Позывной, в просторечии – погоняло, кличка, псевдоним. В военное время – это секретное слово, которое в боевых условиях дается вместо фамилии имени и отчества, звания и должности для закрытой связи между соответствующими участниками военных действий. Позывной назначается каждому участнику в интересах скрытности и успеха боя для выполнения конкретной боевой задачи. Каждый раз позывные, как сигналы связи и шифры обновляются по установленным срокам и новым задачам.
Позывные с раскрытием данные всех воинов знает только начальник штаба подразделения или части. Протокол присваивания, набора и смены позывных регламентируется специальными служебными инструкциями, а произвольное назначение позывных категорически запрещается. Даже один позывной открывающий личность воина – это уже разглашение военной тайны. Позывные нужны для скрытности системы отдачи команд и приёма докладов о ходе выполнения задач. Такова теория и классика воинской дисциплины и спецсвязи. Её усваивают с юности все те, кто знаком с уставным воинским бытом.
Но, удивляет, когда со всех телеэкранов и репортажей из зоны спецоперации на Украине, вижу как, позируя на фоне военной техники или фронтового пейзажа, с маниакальным усердием какие-то нелепые штатские лица бравируют знанием позывных, демаскируют и демонстрируют на весь мир их носителей. Ни один репортаж госканалов ТВ не обходится без засветки позывных.
Интервьюируемым военнослужащим ничего не остается, как поддакивать заезжим столичным фельдеперсовым корреспондентам, и угрюмо гордиться на весь чесной эфир своими погонялами. Похоже, что штатские ТВ-корреспонденты петушатся и красуются на передовой, чтобы показаться в редакционной среде отважными,уже взрослыми и очень информированными во всех военных тайнах и хитростях войны.
Для чего? Почему так происходит? Зачем?
Мне, как бывалому офицеру разных уровней спецсвязи и боевых действий, это совершенно непонятно. И даже противно. Могу только догадываться, что это означает.
1. Безрассудное лихачество со стороны военнослужащих и их командиров. Вероятно, политработники им не объяснили, что воин – это достоинство имени и фамилии, конкретного рода, нации и народности. Стоя перед телекамерой гостелеканала, имя и фамилию воина нет нужды заменять погонялом или кличкой, как у блатной шпаны, которая прячет свою личность от общества. Раз уж вылез на всероссийский телеэкран, показывай, кто ты есть. Если боишься, ты такой секретный, то не вылезай на посмешище. Победишь, тогда получишь признание и почтение от всего русского многонационального народа, увековечишь себя в честном имени. Блатняк с погонялами – это удел урок, тюремщиков, зэков и трусливых воров. Воину, который встал за Родину с оружием в руках, и в любой момент может погибнуть за правое дело, важнее, чтобы его знали и помнили как представителя своего рода, семьи, народа. Для этого есть славные наши Имена, Отчества и Фамилии.
2. Может, я чего-то не понимаю? Может, есть у российских телевизионщиков и их глубоко законспирированных медиа-властителей тайный замысел. Смысловое воздействие на общероссийскую и мировую телеаудиторию. Злобно исподтишка, внешне залихватски, взять, да и наклеить ярлыки – погоняла на всех воинов спецоперации. Уровнять по смыслу телепередач военные позывные с блатными кличками – погонялами. Показать всем, дескать, разницы нет, смотрите вот, это он, а вот его погоняло. Ничем не лучше, чем преступник с кличкой?
3. Закрадывается ещё одна страшно крамольная мысль: неужели всем редакциям тайные агенты из вражеских стран раздали спецзадания, чтобы через общедоступные телеканалы раскрывать, фиксировать и идентифицировать наших военных по позывным. Чтобы в НАТОвских аналитических центрах могли бы знать системы позывных и боевого управления русскими войсками, чтобы получше нас убивать. Вряд ли конечно, что наши родные СМИ столь продажны и подловаты. Тем более, что посмотришь на иного военкора или военкорку, ну позорище: ни афиши, ни дикции, ни эрудиции и военной выправки с молодцеватостью. Но зато они-то свои милые мордочки демонстрируют, и фамилии всегда называют полностью и по многу раз, чтобы все знали об их отваге на войне и скорее наградили медалями и орденами. В отличие от солдат в окопах, таких корреспонденток чаще награждают. И похоже, враг использует их втемную, радуясь, как они засвечивают позывные наших бойцов, средства и методы ведения боёв, дислокацию войск, характеристики боевой техники и прочие военные сведения.
Подытоживая тему позывных, приходится прийти к выводу, что военное время нуждается в информационном правопорядке. Нужны всё-таки большие и знающие толк в военном деле люди, которые могли бы приструнить всю эту вакханалию бессмыслицы якобывоенного телевещания. Росинформбюро хорошо бы в стране создать, чтобы был там новый Левитан, объявляющий не унылые клички, а четким русским произношением и дикцией - рапорты о победах России.