Дела давно минувших дней.
Но приятно вспомнить. Возможно и вам будет интересно почитать!
Что бы оказаться в Южной Америке в ноябре 2017 года нужно было из Москвы долететь до Парижа (4,5 часа), подождать 6 часов и еще 14 часов лететь в Сантьяго-де-Чили.
Потом на автобусе добраться до Вальпараисо (70км), и с автобусной станции доехать до хотстела на такси, где встречалась группа.
Мотопутешественники из Германии, Австрии и Италии имеют у себя некий клуб "Любителей путешествий по Южной Америке на мотоциклах". Довольно возрастная и закрытая тусовка.
Я познакомился с ее членами случайно в августе 2011 года при пересечении границы Россия-Монголия и помог им заполнить все необходимые формуляры. И закрутилась дружба (я владею немецким языком).
Собственные мотоциклы отправляются контейнером из Мюнхена.
Срок доставки контейнера по маршруту Мюнхен-Вальпараисо ровно 4 недели. Никакой бюрократии и проволочек. Все четко. Мотоциклы загружаются с минимальным количеством бензина в баке (никто не проверяет). Все технические жижи остаются на месте.
Например, по регламенту ралли Дакар — мототехника грузится на паромы и самолеты полностью сухая.
Туманный в это время терминал окутан таинственностью
Это огромный порт, как и сам портовый город Вальпараисо.
В тумане ездят огромные контейнеропогрузчики, играют в большое лего.
Мотоциклы установлены валетом поперек контейнера и закреплены стяжками. Дополнительный груз (снаряжение) укладывается рядом на пол контейнера. В баулах в основном кемпинговое снаряжение, мотоэкипировка и личные вещи.
Выкатываем из контейнера мотики, доливаем каждому по 5 литров бензина. Кстати, вы меня можете захейтить за рекламу, но в Южную Америку я приволок помпу для перекачки топлива Беркут и ей так удобно заливать в баки из канистры (первый раз я привез помпу на батарейке, потом мы пользовались уже 12В). Ни капли мимо. Особенно, когда нужно заправить 10-16 мотоциклов!
Хостел находится рядом с австрийским посольством.
Но на ночь вся техника переезжает на охраняемую парковку.
Мнимая безопасность сыграла со мной злую шутку в 2018 году.
В бусе-сопровождения на паркинге разбили днем окно и утащили мой фоторюкзак со всей-всей техникой (фото и видео) и два комплекта мотоэкипа, один из которых оказался моим.
С того времени — бус мы оставляли на парковке только пустым, выгружая абсолютно все.
У меня на канале много опубликованных ранее материалов по своим мото-экспедициям по Южной Америке (а их уже было семь!)
Там есть что почитать, да и просто посмотреть фотографии.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Путешествие на Юг Южной Америке начинаются из региона, где растут авокадо и пальмы и заканчивается там где бродят пингвины и плавают остатки ледников.
Основная задача — составить маршрут так, что бы на нем не было асфальта. 100% дорог в Германии заасфальтированы и немецкие байкеры платят деньги и отправляют свои тур-эндуро в Южную Америку (как в этот раз), что бы дать жару на оффроаде. Всегда есть объезд по асфальту, для тех кто устал или хочет побыстрее. В Боливии и Перу есть дорожки предназначенные только для мото или вело техники, машина сопровождения едет ниже. Об этом я расскажу в следующих отчетах.
Патагонская экспедиция проходит по двум странам, постоянно пересекая границу между Чили и Аргентиной. За месяц путешествия в моем паспорте появляется 12 штампов о пересечении границы (это 6 пересечений) + 4 штампа про прилет и улет. Итого 16 за одну поездку :)
В 2014 году мы проходили границу в одном национальном парке.
А самое интересное находится на границе между Чили и Аргентиной, самые красивые горы, озера и природные ландшафты.
