Найти тему
maya_vinbooks

Софья Ролдугина о себе, «Кофейных историях», «Тимьяне и Клевере», «Эхо Миштар» и творческих планах.

Софья Ролдугина — российская писательница, известная читателям по таким книгам как «Ключ от всех дверей», «Кофейные истории», «Тимьян и Клевер». Предлагаю сегодня узнать ее чуть ближе.

Читайте в интервью:

— Немного больше о том, чем живет автор вне своего творчества.

— Что для Софьи значит писательство? Что ей нравится в творчестве больше всего?

— Как создавались «Кофейные истории», «Тимьян и Клеве» и «Эхо Миштар»?

— Как состоялось знакомство Софьи и художницы ее книг Haime?

— Творческие планы, любимые фильмы и музыка автора.

— Соня, привет! Блогеры с огромной теплотой приняли твою историю о фейри «Тимьян и Клевер», а совсем скоро выходит твоя новая книга «Эхо Миштар. Север и Юг». Для начала расскажи немного о себе: на кого ты училась, кем работаешь?

— Всем привет! Специальности у меня две: «ДОУ и архивоведение» и «драматургия». Собственно, сейчас я и работаю в архиве; этим, возможно, и обусловлен мой интерес к истории, потому что в школе я её не любила… Но вообще образование не ограничивается только колледжем и вузом, как мне кажется. Я люблю учить языки: английский, испанский, немецкий, португальский. Люблю путешествовать, погружаться в быт и устройство другой страны. Несколько лет я жила в Бразилии, Португалии, Германии – и думаю, что для моего кругозора это дало даже больше, чем классическое образование.

Фото: Мария Гуцол
Фото: Мария Гуцол

— Как ты начала свой писательский путь? Помнишь первое произведение, которое ты написала?

— Первое произведение я, к счастью, не записала XD Вообще это была длинная-длинная вдохновенная поэма… сочинённая, пока четырёхлетняя я на качелях ждала подружку. Выдумывала я много и с удовольствием, сколько себя помню. А первый рассказ написала лет в 11-12, и он назывался «Тебя спасла вилка». Это был ужастик. И он сохранился, кстати.

— Для тебя писательство хобби или нечто большее?

— Нечто большее. Образ жизни, наверное… Ну, или призвание, если говорить пафосно.

— Ты рассказывала, что училась во ВГИКе. Помогают ли полученные знания при создании сюжетов?

— Да, очень! Во ВГИК я шла в сознательном возрасте, выбирала мастерскую с чётким пониманием того, что хочу получить. Мне очень повезло учиться почти пять лет под руководством Рустама Ибрагимбекова, это потрясающий мастер, у которого я многое почерпнула. Конечно, сценарии и обычная проза – это две разные вещи. Однако можно опираться на кинодраматургию для построения сюжета, для понимания динамики, для разработки деталей и визуального ряда. И не устаю рекомендовать «Драматургию фильма» Нехорошева всем начинающим писателям вместо того же Воглера и других книг по писательскому мастерству.

— Что для тебя самое интересное в писательстве? А что самое трудное?

— Самое интересное – всё. Я люблю и разрабатывать планы, и писать, и редактировать… А самое трудное – найти время и силы. Сейчас жизнь складывается так, что на работу я встаю в 5.30, а домой возвращаюсь в лучшем случае в 19 часов. Раньше я много писала в транспорте – книга «Забери меня отсюда» почти полностью написана в телефоне, кстати, я тогда и училась, и работала одновременно. Но сейчас не получается… И я уделяю гораздо меньше времени тому, что очень люблю. Это грустно.

— Как тебе пришли идеи «Тимьяна и Клевера», «Эхо Миштар», «Кофейных историй»?

— Однажды я уже рассказывала, что «Кофейные истории» начались с фразы: «И всё-таки… куда бы он ни уходил, но всегда возвращался сюда». Помню, я записала её в блокнот, а потом задумалась: кто это сказал, кому и где? Представила кофейню – уютное место с ретро-музыкой и сухими букетами на столах, с негромкими разговорами на фоне, с тёплым запахом выпечки и шоколада… А потом – хозяйку этого места, таинственная молодая женщина с короткими тёмными волосами и светлыми глазами. Ну а дальше уже начала постепенно раскручивать сюжет, героев и сеттинг. Это было интересно :)

«Тимьян и Клевер» я начала писать на четыре года позже. Тогда я уже знала, что мне интересны не столько чистые детективы, сколько приключения, точнее, смешение этих жанров. О фейри тогда почти никто не писал, дело было лет десять назад, если не больше… А меня захватили эти образы, я стала их развивать в рамках моего любимого на тот момент мира Лисов графства Рэндалл – и получилось то, что получилось.

Про «Эхо Миштар» в подробностях рассказывать не буду, но могу сказать, что в первоначальной задумке эта история была совсем другой. Она застопорилась почти на одиннадцать лет именно потому, что я пыталась подогнать её под какой-то морализаторский стандарт, под Высокую Идею… А потом просто отпустила – и себя, и сюжет. Мы тогда гуляли с подругой по Москве, я начала жаловаться, что этот текст заморожен столько лет. А подруга спросила: «А что тебе в нём не нравится?». И пока я объясняла, то поняла, куда должен двигаться сюжет и что надо изменить. Мораль: иногда важно проговорить что-то вслух с правильным человеком :)

Фото: Мария Гуцол
Фото: Мария Гуцол

— Легко ли создавались герои и их имена в этих историях?

