Блестящее и неизменное, золото было самым ценным металлом для египтян, которые широко использовали его для изготовления приданого и украшения царских гробниц.
В 1901 году великий британский археолог Флиндерс Петри обнаружил в Абидосе, в гробнице царя Джера из Первой династии (около 3000 г. до н.э.), мумифицированную руку, которую кто-то бросил в угол. Эта рука, вероятно, женская, была обмотана льняными бинтами; когда Петри снял их, перед его глазами предстали четыре великолепных браслета из золота, бирюзы, лазурита и аметиста. Четыре браслета, сохранившиеся в Каирском музее во всем первозданном блеске, являются одним из древнейших свидетельств присутствия золотых украшений в Древнем Египте.
Конечно, в нескольких додинастических гробницах были найдены небольшие образцы золота, но именно в тинийский период (период, когда столица Египта находилась в Тинисе, в Верхнем Египте, до Второй династии) египетские ювелиры достигли большого мастерства. Этот высокий уровень сохранялся и в последующие периоды, о чем свидетельствуют находки в пирамиде фараона Сехемхета 3-й династии – в частности, золотой сосуд в форме морской раковины и браслет, состоящий из маленьких золотых сфер, – а также приданое, найденное Джорджем Рейснером в гробнице царицы Хетефхерес из 4-й династии.
В то время египтяне добывали золото в относительно близких месторождениях, особенно в вади (сухих руслах рек) восточной пустыни Верхнего Египта на юге страны. Только во времена Среднего царства, в конце 3-го тысячелетия до нашей эры, золото начали массово ввозить из Нубии, на территории современного Судана. Последующее изобилие золота подпитывало вкус к ювелирным украшениям при дворе, в то время как ближневосточные и эгейские художественные влияния вдохновляли новые формы и методы ювелирного дела.
Можно сказать, что именно в Среднем царстве египетское ювелирное дело достигло своего апогея. Сокровища, эксгумированные Петри и Жаком де Морганом в Эль-Лахуне и Дашуре, соответственно, в различных гробницах цариц и принцесс 12-й династии, отражают совершенство, достигнутое в ювелирном искусстве.
В Новом Царстве знаменитый инвентарь Тутанхамона, фараона XVIII династии, в середине XIV века до нашей эры, если не считать несравненной погребальной маски, не привносит никаких новшеств в технику, такую же, как в Среднем царстве, хотя и представляет оригинальные аспекты в искусстве, тематике и форме. Во времена 21-й династии, триста лет спустя, техника и мотивы достигнут совершенства; примером этого являются великолепные сосуды, найденные в танитской гробнице Псусеннеса I.
Есть многочисленные свидетельства страсти, которую египтяне испытывали к золоту. Одним из самых зрелищных является клад Среднего царства, найденный французским археологом Фернаном Биссоном де ла Роком в 1936 году среди остатков храма, воздвигнутого в честь царя Сесостриса I (Сенусерт I), второго фараона XII династии, который оказался под обломками Греко-римский храм в городе Эль-Тод.
Первые открытия
На глубине менее метра Биссон де ла Рок наткнулся на тайник с бронзовыми статуэтками саитского периода (7-6 вв. до н.э.), а совсем рядом он нашел четыре тяжелых бронзовых сундука. И на их крышках, и на их закрывающих ручках Биссон смог прочитать коронационное имя Аменемхета II, сына и преемника Сесостриса I. В сундуках было настоящее сокровище из золота, серебра и лазурита. Двое из них хранили среди драгоценностей и серебряных слитков десять золотых слитков, пронумерованных по иератике от одного до десяти, весом по 6505 килограммов каждый.
Сокровище Эль-Тода, которое мы можем видеть сегодня в музеях Каира и Лувра, можно было бы с первого взгляда истолковать как знак сыновьей любви Аменемхета II к своему отцу Сесострису, в виде бесценного дара. Однако использование золота в Древнем Египте имело более глубокое значение.
