Этот вопрос очень часто читатели задают в комментариях.
Казалось бы, что сложного? Научился ребенок говорить трудный звук, и он тут же появляется в речи во всех позициях.
Да, было бы чудесно, если бы так было со всеми. Но это скорее редкость. В последнее время это даже единичные случаи в моей практике, когда ребенок дефектный звук моментально заменяет на правильный, и работа логопеда состоит только в том, чтобы проконтролировать сложные речевые конструкции. По сути, такой ребенок в особом внимании специалиста больше не нуждается. Но таких детей за последние пять лет как раз было ровно пять, по одному на год.
Чаще всего работа по автоматизации звуков идет постепенно от слога к слову, от слов к предложениям, от предложений к рассказам. У всех детей эти этапы проходят далеко не одинаково.
Главное – дать ребенку время на спокойную автоматизацию, проявить терпение и создать положительные эмоции.
Долгое время новый звук звучит по большей части в кабинете логопеда. Там фокус внимания ребенка настроен на автоматизацию нового звука. Стоит ребенку начать говорить на отвлеченные темы, как все, чему он только что научился, пропадает. И это нормально.
Для автоматизации нового звука в свободной речи необходимо время. Причем каждому ребенку свое. Кому-то месяц-два, а кому-то целый год. Все зависит от степени речевого нарушения. И тут всем следует проявить недюжинное терпение.
Каждому ребенку в процессе автоматизации звуков нужна поддержка близких. Это похвала, одобрение и создание условий для введения нового звука в речь.
Основное условие – увлекательная игра
Представим, что наш малыш научился говорить звук [ш] и нам понятно, что звук не появится во всех словах самостоятельно.
Начнем вводить в бытовую речь пару слов: «шапка» и «шкаф». Привязываем работу над словами к процессу одевания на прогулку и раздевания после прогулки.
– Что ты надел на голову?
– Шапку.
– Что я помогаю завязать?
– Шапку.
– Что я открыла?
– Шкаф.
– Куда нужно повесить одежду?
– В шкаф.
Не забывайте восхищаться каждым хорошо сказанным словом.
Через некоторое время слова зазвучат уверенно и без ошибок. Это знак, что можно переходить к новым словам. Главное, чтобы слова не были оторваны от жизни: играем в «машинки» - отрабатываем слова «шины», «машина» или «машинка»; берем игрушки «кошка» и «мышка», кошка с мышкой бегают друг за другом, ребенок оречевляет игру: «Мышка убегай! За тобой гонится кошка!» и т.п. это будет интересно ребенку, и он быстро выучит слова.
Обратите внимание на слова со звуком [ш] не обозначающими предметы. Их в речи ребенка много и он часто их употребляет: «ваша», «наша», «потому что» (потому што), «конечно» (конешно).
Игры и развлечения можно генерировать бесконечно. Они занимают немного времени, и доставят двойную пользу ребенку от общения с родителями.
Игра «Найди слово со звуком…»
Продолжаем работать со звуком [ш] (с другими по аналогии). Находить слова со звуком можно по пути из магазина или детского сада, на прогулке или в автомобильной пробке: машина, шины, шапки, кошки, башня, вышка, шишки, бабушка, дедушка, крыша, пустышка и т.д. Слова могут быть из того, что вы видите вокруг, а могут быть «взяты из головы», но учитываем, что для ребенка это другой, абстрактный уровень. Игра может и должна повторяться через некоторое время неоднократно. Поскольку поначалу у родителя руководящая роль, а ребенок не сможет придумать много слов. Со временем ребенок запомнит слова со звуком, и будет с удовольствием их вспоминать.
Игра в мяч
Отрабатывать слова можно играя с мячом. Вы катите мяч ребенку, говорите слово, ребенок повторяет, катит мяч обратно.
Игра в поп-ит
Можно использовать поп-иты различных форм. До конца не ясно, почему детям так нравится нажимать на пупочки, но это работает. Неизменно поп-ит пользуется популярностью: сказал слово правильно, нажал на кнопку.
На видео задача другая- отличить два звука. Но принцип понятен: послушать - повторить
Игра «Накорми любимца»
Дети любят ухаживать за животными. У многих из них есть любимцы – грациозные кошки, служебные собаки или веселые мартышки. Рисуем на листе бумаги животное или находим картинку. Перед животным рисуем миску.
Говорим правильно слово или словосочетание и «кладём» в тарелку корм (рисуем шарик). Количество слов от 10 до 15. Следите за утомляемостью. Главное все делать весело и непринужденно.
Игры-бродилки
Можно купить или распечатать игру-бродилку. Такую, как например эту 👇
Принцип простой – кидаем кубик, передвигаем фишки, говорим слова с нужным звуком. Ссылки на игры дам под статьей в комментариях.
Но я предлагаю сделать вместе с ребенком его собственную, личную игру. Пожалуй, это разработанная мной авторская технология.
Личная игра-бродилка для автоматизации звука
Для ее изготовления нам нужно распечатать картинки с нужным
звуком (выбрать можно из галереи) 👇
Вместе с ребенком придумать историю приключения от старта до финиша, нарисовать игровое поле и приклеить картинки. В такую игру можно играть всей семьёй.
Вот что получилось у нас с моими воспитанниками
Количество игр и их сценариев может быть много. Такая игра, выполненная своими руками будет эмоционально значимой для ребенка и он будет с интересом не только создавать ее вместе с вами, но и играть. Останется только достать кубик и фишки.
Писать можно много. Стоит усвоить главное - родительская заинтересованность в деле автоматизации звуков играет наиважнейшую роль
Ранее на канале на тему автоматизации выходили две статьи и видео 👇