Все полицейские собрались и жали мне руку, так как я был первым человеком с русским паспортом, который проходил границу в этом месте :)
В целом, отношение к русским очень хорошее. Чили еще помнит помощь времен СССР, а в Аргентине исторически много русских эмигрантов.
Ивеко Дейли оказался неудачнымбусом для сопровождения внедорожных экспедиций. Бак с мочевиной расположен очень низко и мы его постоянно повреждали. Данный бус тоже был привезен контейнером из Германии и поставлен в Чили на учет для упрощения эксплуатации. С нормами Евро-6 еще никто в Чили был не знаком и никто не смог нам эту систему АдБлю отключить. Каждый день выскакивало ограничение 40км/ч и автобус нельзя было глушить.
ПО в сервисах не позволяло считать ошибки…в общем, был треш.
Автобус в итоге в 2018 году продали на запчасти.
Про правило "двух баулов" я тоже как-то писал здесь.
В одном — полностью кемпинг, во втором — личные вещи, которые можно взять в отель, что бы не тащить туда оба.
Все герметично, так как оффроуд равно пыль.
Возможно, за семь своих экспедиций я видел только пару чемоданов. Да и те были пластиковыми.
Все сумки подписаны, на каждой есть бирка с ФИО, телефоном и адресом, на случай потери багажа.
Тоже считаю это шикарной практикой.
Я спал в Киржаче и Карелии в запахах сосен, в Монголии под запах полыни, спал в Казахстане под запах цветущего рапса, а вот в Южной Америке удалось поспать в эвкалиптовом лесу. Шикарно!
Мы движемся на Юш и погода становится все суровее. УЖе перед Магеллановым проливом мне приходится снимать шорты. Так как на старте в Вальпараисо обычно в декабре и весной + 25С, то в Патагонии уже +5+10, не до жиру. И сильные холодные ветра.
На фото не видно, но мы проснулись со льдом на палатках.
Птички поют, ламы бродят.
Количество кемпингов в Чили и Аргентине не поддается подсчету. Так как обычным людям там негде отдыхать — только на природе. И так как вся земля частная — нельзя просто пойти в лес или на берег речки.
За это надо заплатить владельцу земли.
Есть кемпинги с шикарными туалетами и горячими душами, а есть простые, из досок и т.д.
Все как и у нас. Если есть хозяин — то все будет четко.
А если владелец поддает, то и все у него немного через Ж.
Не каждый день, но очень часто мы балуемся аргентинской говядиной на мангале.
Дров в Патагонии полно, жгут все. Мангалами утыканы все кемпинги. Все дымят и жарят.
Много дерева, много каркасных построек. Не всегда красивых.
Но есть какой-то общий стиль, который очень сильно отличается от привычных нам домов.э
В городах раз в два дня мы пополняем запасы провизии (поход в супермаркет).
С заправками, кстати, в Южной Америке тоже нет проблем. Качество бензина — отличное.
Вся Южная Америка — музей под открытым небом тачек, которых мы никогда не видели живьем. Да и они в прекрасном состоянии. Никто тут не додумался дороги солью поливать :)
Тоже смотрите отдельные публикации с подборками автомобилей.
Так как Анды очень сейсмологически неспокойный регион, то тут повсеместно из земли идет горячая вода.
Отдых в термах — одно из местных развлечений. Которым мы тоже непременно пользуемся, снимая усталость с мотоног и моторук.
Каждый вечер мы устанавливаем кухню, столы и стулья для обеспечения питания группы.
Процесс приготовления пищи занимает в основном до 2 часов.
Лагерь, естественно, всегда ставим по светлому времени.
У участников экспедиции есть время для установки палаток, удилению вниманию технике -мелкие поломки каждый день.
Ужин — все поели, выпивают немного пива и вина. Моем посуду и спать.
Завтраки — в основном это сендвичи и кофе. Ветчина, колбаса, два вида сыра, джем, молоко, чай и кофе. Пару человек в группе всегда едят мюсли. Т.е. все лупят бутеры на завтрак. Никаких каш!
