1.1 Взгляды большевиков по национальному вопросу
Каждая партия России в начале XX века предлагала свой путь решения национального вопроса, который соответствовал бы их общей программе и взглядам, например, главной задачей партии большевиков была выработка национальной программы, которая бы способствовала национальному воспитанию трудящегося народа, их объединению.
Очень интересно рассмотреть, какое было отношение большевиков к национальному вопросу в то время, когда они формировались как партия и когда они пришли к власти.
С самого начала своего существования партия РСДРП строилась на принципах интернационализма. В.И. Ленин исследовал национальный вопрос в самых различных аспектах и разработал как теоретические основы, так и практические требования марксистской национальной программы.
В целом, идеи В.И. Ленина и программа партии по национальному вопросу, принятая II съездом РСДРП, наносили удар по национализму.
Определяя суть национальной программы, В.И. Ленин выделяет три основных пункта: 1. Культурно-национальная автономия, то есть борьба с любым проявлением национализма; 2. Единство рабочих всех национальностей; 3. Борьба с великорусским черносотенным национализмом[1]. Суть программы была оформлена в таких требованиях партии, как полное равноправие наций, в том числе право наций на самоопределение вплоть до отделения, областная автономия, интернациональное сплочение рабочих во всех организациях.
В 1903 г. на втором съезде партии произошел раскол партии РСДРП на большевиков и меньшевиков. Разногласия между ними касались 4 вопросов, среди которых оказался и национальный вопрос. Часть меньшевиков требовала исключить из национальной программы партии требование права наций на самоопределение. Но победу одержали большевики.
Но прежде чем претендовать на ведущую роль в национально-освободительном движении, большевики должны были решить национальный вопрос в своей собственной среде, показать рабочим города образец международного сотрудничества. В.И. Ленин писал «… Мы должны идти к теснейшему союзу рабочих всех наций, к совместной борьбе их против всякого шовинизма, против всякой национальной исключительности, против всякого национализма»[2].
На II съезде РСДРП в 1903 г. был осужден также национализм и федерализм еврейского рабочего союза – Бунда, а также его требование федеративного устройства партии по национальному признаку. Съезд был уверен, что если эти разногласия исчезнут, то произойдет объединение представителей рабочих всех национальностей в одну партию. В резолюции было указано, что задача II съезда РСДРП это объединение всех социал-демократов страны, однако решения следующих съездов все перечеркнули.
Программа большевиков 1903 г. содержала, помимо прочего, пункт №8 «Право населения получать образование на родном языке; введение родного языка наравне с государственным, во всех местных общественных и государственных учреждениях»[3]. Однако, как осуществить эту программу, как воплотить в жизнь все ее пункты и как вести работу среди рабочих нерусских народов, ясности у лидеров РСДРП не было. Было очевидно, что необходимо вести работу среди рабочих разных национальностей на их языках и обеспечить равные для всех права, исходя из этого, партия искала разные формы работы и организации. Первым шагом был выпуск листовок и газет на родных языках национальностей. В январе 1903 г. Казанский комитет РСДРП впервые выпустил листовку на татарском языке. В марте 1903 г. 1-й съезд кавказских организаций РСДРП принял решение издавать свой общий орган газету «Борьба пролетариата» параллельно на трёх языках: русском, грузинском и армянском. В 1905 г. в Петербурге вышла первая большевистская газета на эстонском языке «Эдази» («Вперёд»), а в 1907 г. в Оренбурге – первая большевистская газета на татарском языке «Урал». Преследования полиции вскоре заставили прекратить выпуск этих газет, но они внесли свой вклад в вовлечение в революционную борьбу трудящихся соответствующих наций[4].
Интересно, что большевики признавали лишь добровольное объединение наций, выступали против насильственных союзов, против политики угнетения слабых национальностей. Признание добровольности союза наций также нашло отражение в программе РСДРП, она выдвигала требование права на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства.
