Румынский кинематограф долгое время находился в застое. Диктаторский режим Чаушеску цензурировал кино, не давал независимым лентам выйти в свет и поддерживал клишированные картины, восхвалявшие коммунизм.
Однако и в этот период появлялись фильмы, трезво оценивающие происходящее в истории: «Лес повешенных» Ливиу Чулея рассказывает о румынской армии в период Первой мировой войны и предстает перед нами одним из самых (анти)военных фильмов, встав в один ряд с «Иди и смотри» и «На западном фронте без перемен».
Падение коммунистического режима в 1984 привело к изменениям в местном кинематографе. Режиссеры взялись осмыслять тоталитарный режим и его влияние на сферы жизни. Начиная с 2000-х зародилась так называемая «румынская новая волна» — картины без ярких визуальных приемов, пугающие зрителя своими тяжелыми смыслами и искренностью.
Первым, кто познакомил мир с румынским кино, стал Кристи Пую с фильмом «Смерть господина Лазареску», оголяя бесчеловечность и бюрократию местной системы здравоохранения. В ленте Кристиана Мунджиу «4 месяца, 3 недели и 2 дня» студентка пытается сделать незаконный аборт в коммунистическом Бухаресте. А по сюжету «Безумное кино для взрослых» Раду Жуде откровенное видео учительницы попадает в сеть. Режиссер не стесняется вставлять эротические сцены, вскрывая при этом стеснение и устаревшие морали общества.
Румынский кинематограф — один из самых искренних. Чтобы узнать о нем больше, заглядывайте в нашу подборку достойных фильмов румынских режиссеров.
#кино