Интересное наблюдение — немцы не пьют чай. Ни на завтрак, ни на ужин.
Про вкус кофе в Южной Америке вряд ли нужно рассказывать :) пьем гватемальский. Привожу домой 5-8кг :)))
Чем ближе к Югу, тем больше дней с плохой погодой. И тем больше в кемпингах навесов и закрытых остекленных террас.
Погода похожа на нашу, но все постройки из фанеры и досок. Никаких утеплителей, мембаран и прочего.
Пока горит огонь — более-менее тепло, как только огонь потух — холод врывается во все щели.
Принципиально стараюсь не пользоваться в поездках интернета.
В двойных экспедициях (по 70-90 дней, а самая большая моя экспедиция была весной 2019 — на 99 дней) перезагружаюсь. В этом отчете фотографии сделаны еще на фотоаппарат. Очень хочу купить снова, даже б/у. Если продаете живой с ВайФаем беззеркальный — напишите мне в личку, вдруг это для меня.
Про поломки.
Серьезные поломки техники случаются в каждой экспедиции.
В каждом приличном городе следования есть мото-мастерские. Известны адреса и телефоны.
Первичная консультация по телефону и везем мотик в сервис.
Обычно, за 2-3 дня приходят запчасти и мотик возвращается в строй. И путешественник едет нас догонять.
Так как в день мы проезжаем от 50 до 300 км, то за пару дней мы проходим "от сервиса" всего 500км, которые спокойно отстающий по асфальту нагоняет.
Если технику нельзя починить, она сдается в транспортную компанию и отправляется на место финиша и погрузки обратного контейнера.
Для избежания бюрократических проволочек, мы довозим сломавшийся мотик до страны, их которой будет отправка. Мотик может сломаться в Аргентине, а контейнер уходит из Чили. Мы везем его в бусе несколько дней до границы, пересекаем ее и отправляем. Хотя, сами еще пару раз будем заезжать туда-обратно.
Мотобратья, чем мотоцикл умер без возможности его быстрого восстановления, принимают решение — продолжить путь в бусе сопровождения (в котором есть три места для этого) либо отправиться домой.
Был случай, когда владелец сломанного на четвертый день мотоцикла, психанул и улетел домой.
В основном, все спокойно едут пассажирами.
Иногда случаются и травмы людей. От простых растяжений до открытых переломов. Все эти вопросы тоже приходится решать. Европейские страховки работают супер. За сломавшим ногу в двух местах (открытый перелом) швейцарцем, по страховке прилетел медицинский самолет и через 2 дня он прислал нам фото из клиники в Базеле, что его собрали и он жив здоров и шлет всем привет.
Я не боюсь вида крови и мяса, имею начальную врачебную подготовку, четко решаю вопросы со сложными травмами. Контент в такие моменты делать не этично. Но, большинство, видя как струя крови бьет гейзером из ноги на метр вверх, блюют без стеснения. Мотопутешествие — опасная штука.
Жесткие травмы, в основном, случаются в последние дни путешествия.
Когда все участники немного расслабляются, думают, что уже все финал, доехали и начинают лихачить. А оффроуд на мотике жесткая штука, мотик на повороте с перебором скорости не поворачивает, а уходит в обочину, а там канава, деревья и т.д. Был случай, в последний день, мотоцикл разорвало на 2 части об дерево, а водитель разорвал экип и лопнул шлем, но отделался без травм.
Огромное количество озер в Патагонии
Но купаться в них не получится, как и в Тихом океане. Ледяная вода!
Местные дети в солнечные дни плескаются у берега.
Но снимать пуховик и лезть купаться — желания нет
По возможности всегда жжем костер.
В одном кемпинге ушлый владелец на выезде оштрафовал нас на сумму около 5000 рублей за то, что "пламя костра было выше разрешенного на 30 см". Спорить не стали. Заплатили и вычеркнули этот кемпинг из своих сохраненных.
