Поскольку я люблю всякого рода продолжения, ведь всегда интересно, как сложилась дальнейшая судьба героев того или иного произведения, поэтому когда 5 марта посмотрел 2-ух серийный «Зелёный фургон» (1983), то не мог пройти мимо его 16-серийного продолжения, вышедшего в январские выходные 2020 г. Тогда я его не посмотрел, так как ещё не видел первую часть, и правильно сделал, ведь как теперь стало понятно, без знания оригинального фильма сюжетные ходы продолжения будут непонятны.
Итак, о чём же эта история, расскажу для тех, кто ещё не смотрел. Прежде всего, надо сказать, что фильм снят по книге Александра Козачинского (1903-1943), причём, отверждается, что книга основана на реальной истории из жизни автора: Александр в юности был футболистом, в 1920 г. становится инспектором районного уголовного розыска Одессы. Потом за должностные преступления его проговаривают к 3 годам тюрьмы, но он каким-то образом выкручивается и возвращается на работу в Одесскую милицию, но уже в другом районе. Через какое-то время Козачинский крадёт вместе с немецким колонистом Георгием Фечем, фургон с зерном, (видимо, зелёного цвета), предназначенный в качестве взятки начальнику Балтского отдела милиции. После этого, Александр бросает службу в милиции и начинает карьеру в преступном мире. Организует банду, в которую входят немецкие колонисты и бывшие белогвардейцы. Банда, насчитывавшая свыше 20 членов, базируется в районе посёлка немецких колонистов Люстдорф, жители которого оказывают поддержку бандитам. Александр Козачинский лично планирует и возглавляет разбойные нападения на районные конторы, поезда и зажиточных хозяев. Он пользуется большим авторитетом у бандитов и местного населения. (По крайней мере, так утверждается в его биографии). В 1922 г. при попытке продать на рынке, угнанных лошадей 51-й стрелковой дивизии, Козачинский и часть его людей попадают в милицейскую засаду. Во время погони с перестрелкой Козачинский узнаёт в одном из инспекторов уголовного розыска своего друга по гимназии Евгения Катаева (он же Петров, тот самый, который в соавторстве с Ильфом написал «Золотой телёнок», «12 стульев» и др...) Казачинский сдался Катаеву. Его приговаривают к расстрелу, но Катаев-Петров вмешивается в дело и Козачинский выходит на свободу по амнистии в 1925 г. Он переезжает в Москву, где работает репортёром в газете «Гудок» вместе с Катаевым. В 1937 г. Козачинский публикует несколько рассказов о налётчиках, а в 1938 г, вроде как, по настоянию Катаева-Петрова пишет книгу «Зелёный фургон». Она стала самым значительным и известным произведением Александра Козачинского. В 1941 г. Козачинского по состоянию здоровья не призывают в армию. Он эвакуируется в Новосибирск, где в 1943 г. умирает. Похоронен в Новосибирске.
Евгений Катаев до того, как стать журналистом и писателем сам успел побывать в тюрьме по ложному обвинению, а потом, как уже было упомянуто, поработать в одесском уголовном розыске в 1920-ые г. Во время Великой Отечественной был фронтовым корреспондентом, погиб 2 июля 1942 г. во время полёта из Краснодара в Москву, в Ростовской области самолёт врезался в землю. Точно не известно, то ли пилот просто не справился с управлением, то ли к катастрофе были причастны немецкие самолёты.
А книга приобрела большую популярность и в 1959 г. вышла первая 80-минутная чёрно-белая экранизация. Так что фильм 1983 г. является ремейком. В обеих экранизациях есть значительные отличия от книги. Останавливаться на них подробно я не буду.
Зная биографии Козачинского и Катаева нетрудно догадаться, что прототипом главного положительного героя книги - молодого милиционера Володи Патрикеева является Катаев-Петров, а прототипом отрицательного персонажа - вора-конокрада по кличке «Красавчик» является сам Казачинский.