Большое значение придавалось участию большевиков в IV Государственной думе. Выборы были назначены на 1912 г. и партия большевиков придавала участию в них довольно большое значение. Используя деятельность фракции, большевики активно проводили свою революционную работу в народе. Партия выступала на выборах самостоятельно, под собственными лозунгами. Большое внимание большевистская фракция уделила борьбе за национальные права угнетенных народов. В. И. Ленин написал для депутатов-большевиков два проекта выступлений в Думе и подготовил два законопроекта по национальному вопросу. 20 мая 1913 г. с речью по национальному вопросу выступил Г. И. Петровский. «Решение национального вопроса в России, как и в других странах, возможно только при полном демократизме, обеспечивающем последовательное и свободное развитие национальностей на основах полного национального самоопределения»[5]. Текст выступления Г.И. Петровского перепечатала газета «Правда», и широкие массы рабочих смогли познакомиться с программными положениями партии по национальному вопросу. Десятки, сотни людей прислали большевистским депутатам наказы, просьбы, предложения. Почти во всех таких письмах содержалось требование осудить с трибуны Думы политику национального угнетения, защитить интересы широких масс нерусского населения. Неуклонное отстаивание в Думе точки зрения партии вело к сплочению народов многонациональной России в борьбе против всех форм национального и социального гнета[6].
Важен тот факт, что даже сами большевики расходились в своих взглядах по национальному вопросу. Почти все лидеры партии считали национальный вопрос незначительным, и зависящим от их главной задачи - осуществления революции. Часть большевиков даже игнорировала этот вопрос, считая себя сторонниками унитарного государства. В.И. Ленин отмечал, что вопрос о желательной для большевиков форме национального самоопределения зависит от того, как будет развиваться революция. В то же время, осознавая сложность проблемы, В.И. Ленин считал, что поручить разработку этого вопроса стоит одному из представителей национальных меньшинств. Им становится И.В. Сталин.
Так сложилось, что разработки И.В. Сталина были схожи с идеями самого В.И. Ленина. В итоге в 1912-1913 гг. И.В. Сталин написал знаменитую статью «Марксизм и национальный вопрос»[7].
В своей статье И.В. Сталин дает определение нации: «Нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, которая характеризуется рядом признаков, а именно общностью языка, экономического и психического склада, проявляющееся в области культуры, причем, отсутствие одного из признаков, свидетельствует, что общность не является нацией», и пришел к выводу, что для Польши, Финляндии, Украины, Литвы, Кавказа необходима областная автономия в России[8].
Однако среди прочего И.В. Сталин намечает положительный исход национального вопроса. Он отталкивался от того, что проблема может быть решена только в тесной связи с происходящими в стране событиями.
Как уже отмечалось выше, И.В. Сталин поддерживал точку зрения В.И. Ленина, и освещал в своей статье главные моменты большевистской программы: «Итак, полная демократизация страны, как основа и условие решения национального вопроса. Национальная автономия не решает вопроса. Право самоопределения, Областная автономия, Национальное равноправие во всех его видах (язык, школы и пр.), как необходимые пункты в решении национального вопроса»[9].
Интересно заметить, что «право на самоопределение» никак не расшифровывается, В.И. Ленин говорил о нем, что оно может существовать, но не обязательно должно использоваться. «Равенство больших и малых народностей» невозможно. Эти тезисы были введены для того, чтобы найти поддержку в национальных окраинах России. В.И. Ленин стремился к централизованной партии и централизованному государству. Он писал: «Борьба против всякого национального гнета – безусловно, да. Борьба за всякое национальное развитие, за «национальную культуру» вообще – безусловно, нет»[10]. И Бундовцы, и польские социал-демократы возражали против права наций на самоопределение. В.И. Ленин всегда писал, что рабочий класс обязан бороться против любого проявления национального гнета. Возражение против этого момента в программе было равносильно предложению стать пособником национального гнета.
Таким образом, пункт программы, посвященный праву наций на самоопределение, являлся сильным оружием партии в революционной борьбе: он привлекал угнетенные национальности России на сторону рабочих и способствовал образованию пролетариата.
В июне 1913 г. в своих «Тезисах по национальному вопросу»[11] В.И. Ленин писал, что пункт программы РСДРП о самоопределении наций «не может быть толкуем никак иначе, как в смысле политического самоопределения, т.е. права отделения и образования самостоятельного государства»[12]. Право на отделение не означает, что нация обязана отделиться, иногда это просто может не иметь смысла. В.И. Ленин отмечал, что, большевики не берут на себя обязанность поддерживать любое национальное движение и требование. Но и отказать в осуществлении отделения пролетариат не мог, так как он был согласен с этим правом, но в конкретной ситуации рабочий класс мог либо поддержать, либо выступить против отделения нации. А также, партия учитывает, что при капитализме, осуществление всех национальных требований также условно и ограничено, как и любых других требований демократии[13].
