Найти тему

Гусли- мысли мои...

В песнях, былинах, сказаниях и поговорках чаще других народных инструментов упоминаются именно гусли. Множество ласкательных названий этого инструмента говорит об истинной любви народа к ним.

"У него дело, как гусли идёт".
"На словах- что на гуслях, а на деле- что на балалайке".
"Хороши гусельки, да не хорош гуслист".

Что же это за инструмент такой загадочный? И откуда вообще берутся сведения прошлого о нём?

❴✠❵┅━━━╍⊶⊰⊱⊷╍━━━┅❴✠❵

Гусельки яровчатые... Это устойчивое выражение произошло от названия дерева, из которого делались первобытные гусли. Это белый клён- явор, который был наиболее пригоден для резонансного ящика гуслей.

Ф.В.Соколов в своей книге "Гусли звончатые"(Москва, 1959 г) пишет: "На протяжении своего многовекового пути гусли оставались любимейшим инструментом восточных славян, выразителем их мыслей, дум, чаяний и ожиданий". Прошли века... А разве что-то изменилось?..

Испытанные временем, гусли- это не просто музыкальный инструмент. Они- связующее звено между временами, и кажется, будто через них мы прикасаемся ко всем векам русской жизни.

Профессор А.С.Фаминцын в своём труде "Гусли- русский народный музыкальный инструмент. Очерк." (Спб, 1890 г) приходит к выводу, что древность гуслей составляет приблизительно тысячу лет.

Вещий Баян играл на своих гуслях значительно раньше написания "Слова о полку Игореве". Он воспевал ещё Ярослава Мудрого, умершего в 1054 году.

Когда-то гусельки были преимущественно малым инструментом, который можно спрятать "под полу". На таких гуслях играли былинные богатыри- Добрыня Никитич, Садко, Соловей Будимирович и Баян...

Ни один пир, свадьба, похороны, именины древнего времени не обходились без музыкального сопровождения.

"Ён ведь начал гуселка налаживать,
Ён ведь начал струночки натягивать
Ён перву наладил с града, с Киева,
Ён другу наладил из Чернигова
Ён ведь третью из каменной Москвы..."

(Былина "Добрыня и Алёша")

Самые древние гусли хранятся в музее Санкт-Петербургской консерватории. Они принадлежали крестьянину Лужского уезда Трофиму Ананьеву. Этот экземпляр был найден в 1889 году, а сам Ананьев утверждал, что его инструменту 150 лет. Отсюда следует, что эти гусли можно отнести к первой половине XVIII века.

Огромная часть гусельных наигрышей записана в Псковской области- именно здесь гусли бытовали наиболее широко и ярко. Но народное бытование гуслей так же наблюдалось в Новгородской, Вологодской, Архангельской, Костромской областях.

"Молодой парень, парень
Рубил яблонь под корень,
Тесал доски тонкие
Да делал гусли звонкие."

(Русская народная песня).

Гусляры играли на инструментах преимущественно кустарного производства. Древние гусли были с долблёным резонаторным ящиком, деревянными колками и кишечными струнами.

Форма кустарных гуслей была самой разнообразной, но все варианты сильно отличались от треугольной формы фабричных гуслей, так как она была искусственно создана в начале XX века Н.И.Приваловым и О.У.Смоленским.

Играли на гуслях, положив их на колени плашмя или под наклоном. Древние гусли были малострунными, но точное количество струн на них не указывается ни в одном источнике- ни в былинах, ни в народных песнях. В книге Матвея Гютри "О русских древностях" (1795 г) изображены гусли лишь только с пятью струнами. В описании русских гуслей француз Фетис указывает так же на 5 струн: "Гусли, или горизонтальная арфа, представляют собой особенный инструмент, состоящий из тонкой доски елового дерева, прикрепленной к лёгкому ящику. Они снабжены пятью струнами, настроенными как "ля, рэ, ми, соль, ля". "

" Он наигрывал волю, волю батюшкину,
Он наигрывал негу, негу матушкину,
Приходила гусли слушать Ольга- душа,
Приходила гусли слушать Афанасьевна."

(Русская народная песня)

Дальше инструмент развивался, увеличивалось и количество струн. Впоследствии гусли стали главным инструментом скоморошьего искусства.

В XVI- XVIII вв. гусли, как и другие музыкальные инструменты, подвергались гонениям, а скоморохи- наказаниям со стороны светской и церковной властей.

До этого времени отношение к инструментальному исполнительству было более менее лояльным. Почему же это произошло? Д.П.Тихомиров пытается дать этому объяснение в своей книге "История гуслей".

Он пишет, что серьёзные, степенные "баяны" прошлого со временем уступали место новым исполнителям. Только немногие из них продолжали передавать своим последователям эпические традиции- былины, старины. Новые же исполнители- это скоморохи- потешники, чьи выступления часто носили непристойный характер.

Видимо, профессия скомороха была очень выгодной, и к XVI- XVII вв. их становится всё больше. Скоморохи образуют целые ватаги, часто ведущие нетрезвый, асоциальный образ жизни.

Об этом писал исследователь А.С.Фаминцын в своем труде "Скоморохи на Руси", Н.И.Костомаров в книге "Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа".

Гонения церкви на скоморохов с гуслями в то же время не мешало праведникам и небожителям воспевать под гусли "горний мир", вспомнить хотя бы царя Давида.

То есть, получается, в руках скомороха гусли становятся "бесовским" инструментом, а в руках праведника- инструментом для прославления Бога. Отчасти в этом и есть сложность и необычность судьбы гуслей.

❴✠❵┅━━━╍⊶⊰⊱⊷╍━━━┅❴✠❵

Что гусли для нас сегодня?

Я читала сведения прошлого и удивлялась тому, как всё это близко нашему времени. Через века гусли всё так же любимы, всё так же они- выразители наших мыслей и чувств, символ русской музыки.

Только появилось у них ещё одно значение. Сегодня гусли для нас- это ещё и мостик к родной культуре, спасение от пустоты. Звуки гуслей- это красота, которая так нужна сегодня каждому ищущему русскому человеку.