Невероятные пейзажи, красивые дороги. Изгибы горных дорог и качество асфальта основных трасс позволяют прекрасно наваливать на мотиках…что, собственно, все участники и делают
Все цветет и пахнет. Акация и огромные поля люпинов — все для вас.
Если соберетесь увидеть Южную Америку — планируйте поездку в нашу осень — как раз попадете в их весну.
Мои весенние экспедиции (там осень) уже не такие красочные
Все регионы требуют пристального внимания и изучения.
Для любителей каяков и байдарок есть свои маршруту, для пешиков свои, для маунтинбайка — свои.
Есть карты, центры обслуживания, можно взять гида и арендовать все что угодно.
Даже рафтинг на самых крутых реках Южной Америки на любой уровень
Я дважды сплавлялся по Футалефу и Рио Негро…мама мия :)))) наверное, больше не буду!
В общем, я всегда голосую за мульти-путешествие.
Если ехать на машине — не нужно упираться и из нее не выходить.
Лошади, радиальные трекинги, лодки, каяки и тд — прекрасная возможность украсить любое путешествие.э
Даже поднимался на действующий вулкан! Ух!
Вечернее меню состоит всегда из двух частей — большое количество зеленого салата "здравствуй, лето" и вторая часть из основного блюда. Которым являются как барбекю, так и жаркое, суп, макароны с курицей, мы даже готовим том-ям и чили-кон-карне. И тд. Никто не уходит голодным.
За мою практику путешествий по Южной Америке в таком формате — я худею на 15 кг.
Хотя, нет ограничений в еде.
А какие вкусные чипсы! Я даже пару раз привозил от туда чипсы и угощал подписчиков.
Да, там до сих пор продают ЗУКО и ЮППИ, тоже привозил коробку на подарки :)
В Икике на базе хранится мое кемпинговое снаряжение (спальник, коврик, палатка, одежда)
Пошел третий год с моего последнего возвращения из ЮА (а было это 2 января 2020 года).
Помню, вышел в шортах и сланцах в Шереметьево, накинул пуховую жилетку, получил свой баул и поехал домой…а дома…а дома начался жесткий период для меня…развод…два года одиночества и депрессии…да кому это интересно…
Сколько событий в мире прошло с тех пор. Ковидная истерия заканчивается и там, надеюсь, скоро я снова попаду в привычный мир!
Давно говорю, что пора делать логотипы наших самых крутых дорог. Вокруг этого закрутятся классные и популярные маршруты и сувенирка + придорожный сервис.
Да меня никто не слышит
Естественно, в этих мотопутешествиях никто не ездит одной большой группой.
Все делятся по взаимным симпатиям, ранее заведенным знакомствам, отношением к дороге.
В одно экспедиции было два участника, которые приезжали в кемпинг только кушать, а ночевали исключительно в отелях и ездили исключительно по асфальту.
Был участник на мотоцикле БМВ 1939 года (на отцовском), который запретил себя фотографировать, и преодолел все 6500 км маршрута на этом мотоцикле без сложных поломок, одетый в кожаный мото-костюм. Практически ни с кем не разговаривая. Приехал в кемпинг, поел и к себе к мотику и палатке. Закрытый тип.
Вечером пьют по банке пива, и одну бутылочку вина на двоих/троих.
Писко (водка местная) появляется только когда все засыпает снегом или три дня идут проливные дожди.
Пьяным за руль никто не садится.
Шлем одевают даже если нужно проехаться по кемпингу 100 метров от мойки до палатки.
Оказывается, страна фьордов не только Норвегия. Все южное побережье Чили изрезано фьордами. И предупреждение о цунами тут — не просто картинки на столбах. Везде указатели — куда бежать в случае цунами.
Самые мои любимые моменты — после ужина. Когда есть время на Природу, на себя.
В каждом кемпинге, кстати, обычно есть гитара. На которой я и играю :)
Но к середине каждой экспедиции, немцы скидываются и покупают мне аргентинскую гитару, которую я привожу домой (Сделано в Буэнос-Айресе). Три гитары привез, за все три подарил! Думал, еще привезу. Да пока нет.
