Найти в Дзене
Просто о жизни

Глава 4. Национальные партии 4.1 Общая характеристика

Однако не только общероссийские политические партии интересовались национальным вопросом. Большое внимание этой теме уделяли и национальные партии. Национальные и этнические движения отражали в первую очередь национальные партии, возникшие в последней трети XIX – начале XX в. Если говорить о причинах первоначального возникновения политических партий в национальных регионах России, то можно привести следующие соображения: там существовал двойной гнет – социальный и национальный; там же было место для проживания ссыльных революционеров; отсталые в экономическом отношении народы быстрее поддаются влиянию вождей, организаторов; в партии подчас входили целыми кланами; было сильной влияние не только России, но и сопредельных государств с их националистическими взглядами. Национальные политические организации опирались на идеи национального и культурного возрождения и развития собственных народов как необходимого условия будущего государственного переустройства России. Под влиянием идей маркс

Однако не только общероссийские политические партии интересовались национальным вопросом. Большое внимание этой теме уделяли и национальные партии.

Национальные и этнические движения отражали в первую очередь национальные партии, возникшие в последней трети XIX – начале XX в.

Если говорить о причинах первоначального возникновения политических партий в национальных регионах России, то можно привести следующие соображения: там существовал двойной гнет – социальный и национальный; там же было место для проживания ссыльных революционеров; отсталые в экономическом отношении народы быстрее поддаются влиянию вождей, организаторов; в партии подчас входили целыми кланами; было сильной влияние не только России, но и сопредельных государств с их националистическими взглядами.

Национальные политические организации опирались на идеи национального и культурного возрождения и развития собственных народов как необходимого условия будущего государственного переустройства России. Под влиянием идей марксизма и либерализма здесь стали набирать силу два идеологически разных потока: социалистический и национально-либеральный. Практически все партии либерального толка образовались из культурно-просветительских обществ, большинство партий социалистической ориентации – из возникших ранее тщательно законспирированных нелегальных кружков и групп. Если социалистическое движение развивалось чаще всего под лозунгами интернационализма, классовой борьбы, объединявшей представителей всех народов империи, то для каждого из национально-либеральных движений приоритетными становились вопросы национального самоутверждения собственного народа.

В некоторых, наиболее экономически развитых, национальных районах Российской империи в силу давления самодержавия, выражавшегося в насильственной русификации населения, в назначении русских чиновников на ведущие административные посты, в подавлении всякого национального протеста, в провоцировании межнациональных столкновений и погромов, сильного влияния сопредельных государств политические партии возникли раньше, чем в великорусском центре. В Финляндии, где «политический климат» был всегда намного мягче, чем в самой России среди дворянства, буржуазии и интеллигенции еще в первой половине XIX в. существовали течения шведоманов и финноманов.

По некоторым подсчетам, за все время существования российской многопартийности возникло и действовало до 220 национальных партий. Подавляющее большинство составляли либеральные и социалистические партии, определенная часть которых была инкорпорирована на автономных или даже федеративных началах в структуры соответствующих общероссийских партий.[1]

Среди народов Закавказья наиболее высоким уровнем этнического самосознания отличались армяне. Формирование армянской интеллигенции способствовало возрастанию ее воздействия на широкие народные массы. С 1880-х гг. возникают многочисленные группы по изучению армянской культуры, языка, литературы, вокруг которых собиралась молодежь. Одновременно стали появляться группы армянских радикалов, которые культивировали в своем узком кругу идею создания независимой Великой Армении[2]. Поскольку связующим центром для всех армян, разбросанных по всему миру, выступала церковь, именно ей отводилась ключевая консолидирующая роль. Жестокая дискриминация армян в Турецкой Армении привела к активизации действий по созданию политических организаций, способных объединить армянский народ. В 1887 г. в Женеве была создана армянская социал-демократическая партия (ГНЧАК). У ее истоков стояла группа выходцев - студентов из Русской Армении: А. Назарбекян, М. Назарбекян, М. Варданян и др. Ее отделения возникли практически во всех государствах, где жили армяне. Национальный аспект деятельности ГНЧАК был выражен требованием «освободить армянский народ от рабства; уничтожить условия, препятствующие его экономическому развитию, в особенности культурному»[3].