В книге и в фильме Патрикеев и Красавчик дружили со времён учёбы в гимназии и играли в одной футбольной команде, но в книге не говорится о родителях и детстве Патрикеева, а в экранизации 1983 г. говорится, голосом Армена Джигарханяна. Многие моменты, которые есть в фильме, отсутствуют в книге, поэтому получается, что экранизация дополняет книгу, а не наоборот, как обычно бывает. Действие происходит в 1920 г. Молодой Володя Патрикеев (Харатьян), хочет служить в милиции, начитавшись книг о Шерлоке Холмсе, идёт на службу добровольцем и сразу становится начальником одесского уездного отделения милиции в посёлке Севериновка. Его помощником становится милиционер по фамилии Грищенко (Брондуков), а также судмедэксперт Шестаков (Демьяненко). Вместе они арестовывают разных воров, спекулянтов, самогонщиков и конокрадов, выйдя в какой-то момент на Красавчика (самая известная роль Александр Соловьёва, хотя по внешности на красавчика он никак не тянет) но главной задачей становится поимка некой банды с главарем по кличке «Червень» (литовский актёр Регимантас Адомайтис), которая грабит магазины и банки, убивая охранников и милиционеров. Банде также помогает налётчица по кличке «Катька-Жарь».
Как детектив этот фильм слабоват, но хорош как приключенческая сатирическая комедия, в первую очередь, благодаря репликам героя Брандукова. Фильм по-видимому был рассчитан на подростков, но не более. В более позднем возрасте замечаешь разные нестыковки в фильме, не говоря уже о том, что такому молодому юноше, в реальности никогда не дали бы должность начальника отделения милиции. А убийство «Червеня» метким броском муляжной гранаты выглядит нелепо и смехотворно (но это же комедия). Ещё фильм примечателен песнями, впервые спетые Харатьяном, и музыкой Максима Дунаевского.
Я не согласен с теми, кто завышает оценки советского «Зелёного фургона» и принижает оценки современного продолжения. Продолжение тоже комедия с элементами остросюжетного боевика и любовной мелодрамы. В советское время на мой взгляд, детективы и боевики снимать так и не научились, (не учитывая военные фильмы) были конечно, отдельные интересные представители жанра, но в целом, эти жанры у нас выглядели простовато, хотя в эти же времена в США, Франции, и Италии умели снимать более сложные и глубокие детективы и боевики. В современное время сложилась обратная ситуация: ощущение, что в США и Европе разучились снимать серьёзные фильмы, скатившись до чисто развлекательного уровня (что в принципе, в духе нынешней политики Евросоюза, им не нужны умные люди), у нас же наоборот, детективные и военные боевики снимать научились, но это больше касается сериалов, чем одиночных полнометражных фильмов, а вот комедии снимать наоборот разучились. А в продолжении «Зелёного фургона» попытались совместить комедию и приключенческий детективный боевик, но судя по комментариям многие зрители не поняли комедийные моменты и отнеслись к проекту слишком серьёзно.
Разберёмся в продолжении. В начальных титрах Харатьян поёт «Одесскую песню». Также в титрах указываются, что сериал снят по книгам нескольких авторов. Закадровый текст теперь читает Сергей Чонишвили. От него зритель узнаёт, что со времён событий первой части прошло 26 лет, а не 20, как указано в аннотациях, в данном случае это имеет значение. На дворе 1946 г. Далее зритель постепенно узнаёт судьбу Владимира Патрикеева. В конце 1920-ных он отправился «устанавливать советскую власть в Туркестане», всё это было совершенно секретно, поэтому знающие его люди, в том числе жена, думали, что он погиб. Потом вернулся в Одессу, в середине 1930-ых был арестован по ложному доносу, воевал, а после Победы был полностью реабилитирован, опять вернулся в Одессу и теперь работает в тире местного парка.