— Да. Это всегда легко и приятно. В чужих книгах меня тоже в первую очередь цепляют герои и атмосфера, кстати.

— В Rugram у тебя выходит целая серия книг, посвященных фейри. Почему ты так полюбила этих существ? Много ли первоисточников нужно было прочитать чтобы создать что-то свое на эту тему?

— Можно ничего не читать – а можно читать всё подряд. Это ведь не научная статья на тему… Но сама я, конечно, читала очень много; не для того, чтобы что-то скопировать, конечно, мне просто это было интересно. Собственно, я читаю и пишу только по одной причине: потому что интересно :) А в моих фейри мне нравится их нечеловеческая природа, экзотичность, наверное, и хтоничность. Тёмное, страшное и прекрасное вылезло, цапнуло за сердце и унесло под Холмы XD

— Скоро выходит твоя новая книга «Эхо Миштар. Север и Юг». Я уже успела познакомиться с историей, но давай расскажем нашим читателям чуть больше о сюжете? О чем эта история? Кому она может понравится?

— Ой, вопросы про целевую аудиторию, про то, кому может понравиться книга, для меня всегда очень сложные. Я не знаю. В творчестве мне нравится искать «свою стаю», свой круг, а не пытаться окучить как можно большую аудиторию, поэтому не умею себя рекламировать.

Я люблю истории о взрослении, о поиске себя и своего пути, сюжеты об обретении семьи/единомышленников в широком плане, люблю юст, слоубёрн, сильные чувства, люблю сложные политические интриги, истории о преодолении глобальных угроз, люблю чертей в тихом омуте, демонов прошлого, люблю детальные миры и ощущение света от только что прочитанной книги – и надеюсь, что в «Эхе» всё это есть.

— Что ты можешь рассказать о своем опыте продвижения и общении с блогерами? Нравится ли это тебе?

— Никогда не работала с блогерами в общепринятом смысле, если честно. Руграм рассылал книги и боксы – они молодцы, у них потрясающая команда, которая очень классно сработала… Сама я несколько раз отправляла боксы, но не «блогерам», а конкретным людям, которые мне симпатичны и интересны. А ещё я интроверт, для меня написать незнакомому человеку – пытка. Очень сложно решиться, правда. Какое тут продвижение? XD

Один раз мне предложили сделать платный обзор, я согласилась. Это было максимально скучно и неловко, повторять желания нет.

— Что у «Тимьяна и Клевера», что у «Эха» запоминающиеся обложки. Можешь рассказать, как они создавались? Как ты нашла свою художницу Haime?

— Это была любовь с первого взгляда. Ссылку на её группу мне дала подруга – та самая, благодаря которой я смогла «разморозить» Эхо после одиннадцатилетнего перерыва – и я сразу поняла, что очень хочу, чтобы Хайм нарисовала мне что-нибудь. А потом мы стали общаться, и оказалось, что она не только потрясающий художник, но и очень добрый, мягкий, этичный, интересный и обаятельный человек. Очень рада, что решилась ей написать!

Фото: Мария Гуцол
Фото: Мария Гуцол

— Сейчас все большую популярность набирают авторские боксы и мерч. Ты по каждой книге стараешься сделать что-то интересное, будь то открытки или стикеры. Нравится ли тебе этот процесс?

— Да, очень нравится. Я вообще люблю придумывать подарки, упаковку и так далее… Но иногда необходимость – именно необходимость – придумывать и делать мерч к выходу каждой книги очень тяготит, потому что это похоже на бесконечную гонку.

— Поделись своими творческими планами. Что ты пишешь сейчас?

— Сейчас я дописываю второй (и заключительный) том «Эха Миштар», потом планирую написать последнюю часть «Кофейных историй», а осенью, если получится, начать новую книгу про фейри.

— Есть ли у тебя писательские страхи?

— Да. Что мне в том или ином виде запретят делать то, что я делаю.

— Остается ли время на какие-то увлечения, кроме писательства?

— Не так много, к сожалению.

— Сложный вопрос. Назови несколько своих самых любимых книг.

— Очень долгое время любимой книгой была «Танцующая с Ауте» Парфёновой. Люблю Диану Уинн Джонс (всё), Джоан Хэррис, нонфикшен Кати Коути, Клариссу Пинколу Эстес, Сэй-Сенагон, «Сказание о Ёсицунэ», Фрая, Йейтса, пьесы Уайльда… Много чего.

— Любимые фильмы?

— «Only lovers left alive», конечно. Ну, и Джармуш в целом.

— Любимые музыкальные исполнители?

— Нина Симон, Адам Ламберт, Натали Мерчант, Коджима Майюми, Джем, Vampire Weekend

— Что ты думаешь об авторской конкуренции? Есть ли у тебя друзья-авторы?

— Пожалуй, все мои друзья сейчас в некотором роде люди творческие –авторы, художники и фотографы. А насчёт конкуренции… Ну, она всегда будет, люди склонны соревноваться, по-дружески или нет. Но вот зависть, самоуничижение, интриги – всё это губительно для любого творческого человека. И не потому что аморально, нет, всё проще: это отжирает время и силы. А время и силы – очень ценный ресурс.

И да, помогать кому-то талантливому – офигенное чувство. Помогайте друг другу ❤