В прежние времена умершим приносили королевские погребальные подношения исключительного богатства, которые не ограничивались обеспечением умерших едой и повседневными припасами, необходимыми для жизни в будущей жизни. Например, французский археолог Жан-Филипп Лауэр обнаружил в подземных галереях пирамиды царя Джосера 3-й династии - около 40 000 прекрасно вырезанных каменных сосудов. Подобное количество не позволяет рассматривать их как простую посуду для еды или питья в обслуживании ушедшего в Вечность.
Изготовленные лучшими мастерами того времени, каменные вазы были величайшим показателем высокого социального и экономического статуса и выражали идею о том, что чем больше у человека ваз, тем больше могущество их владельца. Это же значение перешло, в еще большей степени, от обработанного камня к золоту, когда в Средние века оно стало модным придворным металлом.
Металл богов
Золото возглавляло иерархию драгоценных металлов, опережая серебро, электрум и, конечно же, медь. Отчасти это объясняется его физическими характеристиками. Одержимые постоянным, тем, что никогда не умирает, египтяне не могли перестать отдавать предпочтение неизменному металлу по преимуществу. Но было и более глубокое религиозное объяснение. Блеск золота вызывал великолепие бога Ра во всем его величии, солнце в зените; на самом деле считалось, что золото было плотью богов, в то время как их кости были серебряными, а их волосы - лазуритом.
Кроме того, поскольку египтяне зачастую считали фараона сыном Солнца и отождествляли его с Ра, они в изобилии использовали золото в погребальных принадлежностях своих царей. Например, одна из формул в "Книге мертвых" гласит:
"Твои волосы украшены лазуритом; верхняя часть твоего лица-сияние Ра; твое лицо-золотой лист, и Хор украсил его лазуритом [...] Твоя шея украшена золотом и выложена золотом. [ ... ]; твоя спина украшена золотом, она выложена из чистого золота".
Согласно этой концепции, золото обладало регенерирующей силой и помогало фараону возродиться подобно Осирису. Отсюда, в царских гробницах эпохи Рамессидов были созданы погребальные камеры, называемые "золотой камерой", где происходило возрождение умершего царя. Многие из этих камер были окрашены в желтый цвет, цвет, ассоциирующийся с золотом, которому подражали художники в их скромных подвалах ремесленной деревни Дейр-эль-Медина.
Самая большая награда
Учитывая тесную связь между царем и золотом, именно царь был единственным законным владельцем драгоценного металла, поэтому только он мог даровать его в качестве божественного дара определенным персонам и в исключительных случаях. Так возникло царское пожертвование, называемое "золото награды" или "золото доблести", самый выдающийся подарок, который царь даровал своим подданным за выдающиеся заслуги, будь то гражданского характера или доблести на поле боя. Одно из самых известных это "мухи доблести".
Но это были не единственные золотые украшения в награде. В Танисе археолог Пьер Монте нашел среди драгоценных предметов Непобедимого генерала две золотые чаши, золотую и серебряную тарелку, необычные изделия из золота и серебра, подаренные с особым посвящением Псусеннесом I и которые сегодня хранятся в Каирском музее. Тутмос III наградил своего царского писца и генерала Джехути великолепной золотой патерой, хранящейся в Лувре с его королевским посвящением. (так же на первом фото)
Тем не менее, "золото доблести" не было исключительной привилегией высших сановников двора. Моряк Ахмес, сын Абаны, сопровождал царей Яхмоса, Аменхотепа I и Тутмоса I из 18-й династии во время освободительной войны против гиксосских захватчиков около 1537 г. до н.э. и он был семь раз награжден золотом за доблесть, среди прочих пожертвований были земли и слуги.
В разных источниках можно встретить фразы: "Чистое золото для Египта подобно пыли, устилающей дороги", "В Египте у царя золота что пыли", "Дорожная пыль – это чистое золото".