Политика черносотенцев в национальном вопросе была крайне консервативной, ведь стержнем ее был антисемитизм. Черносотенцы не просто стояли за единую и неделимую Россию, но предлагали лишить евреев всех прав и не скрывали своего желания выселить их за пределы страны.
Как уже упоминалось выше, из всех населяющих Россию народов, по мнению черносотенных организаций, к наиболее враждебным причислялись евреи, в которых сконцентрировались все присущие прочим враждебным нациям пороки. Значимость еврейской темы для черносотенной идеологии объясняется крайне негативной ролью, приписываемой «беспокойному племени» в судьбе Российского государства.
Но почему самым главным врагом стали именно евреев? Главная причина антисемитизма тех социальных слоев, из которых состояла социальная база черносотенных организаций (и которые обычно не вникали в философские обоснования деталей еврейского вопроса) крылась в экономическом конфликте между еврейским финансовым капиталом и национальным товаропроизводителем. Речь шла не о евреях-банкирах или крупных фабрикантах, а о той роли, которые играли евреи в хозяйственной жизни юго-западных губерний Российской Империи.
Согласно «Еврейской Энциклопедии», выходившей в 1908-13 гг. по переписи 1897 г. из жителей Российской Империи, 618 926 чел. занималось торговлей и 450 427 чел. из них были евреями (в 2,7 раза больше, чем представителей всех других народов!). Но эти цифры приведены по всей Империи, а в пределах черты оседлости господство евреев в торговле было подавляющим, что делало практически невозможным честную конкуренцию с ними[1].
Еврейское население Российской Империи заняло исключительное место в идеологии черносотенцев еще и потому, что еврейство символизировало собой все то, что подрывало самобытность России - крупный капитал, не имеющий Отечества и связанные с Западом интернационалистское революционное движение, космополитизированную либеральную интеллигенцию. Да и самый массовый тип тогдашнего еврея в виде алчного, неразборчивого в средствах, пронырливого дельца – «гешефтмахера», подчас преступника, был для рядовых черносотенцев главным подрывателем устоев русской жизни.
Все это делает вполне понятным тот факт, что антисемитизм в России теперь стал делом правых.
Черносотенцы обвиняли евреев в том, что помимо своих «преступных наклонностей» они не хотят выполнять свои гражданские обязанности, постоянно требуя себе все новых «прав». Евреев часто обвиняли в уклонении от уплаты налогов и сокрытии своих настоящих богатств. Не прибавляло евреям уважения соседей-христиан нежелание их служить в армии и стремление любым способом уклониться от воинской повинности. Те же евреи, что все-таки попали в армию, в силу плохого физического развития, обычно посредственного знания русского языка, попадали в основном в тыловые части, интендантские службы, что вряд ли повышало авторитет евреев даже в военной форме. [2]
Для крайне правых негативное отношение к евреям базировалось на консервативном постулате защите христианской и национальной традиции. В избирательной программе на выборах во II Государственную думу, принятой I Всероссийским съездом уполномоченных отделов Союза Русского Народа, утверждалось: «Евреи в течение многих лет, и особенно в последние два года, вполне выказали непримиримую ненависть к России и ко всему русскому, свое невероятное человеконенавистничество, свою полную отчужденность от других народностей и свои особые иудейские воззрения, которые под ближним разумеют одного только еврея, а в отношении христиан-гоев допускают всякие беззакония и насилия, до убийства включительно»[3].
В попытках обосновать свою антисемитскую позицию черносотенцы ссылались на документы, вышедшие из-под рук заклятых врагов: «Как известно и как заявляли неоднократно сами евреи в своих «манифестах» и прокламациях, - переживаемая нами смута и вообще революционное движение в России - с ежедневными убийствами десятков верных долгу и присяге честных слуг царя и Родины, - все это дело рук почти исключительно евреев и ведется на еврейские деньги». Данные цитаты показывают, что, по мнению черносотенцев, евреи принимали участие в организации и финансировании большинства революционных и оппозиционных партий. Давая еврейскому народу определение как «самому опасному врагу» самодержавия, черносотенная идеология уделяла чрезмерное внимание еврейской теме, рассматривая актуальные национально-государственные проблемы через призму «иудейского заговора». [4]
Однако черносотенцы остались верны религиозной традиции, согласно которой специфика народов определялась не физиологическими признаками, но религиями, формировавшими их духовный стержень, мировоззрение, смысл земного существования, а также поведение и этику отношения к окружающим.