Значительно большее влияние имел созданный в Тифлисе в 1890 г. Армянский революционный союз «Дашнакцутюн». Будущее Российской империи виделось его членам как федеративная республика, составной частью которой является «Закавказская демократическая федеративная республика», независимая во всех своих внутренних делах.[4] Партия сумела объединить действовавшие на Кавказе разрозненные кружки армянских народников, радикальных националистов и представителей национальной интеллигенции.

Ситуация с армянами в последнее десятилетие перед революцией резко обострилась в результате политики царских властей. В 1895 г. главнокомандующий на Кавказе князь Голицын закрыл армянские школы, а тремя годами позже конфисковал их средства. В 1900 г. было закрыто Кавказское армянское издательское общество. Усилилось давление на периодическую печать, ужесточилась цензура. Гонения на школу, язык, культуру вызывали массовое недовольство не только интеллигенции, но и широких народных масс. Стихийно стали возникать кружки по изучению армянского языка и литературы, проводились лекции и беседы по истории армянского народа. Когда же 12 июня 1903 г. был издан указ об изъятии у армянской церкви имущества в Тифлисе, Баку, Александрополе, Эривани и др. уездах прошли массовые митинги и демонстрации протеста, начали распространяться слухи о готовящемся покушении на представителей властей. В январе 1904 г. МВД получило сообщение о создании в Тифлисе новой тайной организации «Армянский центральный комитет самозащиты», целью которого провозглашалась вооруженная борьба за независимость Армении[5].

В Азербайджане очень влиятельной была партия «Мусават» («Равноправие»). Она являлась партией революционного толка, тяготевшая к социал-демократической направленности с ярко выраженным националистическим уклоном (в хорошем смысле), с непременным участием исламских религиозных ценностей. Лидер партии Мамед-Амин Расул-Заде распространял идеи равноправия в сфере языка, культуры и политики.[6] В октябре 1917 г. мусаватисты объединились с партией азербайджанских федералистов (образовалась в марте 1917 г. в Гяндже) в тюркскую демократическую партию федералистов-мусаватистов. В основу резолюции по национальному вопросу была положена программа федералистов, предусматривавшая создание в Азербайджане национального буржуазного государства.[7]

Довольно рано начали возникать политические партии и организации в Царстве Польском. В 1893 г. возникла Польская социал-демократия, вскоре сменившая название на «Социал-демократия Королевства Польского» (СДКП). Прошедший в 1894 г. первый съезд партии заявил о полной солидарности с российским революционным движением. Своей конечной целью СДКП объявила социализм. Движущей силой социалистической революции должен был стать пролетариат. Основными пунктами программы-минимум было требование демократической конституции, которая бы гарантировала всеобщее и равное избирательное право, свободу совести, национальное равноправие, свободу слова, собраний, объединений, стачек и т.д. В 1900 г. партия была воссоздана под названием «Социал-демократия Королевства Польского и Литвы» (СДКПиЛ). На втором съезде партии СДКПиЛ был принят пункт о «полной автономии» польского, литовского и других народов в рамках демократической конституционной России[8]. Одной из самых известных национальных марксистских организаций социал-демократического направления был Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России (Бунд), I съезд которого прошел в Вильно в 1897 г. Бунд считал возможным решение национального вопроса при демократическом устройстве России на базе культурно-национальной автономии.[9] Бунд был ярым противником сионистских устремлений, которые представляла еврейская социал-демократическая рабочая партия («Паолей Цион»), возникшая в 1906 г. Отличительной чертой, ее была приверженность сионизму и прежде всего, его территориальному принципу, в реализации которого они видели единственный путь возрождения еврейского народа и обретения им свободы.[10]

