Найти тему

"Фандорин. Азазель": музыка, Стычкин и новые виды Петербурга прилагаются

Книги про сыщика Фандорина я читала запоем. С тем же интересом смотрела экранизации романов. Но вот на Кинопоиске вышел сериал «Фандорин. Азазель» 16+, и мне искренне взгрустнулось.

Все страннее и страннее

Двадцать лет назад студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова выпустила на телеэкраны страны четырехсерийный сериал по книге Акунина «Азазель» с Ильей Носковым, Сергеем Безруковым, Мариной Нееловой и Олегом Басилашвили в главных ролях. Тот самый фильм, что стал победителем нескольких номинаций на «ТЭФИ — 2002» и взяла приз в категории «Телевизионный художественный/игровой фильм» на «Золотом орле — 2003».

Экранизация и по сюжету, и по подбору/игре актеров оказалась столь удачной и запоминающейся, что долгие годы не давала покоя многим и многим компаниям, желающим повторить успех.

И вот, буквально месяц назад «Лунапарк» и «Плюс Студия» специально для «Кинопоиска» представили на суд российских зрителей новый сериал, уже шестисерийный. Еще пару месяцев назад, читая статьи о съемках будущего фильма, меня напрягали строки о том, что сериал снят всего лишь по мотивам романа, а вот действия его перенесены в некую параллельную реальность. На поверку все оказалось еще более страннее и страннее, как поговаривала Алиса.

-2

Все смешалось в доме…

Вспомним, что действие книжного романа разворачивается в 1876 году в Москве. Но сценаристы Сергей и Никита Поповы и режиссер Нурбек Эген решили переплюнуть первоисточник и перенесли молодого сыщика и остальных персонажей книги в Санкт-Петербург, в альтернативную Россию 2023 года.

В этой реальности большевики так и не пришли к власти и страною правит… Николай III. Он ходит на дискотеки и открывает фонтаны в Петергофе. Ну или, например, сидя на диване 17 века, играет в современные компьютерные игры.

Не отстают от царя и жители столицы – благодаря серьезной технологической революции, что произошла в стране, россияне пользуются навороченными смартфонами отечественного бренда и ищут информацию друг о друге в российской соцсети «Портретъ». Правда, при этом в своей письменной речи они все еще используют Ъ и Ь, что были в ходу до реформы орфографии 1918 года. Речь их тоже нарочито устарелая, да и в целом в обществе сохраняются социальные статусы конца XIX века.

На экране «соседствуют» старый светофор и мотоциклы будущего, городовые в старинной униформе и роботы-полицейские, чУдная капсульная мини-квартира и великолепные шедевральные по площади Питерские квартиры-дворцы. Все это приводит к постоянному внутреннему диссонансу, и по факту смотрится довольно нелепо, а порой даже мучительно вычурно.

-3

Царь я, али не царь?

Мешает «вникнуть» в суть сюжета и еще один немаловажный фактор – игра актеров. Мне, человеку, посмотревшему все на том же Кинопоиске довольно хорошо зашедший в народе «Триггер», все время вместо царя и Фандорина на экране виделись психолог Артем Стрелецкий и его помощник Матвей. Исполнившие их Максим Матвеев и Владислав Тирон словно переоделись в один прекрасный день в другие костюмы, да и пошли сниматься в новом проекте, позабыв при этом сменить свое прежнее амплуа.

Царь по сценарию и так персона довольно слабая, в себе неуверенная и постоянно ищущая способы уйти от свалившейся на нее по праву рождения ответственности… Так еще и Матвеев словно в полсилы эту роль исполняет. Жесты, ужимки, мимика – царь отличается от любителя шоковой терапии из «Триггера» разве что париком и бородкой. Но и это, согласитесь, заслуга гримера, а не актера.

-4

А вот Тирон и вовсе не утруждается. Его персонаж - все тот же застрявший в в детских комплексах полу мужчина – полу мальчик. Слезы его на экране выглядят не правдоподобно. А будущий великий сыщик в персонаже так и вовсе не просматривается.

Единственный кто спасает и сценарий с плохо прописанными персонажами, и коллективный актерский недотруд, так это Евгений Стычкин в роли премьер-министра Дмитрия Орлова. Тут тебе и харизма, и внезапное перевоплощение. Так и хочется воскликнуть почти по Станиславскому: «Верю!»

-5

Новое прочтение культового детектива

Откуда у нового сериала про Фандорина рейтинг 7,2 на Кинопоиске, в отличии от 7,1 у старого сериала 2002 года, остается только гадать. Возможно, зрителю пришлись по нраву всевозможные перфомансы, коих в каждой серии - хоть ложкой ешь. Тут тебе и обнаженная героиня Кати Варнавы, которая с бокалом шампанского в руках молится за самоубиенного студента. И сам молодой Фандорин в женском платье с оголенными плечами.

А может быть, спасают сериал прекрасно-реальные виды города на Неве, дополненные столь же прекрасными, но нереальными небоскребами: Петроград-Сити в кадре довольно эффектно нависает над Эрмитажем и Зимним дворцом.

Молодежь, которая посмотрела сериал, нашла в нем немало пасхалок, чем осталась очень довольна. Вот императрица вечером смотрит в своем дворце сериал «Конец света» (еще один проект от Кинопоиска, недавно стартовавший на платформе), а вот главный герой читает книгу о дыхательных практиках (довольно модный в наше время вариант нон-фикшн-выбора).

Немало удовольствия доставляет и музыкальное сопровождение. Треков на каждую серию по десятку. Особенно на этом фоне выделяются старые-добрые-вечные «Крылья» Ильи Кормильцева и Вячеслава Бутусова в исполнении Полины Маликовой.

-6

- Бутылка идет с царем по акции, - скажет Николай III в одной из серий нового «Фандорина», шутливо предлагая таким образом жене-императрице свое внимание. Я же перефразирую с отсылом к сериалу: «Музыка, Стычкин и новые виды Петербурга к фильму прилагаются».

Друзья, надеюсь, статья вам понравилась. Ставьте лайк! Подписывайтесь, будет еще много интересного!

Вот еще несколько моих обзоров кино и сериалов:

#кинопоиск #актеры и роли #отечественное кино #интересное смотриво #люблю кино #обзор кино #новый сезон #выбор зрителей