Гитары не китайские. Атмосферные. Да и просто "играть на аргентинской гитаре в Аргентине и потом дома" — особый кайф.
Неприступная страна. Реки, ущелья, водопады, горы и тд
Как тут выживали индейцы? И и первые исследователи?!
Какое было мужество у людей, бороться с природой, дикими зверями и тд…ух!
Начитался я, конечно, книг в деревенской библиотеке про приключения в детстве. Теперь так и живу!
Стикеры путешественников всех мастей.
Я встречаю свои. В запретограм тоже присылают люди фото моих стикеров, держатся достаточно долго :)))
Патагония — это и Эль-Шальтен с Фитц-Роем, это Торрес дель Пайне и Перито Морено и много-много разных знакомых названий для увлеченных путешествиями по дикой природе людям!
Я все видел и, скажу вам, хочу посмотреть снова!
Здесь мы останавливаемся всегда на 2 ночи. Место волшебное по своей энергетике. Зарядка для человека, до мурашек.
Я, естественно, за 4 раза которые тут побывал, излазил все окрестные горы.
Тут очень много гуанако и, естественно, пум. Пуму можно встретить вечером лично по дороге из душа до палатки. Огромная красивая кошка с нереально длинным телом.
Для человека не опасна, так как кормовая база здесь что надо.
Большое количество фотографов бродят тут с огромными теле-объективами, а во всех сувенирных магазинах широкий выбор профильных фотокнинг про пум, птиц, оленей, гуанако и просто пейзажей с немецкими и европейскими фамилиями на обложках. Разговорился с одним молодым парнем (лет 25-28), оказалось, учится в университете в Болонье, получил грант 38.000 евро на изучение дикой природы в Патагонии. Тут уже 5ый месяц. Сказал, что планирует пробыть тут год. Материала на докторскую диссертацию набрал. Живет в палатке, готовит консервы на газовой горелке. Периодически переезжает в соседние нац парки и работает там. И таких очень много. У нас есть одна распиаренная организация, которая делит бюджеты между своими на подобные цели. Сколько я туда не писал — ни ответа ни привета :)
По этому — все мои отчеты по Южной Америке созданы исключительно за собственный счет! Надеюсь, что в них много полезной и интересной информации для моих читателей по природе и географии!
Спасибо вам, что вы здесь и читаете :)
Ветер дует такой, что мотоцикл приходится наклонять против ветра, что бы не сдувало с трассы. Солнце такое яркое, что лицо становиться бронзовым! Ручки подогрева руля не выключаются, попогрейки нет.
Но красиво!
Эти животные мигрируют большими и не очень группами. Могут внезапно перебежать дорогу. За мой опыт только единожды был сбит маленький гуанако, без последствий для мото и него самого.
Мясо у этого животного не вкусное, по этому — гуанако интересен только пумам.
Путешествие по Патагонии заканчивается в Ушуайе, дальше только мыс Рока :)
Пролив Магеллана проходится дважды. Один раз в сторону Ушуайи, потом обратно для возврата, смотреть пингвинов.
Когда-нибудь заработаю на плавание в Антарктиду! В Ушуайе работает русский корабль с русской командой. Самое короткое путешествие будет стоить 8000 евро за 12 дней и можно будет своими ногами походить по Антарктиде!
Надеюсь, я снова увижу эти прекрасные страны, пожарю мяса на берегу Тихого океана, шугану пуму в кустах, поем боливийской курицы и подумаю сидя на вершине Мачу-Пикчу!
И все вы, любители путешествий, ощущите лично холод патагонских ледников и запах пингвинов :) вкус аргентинского авокадо и перуанской маракуйи!
Мы живем в прекрасном и интересном мире!
Все границы лишь в голове и телевизоре.
Мира, добра и путешествий нам всем!
Если понравился материал, ставь лайк и репост!
Крутанем Планету
Сергей Лысенко ЛС78
фотографии автора