Финское национальное движение начало формироваться с середины первой половины XIX в., постепенно, по мере развития этнического сознания, противопоставляя себя господствующей шведской элите. В 1860-1870-х гг. реформы, проводившиеся в России, затронули и Финляндию: была установлена периодичность созыва финского сейма, введена выборность органов городского самоуправления, созданы финские воинские формирования, провозглашено равноправие финского и шведского языков и т.д. Но уже с середины 1880-х гг. правительство берет курс на ограничение особого автономного статуса Великого княжества Финляндского. Особый размах централизаторская и русификаторская политика приобрела с назначением генерал-губернатором Н.И. Бобрикова, при котором был взят курс на полное подчинение ряда местных ведомств (почтового, таможенного, монетного) центральным ведомствам, осуществлен перевод официального делопроизводства на русский язык. Манифестом 3 февраля 1899 г. были значительно ограничены права сейма (теперь центральная власть могла издавать законы для Финляндии без его согласия), указ 1903 г. провозглашал чрезвычайные полномочия генерал-губернатора. Все это вызвало недовольство и даже акции протеста населения. Национально-культурные течения приобретают характер политических движений (старофинны, младофинны, шведоманы), которые постепенно оформляются в националистические политические партии – Шведскую народную партию, Финскую партию, целью которых первоначально было сохранение и расширение, при вполне лояльном отношении к центральной власти, особого статуса Финляндии в рамках Российской империи. Ужесточение правительственной политики по ограничению финской автономии вызвало нарастание оппозиционных настроений. В 1894 г. Финская партия раскололась. Часть более радикально настроенной молодежи создала так называемую Младофинскую партию, которая стала действовать под лозунгом «пассивного сопротивления», призывая, в частности, не признавать и не выполнять противоречащие финским законам распоряжения российских властей. Более консервативно настроенная часть партийцев образовала Старофинскую партию. В 1902-1903 гг. был образован так называемый конституционный блок – Партия пассивного сопротивления, в который вошли Шведская и Младофинская партии. И, наконец, в 1904 г. была создана Партия активного сопротивления Финляндии (ПАСФ), ядро которой составили радикально настроенные члены Старофинской, Младофинской и Шведской партий, считавшие, что в сложившихся условиях пассивные методы борьбы уже недостаточны. Ее лидеры признавали любые средства борьбы с самодержавием, вплоть до террора, фактически провозгласив состояние войны с Россией[11].

Украинское национальное движение появилось еще в первой половине XIX в. Оно находило выражение в деятельности культурно-просветительских кружков килилло-мефодьевцев, «громадовцев», членов общества «Просвита». Одним из наиболее радикальных адептов украинского национализма был Н. Михневский, ученик известного украинского историка М. Грушевского. Созданная им в 1897 г. в Харькове организация «Студентска громада» всячески третировала и ладе избивала студентов, увлекавшихся русской культурой, и прорусски настроенных деятелей («общероссов»)[12].

В 1900 г. в Харькове была создана Революционная украинская партия (РУП). Руповцы сначала выступали за культурно-национальную автономию Украины в составе России, а затем за создание «самостийной» Украинской республики. В своей деятельности они ориентировались на РСДРП. Проект программы, представленный в 1903 г., предусматривал решение национального вопроса путем предоставления гарантий прав каждого народа на свободное культурное и общественное развитие. Украина должна была получить автономию «с отдельным представительным собранием (сеймом), которому принадлежит право законодательства в тех внутренних делах, которые касаются только населения, проживающего на территории Украины»[13].

В 1903 г. появились Украинская демократическая партия (УДП) и Украинская радикальная партия (УРП), выдвинувшие лозунги борьбы за автономию Украины. Национальную школу и за использование украинского языка в государственных учреждениях. В это же время заявила о себе Украинская партия социалистов-революционеров (УПСР). Ее первые организации (громады) появились в 1903-1904 гг. в Киеве, Одессе, Полтавской губернии и были тесно связаны с российскими эсерами. Партия считала необходимым применять «требования социалистических партий всего мира» к конкретным условиям жизни украинского пролетариата и трудящегося крестьянства[14]. На базе РУП в 1905 г. образовалась Украинская социал-демократическая рабочая партия (УСДРП), которая заявляла, что «будет бороться против национального гнета за равные права всех наций на свободное существование». Партия признавала за всеми нациями право на самоопределение. В стратегии лидеры УСДРП (Н.В. Порш, В.К. Винниченко и др.) разделяли взгляды меньшевиков, но в национальном вопросе были ближе к большевикам.[15]

