Сегодня немного о книге "Фотография как..." Александра Лапина.
Несмотря на то, что Александра Лапина нет в этом мире уже десять лет, фотографы его помнят и по-настоящему ценят. И для многих его книга "Фотография как..." является одной из главных книг по фотографии.
Это книга о том, как мы воспринимаем окружающее нас пространство, о том, какое значение для нас имеет гармония, о композиции, о смысле, которым можно наполнить фотографию, чтобы к ней хотелось возвращаться снова и снова.
Пересказывать содержание книги не вижу смысла, но то, что она поменяет взгляд на фотографию новичка и заставит умолкнуть скептика - это точно.
Из-за того, что самые разные фотографии сыплются на нас отовсюду в каком-то страшном количестве мы вообще перестали останавливаться и их рассматривать. Самое лучшее, что может быть - это две секунды внимания и мысль промелькнувшая: "Мм, ничего так снято".
Мне в голову почему-то приходит московское метро. Вы идёте в потоке людей, навстречу Вам тоже нескончаемый поток лиц.
Как в такой толчее увидеть, что девушка, например, идущая Вам навстречу, невероятно красива или у бабульки нереальной синевы глаза? Максимум, что глаз успеет выцепить - это какое-то удачное сочетание цветов в одежде или просто что-то необычное, например, красный цвет волос.
От этого просмотр одной черно-белой фотографии на отдельной странице книги станет для многих чем-то новым и, я уверена, очень приятным.
Иногда я думаю, а какую из своих фотографий я бы показала автору этой книги, если бы это было возможно. Внутри всё холодеет, я мысленно перебираю в памяти самые удачные на мой взгляд фотографии и понимаю, что только если парочку и то, если показать будет необходимо)
В книге "Фотография как..." кроме всего есть очень замечательное описание фотографических задач, которые говорят о мастерстве фотографа.
Первая задача, первый уровень - это уметь чисто технически сделать копию изображаемого объекта. В книге об этом не говорится, но мне кажется, что здесь важно не только сделать резкое, правильно экспонированное изображение, но и использовать доступные возможности освещения, чтобы выделить объект съёмки.
В конце концов фотоаппарат не мозг, чтобы найти объект съёмки самостоятельно, ему нужно помочь понять, что главное на фотографии. Чаще всего мы делаем это с помощью освещения.
Вторая задача научиться находить и брать в кадр какие-то детали, которые в связке будут обладать определённым смыслом.
Дальше больше. Третья задача - суметь изменить реальность и создать выразительную фотографию. Инструменты, о которых говорит Александр Лапин - это точка съёмки, резкость и свет.
Ну и четвёртая задача. Фотограф должен выстроить детали/объекты съёмки так, чтобы заставить их говорить. Здесь уже речь идёт о взаимодействии деталей, которые делают изображение выразительным. При том, что в реальности ничего особенного и не происходит.
Я восхищаюсь тем видением и насмотренностью, которыми должен обладать фотограф, чтобы дойти до четвёртого уровня.
Поэтому именно эту книгу я считаю очень важной для себя. Именно она даёт мне понимание, что я ещё в пути, что мне ещё учиться и учиться.
Для меня книга Лапина - это такой отрезвляющий глоток ледяной воды, когда немного переварился в своих фото работах и начинаешь думать, что ты ничего себе так снимаешь. Время от времени я достаю с полки эту книгу с тем, чтобы ещё раз посмотреть талантливо пойманные мгновения, почитать отдельные отрывки, поразмышлять.
В заключение хочу посоветовать также посмотреть лекции Александра Иосифовича на ютубе. Лекции во многом перекликаются с книгой, но воспринимаются на мой взгляд несколько легче.