Стоит отметить, что помимо требования «права на самоопределение» в программе, принятой на II съезде РСДРП, было требование полного равноправия всех граждан независимо от пола, религии, расы и национальности. Также было выдвинуто требование широкого местного самоуправления, областного самоуправления для тех районов, которые отличаются особыми бытовыми условиями и составом населения.
Защите требования права наций на самоопределение В.И. Ленин придавал решающее значение, однако, именно против этого пункта большевистской программы в 1910-1914 гг. выступили русский ликвидатор С.Ю. Семковский, бундовец Либман, украинский националист Л. Юркевич и многие другие, они стремились заменить это требование культурно-национальной автономией.
Особое внимание большевики уделяли своим ближайшим соседям. Украинцы подвергались наибольшему национальному угнетению в Российской империи, их официально считали не отдельным народом, а подвидом русских. Еще в 1863 г. Министр внутренних дел России П. Валуев издал циркуляр, в котором отмечал: «поскольку никакого малороссийского языка не было, нет и быть не может, и что наречие их, которое употребляется простыми людьми, есть тот же русский язык, только испорченный влиянием на него Польши, … издание книг на малорусском языке как духовного содержания, так и учебных, и вообще предназначенных для начального чтения народа прекратить»[14]. В 1876 г. Александр II издал Эмский указ, который запрещал: 1) ввоз в пределы империи каких-либо книг и брошюр на малорусском языке, изданных за рубежом; 2) печатание и издание в империи оригинальных произведений и переводов этим наречием за исключением исторических документов и беллетристики (последние должны были печататься исключительно с русским правописанием и по разрешению Главного управления печати); 3) сценические представления и чтения малорусским наречием и печатание им текстов к музыкальным нотам[15].
Согласно переписи 1897 г. среди больших городов в Украине только в Полтаве преобладали украинцы – более 50%, а в других городах коренные жители составляли меньшинство: в Киеве – 22,1 %, в Харькове – 25,9 %, в Екатеринославе – 15,9 %, в Чернигове – 36,5 %, в Одессе – 9,4 %. Л.Д. Троцкий по этому поводу писал: «Население городов на окраинах сплошь отличалось по национальному составу от населения деревень. На Украине помещик, капиталист, адвокат, журналист – великоросс, поляк, еврей, иностранец. Деревенское население же – сплошь украинцы»[16].
Среди самых известных агитационных листовок и воззваний партии РСДРП на Украине, выпущенных до 1917 г., лишь некоторые написаны на украинском языке. До декабря 1917 г. вообще не выходило ни одной большевистской газеты на украинском языке. Фактически вся пресса большевиков Украины до конца 1917 г. издавалась на русском языке.[17]
Интересно, что вывод левого украинского социал-демократа Л. Юркевича о том, что: «Русские социал-демократы организовывали пролетариат в украинских городах как русский пролетариат и этим отделяли его культурно от пролетариата сельского, чем, конечно, нарушали единство рабочего движения на Украине и замедляли его развитие…. Они никогда не выступали на украинской территории против национального угнетения и пользовались результатами этого угнетения» перекликается с мыслью самого В.И. Ленина: «общий недостаток социалистов господствующих наций это непонимание их социалистических обязанностей по отношению к нациям подавленным, пережевывание предрассудков, перенятых от великодержавной буржуазии»[18].
Стоит отметить, что В.И. Ленин пытался хоть как-то исправить это положение. Он написал «Обращение к украинским рабочим», которое в переводе на украинский язык Оксена Лолы и с его подписью поместила в № 28 газета «Трудовая Правда» от 29 июня 1914 г. Обращение призывало к объединению рабочих без различия наций для борьбы с капиталом и к изданию «Листка украинских рабочих». Но идея так и не была реализована[19].
Представляет интерес и тот факт, что партия большевиков отстаивала национальные требования, так как они способствовали ликвидации национального гнета и национальной розни, мешающих сплочению партии в целом. По мнению партии, рабочий класс не должен был допустить никакого закрепления национализма, преследующего узкие интересы данной партии и противоречащего солидарности рабочий разных партий. В.И. Ленин утверждал, что «пролетариат поддерживает все, что помогает стереть национальные различия, все, что делает связи между национальностями все сильнее и сильнее, все, что ведет к слиянию наций. Долгом пролетариата является борьба против национализма, а самое главное, против великорусского шовинизма, признание абсолютного равноправия всех наций, вплоть до права на создание своей национальной государственности»[20].