Идеологи крайне правых доказывали, что иудейская этика, заставлявшая евреев постоянно «переделывать» жизнь на земле (в том числе и посредством революций), в корне противоречила христианским принципам терпения и покорности. Мнение крайне правого лагеря о том, что евреи являлись истинными и главными виновниками революционной смуты, разделяли многие, в том числе высшие сановники и министры.
По мнению крайне правых идеологов, причиной поврежденности национального характера евреев и их «неуживчивости» стало заложенное в Торе пророчество о приходе мессии, который обеспечит им господство над человечеством[5]. Данное обстоятельство и сформировало такие черты еврейского народа как крайний эгоцентризм, неприятие законов и норм приютивших их народов, отказ от ассимиляции, отношение к «гоям» как к низшим существам. Черносотенцы признавали, что ни один другой народ не имеет более четко выраженной мессианской идеи, приобретшей признаки мании: «Великий вождь, которого они ждут, непременно должен покорить им все народы, и эти народы они собираются пасти жезлом железным»[6]. «…Мир должен принадлежать евреям», - приводились на страницах «Русского знамени» отрывки из Талмуда, ставшего «учебником неукротимой ненависти к гоям для многих поколений евреев». В антисемитской литературе часто цитировались талмудические тексты, свидетельствовавшие о веками сформированном стереотипе рассматривать другие народы в качестве «идолопоклонников, существ низших, даже не людей, а как таковых подлежащих ограблению и оскорблению»[7].
Именно «талмудическое жидовство» стало источником угроз для христианской и национальной традиций, защита которых являлась основной функцией консерватизма. Черносотенные публицисты утверждали, что «рационалистичность» иудаизма создавала благодатную почву для появления в среде евреев различных антихристианских учений с их следованием «закону» и тщательным регулированием человеческой жизни (атеизма, протестантизма, франкмасонства, нигилизма, либерализма и д.р.). Одним из них стал социализм, который, по утверждениям черносотенцев, не отвечал «арийскому уму». Непрекращающаяся враждебность евреев христианству сопровождала всю двухтысячелетнюю историю их взаимоотношений. «Евреи и еврейство - исконные враги христианства, врагами являются они и нашей Руси православной и православных царей», - заявлялось в докладе Съезда отделов Союза Русского народа Юга России[8].
По мнению черносотенцев, необходимость защиты национальной традиции обуславливалась революционностью евреев, предпринявших атаку на созданное «потом и кровью» русского народа государство и его вековой социальный уклад. Если либералы и марксисты находили причины революционности евреев в социальных условиях жизни последних, то для черносотенцев они лежали в религиозной плоскости. Общепризнанным в правомонархической среде стал тезис о том, что революция 1905-1907 гг. является «еврейской», что нашло отражение на страницах печати и в высказываниях их лидеров. Черносотенная пресса обвиняла евреев в попытках оттеснить державный народ и присвоить принадлежавшее только ему право самостоятельно определять пути развития собственной страны: «Смело можно утверждать, что если бы не евреи, история России за 1905 год, как, впрочем, и до сих пор, была бы совершенно иная…»[9].
Неудача революции в России объяснялась черносотенцами расколом в еврейской среде по поводу степени ее осуществления. Обеспеченные слои были против намерения неимущих выходцев из черты оседлости довести революцию до полного краха старой России, так как это привело бы к потере их собственности, бизнеса и выгодных контрактов. Участие евреев в революции, по мнению черносотенцев, стало главной причиной роста антисемитизма в среде носителей традиционных ценностей, которые не потерпели вмешательства посторонних сил в свои внутренние дела: «…евреи, очевидно, боятся после того, как, пролив в 1905/06 гг. русскую кровь… их наглое поведение навлекло и ненависть христианского населения, так что жидки испугались - а вдруг да Россия погонит их согласно ее исторической традиции в обетованную землю…»[10].
Исключительное положение евреев в черносотенной идеологии обуславливалось угрозами, которые, по мнению правомонархистов, они представляли для устоев традиционного русского общества. Основной упор в своей разоблачительной деятельности они направили против «талмудического жидовства», символизировавшего собой все органически чуждое христианско-православной и русской национальной традиции и воспринимавшегося ими как «ад по отношению к раю, что сатана по отношению к Господу нашему Иисусу Христу»[11].