Первые ростки национального пробуждения белорусов проявились в духовной сфере и прежде всего в становление и развитии белорусского литературного языка. В 1902 г. на базе национальных просветительных кружков интеллигенции, учащейся и студенческой молодежи возникла политическая организация – Белорусская революционная громада. В 1903 г. она была переименована в Белорусскую социалистическую громаду (БСГ). В ней были представлены самые разные направления – социалистическое, революционно-демократическое, либерально-буржуазное. Наряду с общими социальными и политическими требованиями эсеровского толка БСГ ставила вопросы развития белорусской культуры, языка, школы. На ее первом съезде в 1903 г. была принята программа, в которой были пункты и по национальному вопросу. В частности съезд высказался за краевую автономию с сеймом в Вильно и за предоставление национально-культурной автономии для меньшинств (имелись в виду, прежде всего, евреи). Партия определила себя как социально-политическую организацию белорусского трудового народа, конечная цель которой виделась в уничтожении капиталистического строя, передаче в общественную собственность земли, средств производства и коммуникаций[16].

В конце XIX в. начинается создание политических партий в Прибалтике. В развитии национального движения первоначально доминирующим фактором было противостояние местного населения немецкому засилью. Политика правительства по ограничению «остзейского особого порядка», ликвидации ряда привилегий и преимуществ прибалтийских немцев в сферах местного управления, образования, печати и т.п. в какой-то мере отвечала интересам местного населения, но не решала этнокультурные проблемы[17]. В 1896 г. была создана Литовская социал-демократическая партия (ЛСДП), в 1902 г. – Литовская демократическая партия (ЛДП), в 1905 г. – Союз Литовских христианских демократов (СЛХД). Они были единодушны в будущем социальном устройстве Литвы - она должна была стать самостоятельным государством. Основными программными требованиями СЛХД было созданием автономной Литвы в этнографических границах, борьба с марксизмом, защита католицизма от наступления православной церкви, воспитание литовцев в религиозном духе.[18]

В июне 1904 г. была создана Латышская социал-демократическая рабочая партия (ЛСДРП). ЛСДРП приняла программу, в которой решение национального вопроса виделось в создании автономной Латвии в составе демократической России. Вопрос о независимости Латвии в партии даже не обсуждался. Небольшая группа последователей независимости Латвии образовала в 1900 г. Латышский социал-демократический союз (с 1913 г. Партия социалистов-революционеров Латышского края). Целью национально-государственного устройства партия объявила создание независимой Латвии.[19]

В начале 1905 г. образовалась Латышская демократическая партия (ЛДП); вслед за ней оформилась Латышская конституционно-демократическая партия (ЛКДП). Программу русских кадетов обе партии довыполнили требованиями национальной автономии: создание этнографически целой Эстонии и Латвии, признание латышского и эстонского языков государственными, отмена дворянских привилегий, демократических преобразований в России.[20]

В целом в области национально-государственного строительства национальные партии Латвии предлагали политическую автономию в рамках Российской буржуазной республики. Идея федерального устройства России и политической автономии Латвии в ее составе содержалась в программных документах всех латышских буржуазных партий после Февраля 1917 г.

В Казахстане до 1917 г. не существовало политических партий. Были только отдельные попытки объединения. Например, в феврале 1906 г. в Семипалатинске состоялся съезд казахов, который одобрил программу русских кадетов.[21] Лишь в июле 1917 г. А. Букейхановым была сделана попытка создания независимой национальной партии, которая получила название «Алаш». Программа партий, опубликованная в ноябре 1917 г. предусматривала территориально-национальную автономию и образование своего правительства.[22]

О политических партиях средней Азии сведения, как правило, отрывочны и неточны. Самая крупная из них – Иттифак, созданная в 1905 г. Ее члены были приверженцами конституционно-демократической программы. Они выступали за введение конституции, равенства всех граждан без различия пола, вероисповедания, расы перед законом, провозглашали свободу слова, печати, союзов, собраний, религий, были сторонниками парламентской монархии. Иттифак противостояли, с одной стороны, консервативное направление, которое охватывало духовенство и представителей старых элит, а, с другой стороны, - радикальная группа «левой» интеллигенции, склонявшейся к социалистам-революционерам.[23]

