймона на горе Афон.
Владычице Сербии Ангелине, Василий III помог организовать и устроить Крушедольский монастырь.
Кроме внутренних и внешних политических решений, реформ и военных походов князь Василий III прославился, как строитель.
В Москве в годы его правления были построены много храмов: Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи в Кремле, церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, Варвары великомученицы и другие.
Кроме того при князе Василии III были достроены кремлёвские стены и башни, примыкающие к реке Неглинке.
По приказу великого князя в городе Тихвине была заложена Успенская церковь для иконы Тихвинской Божьей Матери, которая была признана чудотворной. Церковь в точности копировала Успенский собор московского Кремля. В Переславле-Залесском был выстроен каменный собор Никитского монастыря.
Как и его отец, Василий был человеком физически крепким и активным. Его страстью была охота. Он много путешествовал, либо по делам, либо с целью паломничества, посещая различные города и монастыри.
Известно, что Василию нравился древнерусский язык, он умел читать древнерусские тексты, и владел искусством изъяснения на нем.
Смерть Василия III
В марте 1533 года Василию III исполнилось 56 лет. 28 из них он провел на московском престоле. Осенью этого года Василий, еще полный сил, отправился с женой и детьми в Троице-Сергиеву обитель праздновать день святого Сергия Радонежского.
Угостив братию монастыря и отослав семью в Москву, он поехал поохотится под Волок Ламский.
Однако по пути, на левой ноге у князя Василия появилась багровая болячка величиной с булавочную головку (возможно, это была саркома в последней стадии, но в XVI веке таких диагнозов ещё не ставили).
Не обратив на болячку внимания, Василий III продолжил путь.
14 октября – праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Василий III отпраздновал в селе Покровском, где задержался на два дня.
Болячка быстро росла и начала его беспокоить, но князь старался не обращать на неё внимания.
На третий день, в воскресенье, государь приехал в Волок Ламский и был на пиру у своего любимца, дьяка Шигоны.
Боль в ноге усиливалась, а лекарства мало помогали. Однако охоту Василий не отменил. Охотясь, Василий добрался до Колпи, откуда послал гонца к брату Андрею - звать его на охоту. Андрей приехал на зов брата.
Желая встретить брата, Василий выехал в поле с собаками, но вскоре повернул назад, боль стала нестерпимой.
Государь слег в постель, и в Москву вернулся уже в повозке.
Сначала Василий требовал, чтобы его болезнь держали в секрете.
Он вызвал в Волок лишь своих врачей и нескольких бояр. Когда прибыл врач Николай Булев, Василий сказал ему: "Брат Николай! Ты знаешь о моей большой милости к тебе. Не можешь! ты сделать что-нибудь, применить какое-нибудь лекарство, чтобы облегчить мою болезнь?"
Врач ответил: "Государь, я знаю о твоей милости ко мне. Если бы это было возможно, я бы искалечил с собственное тело, чтобы помочь тебе, но я не знаю никаких лекарств для тебя, кроме Господней помощи".
Придворные доктора приложили к болячке пшеничную муку, смешанную с медом и печеным луком, отчего она зарделась и прорвалась. После такого лечения, Василию полегчало, но через месяц болезнь вновь обострилась.
Василию опротивела еда, он таял на глазах. Вероятно, у него началось заражение крови (сепсис).
Понимая, что ему не выжить, Василий III говорил тем, кто был вокруг него: "Брат Николай был прав, когда он назвал мою болезнь неизлечимой. Теперь мне нужно думать о том, как спасти свою душу".
Великий князь призвал к себе митрополита Даниила и ближних бояр.
Все они поклялись ему, что единодушны в признании Ивана наследником трона, и обязались провозгласить его новым великим князем, как только Василий III умрет.
Затем Василий написал завещание, в котором описал, как нужно организовать передачу власти княжичу Ивану Васильевичу.
Из приближённых бояр был составлен Регентский совет, который должен был управлять государством до наступления совершеннолетия княжича.
В опекунский совет при Иване Васильевиче вошли: его дядя, князь Андрей Старицкий, дядя Елены Глинской - Михаил Глинский, братья Василий и Иван Шуйские, Михаил Захарьин, Михаил Тучков, и Михаил Воронцов.
Дядю Елены - Михаила Глинского, Василий назначил в советники Елене, и просил его, чтобы за великую княгиню и сыновей его он «кровь свою пролиял и тело своё на раздробление дал».
Отдав последние распоряжения, Василий III стал готовиться к смерти.
3 декабря 1533 года, над умирающим Василием совершили обряд пострижения в монахи. Митрополит Даниил нарек нового инока Варлаамом и едва успел вложить в уста великого князя святое причастие, как раздался его последний вздох.
И тут летопись сообщает любопытную подробность: «И увидел дъяк Шигона, как дух его отошед, аки дымец малый». То есть дьяк заметил некое облачко, отлетевшее из уст умирающего Василия.
Погребен Василий III был в Архангельском соборе Московского Кремля.
Продолжение следует...
Дальше будет ещё интереснее.
Если вам понравилась статья, то поставьте пожалуйста лайк и подпишитесь на канал. А ещё лучше, если посоветуете подписаться и своим друзьям.