Найти в Дзене

Дислексия и дисграфия. Раннее выявление

В настоящее время дети все чаще сталкиваются с различными речевыми нарушениями. Многие родители и учителя считают, что ребенок ленится, не старается, не прикладывает должных усилий к учебе. Но это совсем не так! Возникает вопрос «В чем же дело?». 

Попробуем разобраться .Последние исследования показали, что у каждого второго ребенка дошкольного и младшего школьного возраста возникают проблемы в освоении родного языка, речи и письма. Остановимся более подробно на нарушениях письменной речи, характерных для учеников начальных классов: дислексия, дисграфия.

Что же такое дислексия и дисграфия?

Дислексия — это нарушение речи, при котором страдает чтение: ребенок неправильно распознает и воспроизводит буквы. Например, меняет местами и читает «цевток» вместо «цветок». Смысл текста искажается. Полная неспособность к чтению называется «алексия».

Дисграфия — это нарушение письма, при котором ребенок систематически совершает ошибки. Искажает слоги, заменяет буквы. Например, пишет «ыба» вместо «рыба». Если ребенок совсем не может овладеть письмом, это называется «аграфия».

Из- за трудностей в обучении дети начинают очень переживать, процессы чтения и письма могут вызывать у них панику и отторжение. Отсюда к речевым нарушениям прибавляются психологические проблемы, у детей снижается учебная мотивация. 

А ведь многие симптомы дислексии и дисграфии можно выявить еще в дошкольном возрасте. 

К ним относят:

  • ребёнку долго не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно;
  • он плохо различает и воспроизводит звуки;
  • речь развивается медленнее, чем у сверстников или не соответствует возрастным нормам;
  • имеются проблемы с развитием мелкой моторики;
  • имеются нарушения в координации движений;
  • трудности с удержанием внимания (ребёнку требуется частое переключение на разные виды деятельности);
  • ребёнок быстро утомляется от занятий.

В преддошкольном и школьном возрасте:

  • у ребёнка встречаются трудности в воспроизведении ритма, заучивании стихов;
  • трудности в повторении серии слогов или цифр;
  • ребёнок игнорирует стоящие слева или справа знаки, буквы;
  • трудности с запоминанием букв, их написанием;
  • ребёнок трудно сливает буквы в слоги, с трудом читает слова вслух;
  • видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
  • чтение по-догадке, нарушена плавность чтения, с трудом читает сложные слова, искажает слова при чтении, отсутствует выразительность, плохо понимает смысл прочитанного;
  • заменяет, переставляет, зеркалит буквы и цифры, пропускает буквы, не дописывает слова, слоги, искажает слова, добавляет лишние буквы или слоги;
  • у ребёнка плохой почерк, не видит границы листа, не соблюдает заданные учителем границы при письме;
  • не может определить границы слов и предложений;
  • знает правила, но забывает их применять во время письма.

Дорогие родители! Если вы заметили у своего ребенка подобные симптомы, не стоит обвинять его в лени и нежелании учиться, так вы только усугубите ситуацию, наложив на логопедические проблемы психологические. Важно понимать, что дислексия и дисграфия – это не приговор, это особенности ребенка, которые можно корректировать. Но для этого важно как можно скорее обратиться к специалистам и приступить к коррекционным занятиям