Таким образом, большевики боролись против любого применения насилия к нации, которая желала отделиться, они требовали, чтобы вопрос о таком отделении решался только путем прямого, всеобщего и тайного голосования населения данной территории, они также выступали против партий, которые отстаивали сохранение национального гнета и полностью отрицали право наций на самоопределение.
Из их высказываний следовало, что нельзя образовывать партию по национальному принципу, так как это означало разделять рабочих по национальностям, создавать атмосферу для укрепления националистических предрассудков, т.е. ослаблять рабочее движение.
В.И. Ленин в своих трудах не раз отмечал, что «в вопросах борьбы с самодержавием, с буржуазией всей страны, партия должна выступать как единая, централизованная, боевая организация, что нужно опираться на весь пролетариат, без различия языка и национальности»[21].
По мнению большевиков, царская Россия была очень заинтересована в сохранении национального гнета над украинцами, белорусами и другими народами. Поэтому обществом, которое могло разрешить национальный вопрос, были русские рабочие в союзе с крестьянством, так как именно они составляли основное население национальных районов России.
Однако решить национальный вопрос они могли только путем революции, так как в России данный социальные слои были угнетены и бесправны. Революция уничтожила бы царскую власть и установила диктатуру пролетариата и крестьянства. При этом русские рабочие получили бы великое звание освободителей наций.
Отметим, что демократизация политического строя – основное условие решения национального вопроса, исходный пункт большевистской национальной программы. Требование демократизации нашло отражение в решении Поронинского совещания ЦК РСДРП в 1913 г.: «Поскольку возможен национальный мир в капиталистическом обществе, основанном на эксплуатации, наживе и грызне, постольку это достижимо лишь при последовательном, до конца демократическом, республиканском устройстве государства, обеспечивающем полное равноправие наций и языков, отсутствии обязательного государственного языка, при обеспечении населению школ с преподаванием на всех местных языках и при включении в конституцию основного закона, объявляющего недействительными какие бы то ни было привилегии одной из наций, и какие бы то ни было нарушения прав национального меньшинства»[22].
Требования большевиков по национальному вопросу первоначально были включены вместе с другими требованиями демократии в программу свержения самодержавия, принятую II съездом РСДРП. Накануне первой мировой войны, когда национальный вопрос и в России и на международной арене крайне обострился, большевики сгруппировали свои требования в области национальных отношений в единую программу, и в 1913 г. она была принята на Поронинском совещании ЦК РСДРП в виде специальной резолюции «По национальному вопросу». В ней было отвергнуто положение меньшевиков и бундовцев о культурно-национальной автономии и подчёркнуто, что интересы рабочего класса требуют слияния пролетариев всех национальностей государства в единых политических, профсоюзных, кооперативно-просветительских организациях; социал-демократы должны отстаивать право угнетённых наций на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств[23]. В апреле 1917 г. VIIВсероссийская партийная конференция большевиков приняла с некоторыми дополнениями и уточнениями эту резолюцию как национальную программу Коммунистической партии в условиях подготовки к социалистической революции.
Объективно нельзя было не признать, что, прежде всего сама программа РСДРП отличалась реализмом и конкретностью, в том числе в отношении национального вопроса. Она начиналась с оценки важности установления тесной связи между всеми народами цивилизованного мира.
В программу РСДРП были включены также конкретные вопросы, имеющие национально-региональный аспект. В частности, это учреждение крестьянских комитетов для передачи в собственность крестьянам на Кавказе тех земель, которыми они пользовались как временнообязанные, а также для устранения остатков крепостных отношений, уцелевших на Урале, на Алтае, в Западном крае и в других областях государства[24].
После того как большевики стали правящей партией, их взгляды изменились. До Февральской революции партия была сторонником унитарного государства, они полагали, что социализм должен был уничтожить все причины национального гнета и неравноправия наций и вопрос отпадет сам собой.
Нужно заметить, что на взгляды большевиков повлияли несбывшиеся надежды на мировую социалистическую революцию. То есть, большевики провозгласили решение национального вопроса путем максимально возможного разделения во имя самоопределения, но при условии максимальной централизации будущего Советского государства и сохранении будущих автономных государственных образований в составе единого государства.