Итак, «истинно русским» противопоставлялись «инородцы», в первую очередь – евреи. В силу экономических и религиозных факторов в России издавна существовали антисемитские традиции. Такие же настроения были равно распространены и в правящих сферах, и среди простых людей. Российским законодательством предусматривалась «черта оседлости», за пределами которой запрещалось проживание лиц иудейского вероисповедания. Однако черносотенцы пошли дальше, провозгласив евреев «врагами рода человеческого». Несмотря на то, что социальное расслоение среди евреев было таким же глубоким, как среди других народов, они заявляли, что евреи представляют сплоченную этническую общность, имевшую целью достижение мирового господства. Антисемитская литература разъясняла, что первой жертвой этого дьявольского плана выбрана Россия: «Русский характер, черты национального уклада русских людей, отменное историческое гостеприимство славян вообще, и в особенности русских, прекрасно взвешены и учтены евреями, недаром Россия буквально осаждена евреями». Указывая на широкое участие еврейской буржуазии в торговле и промышленности юго-западных регионов, черносотенцы твердили об экономическом засилье евреев во всех сферах жизни, а активное участие евреев в революционном движении давало им повод повторять, что революция – «дело рук почти исключительно евреев и ведется на еврейские деньги»[12].
Черносотенцы добивались неукоснительного исполнения особого законодательства о евреях, а также планировали введение новых ограничительных мер. «Союз русского народа» обещал добиться признания всех проживающих в империи евреев иностранцами, правда, без привилегий, которые имели подданные других государств. Евреям должен был быть навсегда закрыт доступ к государственной службе, преподавательской деятельности, журналистике, адвокатуре, врачебной практике. Вдобавок к печально известной «процентной норме», ограничивавшей доступ евреев в учебные заведения, предлагалось изгнать лиц иудейского вероисповедания из всех гимназий и университетов, в которых обучался хотя бы один христианский юноша. Одновременно предполагалось запретить евреям открывать собственные школы.
Парадоксально, что антисемиты находили точки соприкосновения с сионизмом – сравнительно молодым в ту пору движением. Массовый исход евреев на историческую родину – вот что прельщало черносотенцев в идеях Теодора Герцля. «Союз русского народа» в своих программных документах даже обещал поставить вопрос о создании еврейского государства перед иностранными правительствами и содействовать выселению евреев в Палестину, «каких бы материальных жертв такое выселение ни потребовало от русского народа»[13].
Таким образом, негативное отношение к некоторым инородцам у черносотенцев не носило расового характера, а основывался на религиозных, политических и экономических факторах. Исходя из консервативной сущности крайне правой идеологии, позиция крайне правых к национальным меньшинствам определялась не этническим происхождением, а отношением последних к базовым ценностям русской цивилизации – православию, самодержавию, народности и способностью поступиться узкими национальными интересами ради достижения общегосударственных задач.
Подводя итог национальной политики черносотенцев, можно отметить, что крайне правые являлись носителями противоречивой идеологии, в которой причудливо переплетался традиционализм и крайний радикализм. Они чаще других политических движений взывали не к разуму, а к чувствам людей, многократно повторяя одни и те же формулы-заклинания и не придавая особого значения разночтениям в своих программах. Интуитивно нащупывая способы воздействия на массовое сознание, они являлись своего рода пионерами в этой области.
[1] Степанов, С.А. Черная Сотня. М., 2005. С. 26.
[2] Степанов, С.А. Черная Сотня. М., 2005. С. 29.
[3] Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. М., 1996. С. 589.
[4] Там же. С. 601.
[5] Степанов, С.А. Черная Сотня. М., 2005. С. 248.
[6]Размолодин, М.Л. Еврейский вопрос в идеологии черной сотни. // http://www.hrono.ru/statii/2011/rzmldn_evrvop.php#_edn4 (дата обращения 07.04.2013).
[7] Степанов, С.А. Черная Сотня. М., 2005. С. 255.
[8] Размолодин, М.Л. Еврейский вопрос в идеологии черной сотни. // http://www.hrono.ru/statii/2011/rzmldn_evrvop.php#_edn4 (дата обращения 07.04.2013).
[9] Степанов, С.А. Черная Сотня. М., 2005. С. 200.
[10] Там же. С. 201.
[11] Там же. С. 203.
[12] Степанов, С.А. Черносотенные союзы и организации. // Политические партии России: история и современность. М., 2000. С. 104.
[13] Там же. С. 105.