Итак, программные установки национальных партий отражали разную степень политической и социальной мобилизации различных народов. Требования национальных партий не поднимались выше уровня автономии, но автономия и государственное устройство рассматривались ими по-разному. Например, армянские и казахские лидеры отстаивали принцип автономизма. В рамках демократически устроенного Российского государства они предусматривали национальное самоопределение для своих народов и культурную автономию для национальных меньшинств, созыв национальных Учредительных собраний (казахская партия Алаш, литовская демократическая партия) с последующим утверждением автономии Всероссийским Учредительным собранием (Алаш, ЛДП). Литовские демократы, опубликовавшие свою программу в 1902 г., выступая за автономию Литвы как первый шаг к ее политической независимости, претендовали на выражение общенациональных интересов, что было характерно в целом для всех национальных партий. Создание демократической республики на территории Литвы предусматривало федеральную связь с соседними демократическими государствами в составе России и четкое разделение компетенций центральной общероссийской и местной исполнительной власти.

Национальные партии социал-демократической направленности видели будущее Российской империи как федеративной республики («Дашнакцутюн», «Паолей Цион»). В духе марксистской теории программа партии армянских социал-демократов (ГНЧАК) провозглашала борьбу за «полное освобождение трудящегося класса от всякой эксплуатации и гнета капиталистов» и установления «всеобщего демократического конституционного строя».[24]

Национальные политические партии прекратили свое существование по тем же, в основном, причинам, что и общероссийские политические партии. Но некоторые из них в национальных регионах слились с большевистской партией. Этот процесс начался еще до Октября 1917 г. Создаются объединенные партии большевиков и меньшевиков, большевиков и эсеров и т.д.

[1] Шелохаев, В.В. Феномен многопартийности в России // История национальных политических партий России. М., 1997. С. 13.

[2] Первая революция в России: взгляд через столетие. М., 2005. С. 116.

[3] Шелохаев, В.В. Феномен многопартийности в России // История национальных политических партий России. М., 1997. С. 9 -10.

[4] Смирнова, М.И. Национальные политические партии России социал-демократического направления (конец XIX – начало XX в.) // История национальных политических партий России. М., 1997. С. 133.

[5] Первая революция в России: взгляд через столетие. М., 2005. С. 118.

[6] Смит, М. партия «Мусават» и формирование азербайджанского социал-демократического национализма. // История национальных политических партий России. М., 1997. С. 166.

[7] Непролетарские партии России. Урок истории. М., 1984. С. 315.

[8] Первая революция в России: взгляд через столетие. М., 2005. С. 108-109.

[9] Смирнова, М.И. Национальные политические партии России социал-демократического направления (конец XIX – начало XX в.). // История национальных политических партий России. М., 1997. С. 139.

[10] Непролетарские партии России. Урок истории. М., 1984. С. 317.

[11] Первая революция в России: взгляд через столетие. М., 2005. С. 109-110.

[12] Там же. С. 111-112.

[13] Там же. С. 112-113.

[14] Там же. С. 113-114.

[15] Танин-Львов, А.А. УСДРП: организационно-идеологическая характеристика // История национальных политических партий России. М., 1997. С. 162.

[16] Первая революция в России: взгляд через столетие. М., 2005. С. 112.

[17] Там же. С. 110.

[18] Постников, Н.Д. Политические партии Прибалтики. // История национальных политических партий России. М., 1997. С. 181-183.

[19] Постников, Н.Д. Политические партии Прибалтики. // История национальных политических партий России. М., 1997. С. 184-185.

[20] Там же. С. 186-187.

[21] Тулепбаев, М.Б. Алаш. // История национальных политических партий России. М., 1997. С. 191.

[22] Там же. С. 196-197.

[23] Исхаков, С.М. Общероссийская партия мусульман. // История национальных политических партий России. М., 1997. С. 222-223.

[24] Смирнова, М.И. Национальные политические партии России социал-демократического направления (конец XIX – начало XX в.). // История национальных политических партий России. М., 1997. С. 134.