Идея о праве наций на самоопределение стала большевистской идеей фикс - навязчивой и неосуществимой. Идея самоопределения посредством большевистского экстремизма оказалась доведенной до крайности, до абсурда. «Что касается до права угнетенных царской монархией наций на самоопределение, то есть на отделение и образование самостоятельного государства, то социал-демократическая партия, безусловно, должна отстаивать это право»[25]. Самоопределение понималось как отделение и образование самостоятельного государства. В 1914 г. В.И. Ленин писал в работе «О праве наций на самоопределение»: «Под самоопределением наций разумеется государственное отделение их от чуженациональных коллективов, разумеется, образование самостоятельного национального государства … неправильно было бы под правом на самоопределение понимать что-либо иное кроме права на отдельное государственное существование»[26].
Таким образом, анализ национальной политики большевиков до их прихода к власти показывает, что к 1917 г. они сформировали четкую и последовательную программу в национальном вопросе. Результатом работы большевиков по данному вопросу, стало три ключевые позиции их национальной программы: требование «права на самоопределение», требование полного равноправия всех граждан независимо от пола, религии, расы и национальности и требование широкого местного самоуправления, областного самоуправления для тех районов, которые отличаются особыми бытовыми условиями и составом населения. Национальная политика партии способствовала привлечению в их ряды угнетенных национальностей, что стало их сильным оружием в революционной борьбе.
[1] Ленин, В.И. О «культурно-национальной» автономии. // Полн. собр. Соч. Т. 19. М., 1960. С. 113-150.
[2] Ленин, В.И. К вопросу о национальной политике. // Полн. собр. Соч. Т. 25. М., 1960. С. 344.
[3] Полный сборник платформ всех русских политических партий. М., 2001.
[4] Там же. С. 77.
[5] Бадаев, А.Е. Большевики в Государственной думе. Л., 1996. С. 250.
[6] Легальная деятельность депутатов-большевиков. // Электронный сайт исторического факультета МГУ (http://www.illuminats.ru/)
[7] Сталин, И.В. Марксизм и национальный вопрос. // Полное собрание сочинений. М., 1953. Т. 17. С. 24.
[8] Там же. С. 26.
[9] Сталин, И.В. Марксизм и национальный вопрос. // Полное собрание сочинений. М., 1953. Т. 17. С. 105.
[10] Ленин, В.И. О «культурно-национальной» автономии. // Полн. собр. Соч. Т. 19. М., 1960. С. 113-150.
[11] Ленин, В.И. Тезисы по национальному вопросу. // Полн. собр. Соч. Т. 23. С. 314-315.
[12] Там же. С. 314.
[13] Там же. С. 315.
[14] Бурмистрова, Т.Ю. Ленинская политика пролетарского интернационализма в период образования РСДРП (1894-1903). Л., 1962. С. 33
[15] Там же. С. 34
[16] Политические партии России: история и современность. М., 2000. 631 с.
[17] Политические партии России: история и современность. М., 2000. 631 с.
[18] Ленин, В.И. О праве наций на самоопределение. // Полн. Собр. Соч. Т. 25. С. 300.
[19] Там же. С. 526.
[20] Ленин, В.И. Тезисы по национальному вопросу. // Полн. собр. Соч. Т. 23. С. 316.
[21] Ленин, В.И. Нужна ли самостоятельная политическая партия еврейскому пролетариату. // Полн. собр. Соч. Т. 7. С. 117-122.
[22] Ленин, В.И. О национальной программе РСДРП. // Полн. собр. Соч. Т. 24. С. 223-229.
[23] Поронинское совещание 1913 г. ЦК РСДРП с партийными работниками. // Большая советская энциклопедия. М.. 1969—1978.
[24] Кривенький, В.В., Постников, Н.Д., Смирнова, М.И. Национальные партии России. // Политические партии России: история и современность. М., 2000. С. 260–298.
[25] Бурмистрова, Т.Ю. Ленинская политика пролетарского интернационализма в период образования РСДРП (1894-1903). Л., 1962. С.33.
[26] Ленин, В.И. О праве наций на самоопределение. // Полн. собр. Соч. Т. 25. С. 259.
Продолжение в профиле..