Многие в комментариях восклицают, дескать «был арестован» - это антисоветская пропаганда, но постойте. Во-первых, в те времена действительно многих арестовывали, особенно в системе органов; во-вторых, его арестовали, не потому что власти так захотелось, а по доносу его врагов, это зритель поймёт по ходу сюжета; в третьих, у того же Катаева-Петрова, который, как я уже сказал был прототипом Патрикеева, многие родственники были арестованы в конце 1930-тых; так что в этом отношении сценаристы попытались изобразить среднестатистическую биография сотрудника органов тех лет.
Помимо Патрикеева новым главным персонажем становится молодой сотрудник милиции Женя Красавин (Семён Трескунов; Впоследствии Патрикеев узнаёт, что это его сын)
Бывший начальник Патрикеева предлагает ему вернуться на службу, для начала в качестве добровольного помощника. Патрикеев соглашается и по ходу сюжета полностью восстанавливается на службе. Он работает вместе с Красавиным. Также в группу входит судмедэксперт Соломон Самуилович (Валерий Кухарешин больше известен, как актёр дубляжа, чем как сам по себе: на данный момент он озвучил более 250 фильмов и мультфильмов, это он говорит закадровый текст в «Бандитском Петербурге», его голосом говорит Скрудж Макдак из знаменитого мультсериала, а также в разных фильмах Дастин Хоффман, Ричард Гир, Брюс Уиллис, Кристофер Уокен, Хью Лори и др...)
Также в сериале есть сын «Красавчика» (самого «Красавчика» убили в конце 1920-ых, когда он уже отошёл от криминальных дел) и сын «Червеня», который стал подполковником МГБ и хочет отомстить Патрикееву за смерть отца.
В целом,если не обращать внимания на разные неточности, повествование развивается интересно, до середины сериала непонятны замыслы бандитов. Видно, сценаристы хотели избежать банальностей, но слишком много намудрили. Отдельно стоит сказать про одесский говор: некоторые в комментариях пишут, что он режет слух, а мне вот не резал, так как я вырос на Кубани, и многие фразочки были знакомы, да, иногда перебарщивают, но надо понимать, что это сделано для усиления комического эффекта, как и в советском «Зелёном фургоне». Как многие заметили, в этом плане сериал напоминает «Ликвидацию», но он более «лёгкий», хоть и тоже остросюжетный.
Из старых персонажей в сериале есть «Катька-Жарь» (Екатерина Дурова умерла незадолго до выхода продолжения на экраны, так что это одна из последних её ролей)
Снял сериал-продолжение Сергей Крутин, сын оператора первой части Виктора Крутина (1951-1999). Виктор родом из Херсонской области, а Сергей родился в Киеве, но до недавнего времени снимал преимущественно в России. Видимо, жизнь на Украине даром не прошла: в сериале есть какая-то ненависть к работникам госбезопасности, все они показаны отрицательными персонажами, а бандиты хотят свалить куда-нибудь за границу, потому что там «свобода». В то же время герой Харатьяна заявляет, что никуда отсюда не уедет, так как это его Родина.
Несмотря на разные нелепости и нестыковки, в сериале есть то, что многие вообще не заметили: душевность. В этом одесском говоре, в отношениях между положительными персонажами, есть душа и осознание того, что несмотря на все проблемы «всё будет хорошо», как поёт Харатьян в начальной песне. Кстати, в сериале помимо песен вновь звучит музыка Максима Дунаевского, которую он усовершенствовал по сравнению с первой частью. И я верю, что Одесса когда-нибудь снова вёрнется в состав нашей Родины, как 9 лет назад вернулся Крым, крымчан с праздником!
С Харатьяном понятно, он с нами, а вот «падающий надежды молодой актёр» Семён Трескунов, который играл молодого Ивана Грозного, а в «Зелёном фургоне» говорил «Служу Советскому Союзу» ещё в сентябре 2021 года уехал на родину Соломона Самуиловича и «похоронил» свою карьеру.
Подытожу: да, продолжение «Зелёного фургона» можно было снять лучше, но уж как получилось, так получилось. Актёры играют хорошо. Сюжет хоть и удивляет местами, но как уже сказал, не банальный.