Найти тему
PrimaMedia.ru

Строительная одиссея стадиона "Авангард": взятки, скандалы и переносы сроков

Реконструкция стадиона "Авангард" во Владивостоке рискует упасть еще одной звонкой монетой в копилку антипримеров "хотели как лучше, а получилось как всегда". История стройки впитала в себя практически все черты, чего не надо делать — и лихоимство, и недостатки проектно-сметной документации, замеченные уже в ходе работ, и управленческие провалы. Чего стоит только тот факт, что целое управление городской администрации на протяжении нескольких лет имело лишь одну функцию и причину своего существования — финансовое сопровождение объекта.

Текущей администрации Владивостока, унаследовавшей реконструкцию стадиона со всеми ее родовыми травмами, приходится исправлять ошибки предшественников. И, по всей видимости, история ремонта "Авангарда" все-таки закончится в июле 2023 года. Но, как итог, уже третий год дальневосточная столица живет без спидвея. Это "достижение" требует детального, пристального и пошагового к себе внимания.

Долго запрягали, но еще дольше ехали

По первоначальному замыслу обновленный стадион должен был открыться еще летом 2021-го.

Долгий путь его реконструкции стартовал в 2018 году, когда Владивосток перехватил знамя столицы ДФО у Хабаровска. Это был период серьезных федеральных вливаний в инфраструктуру города. Власти хотели, чтобы жители ощутили "столичность" не на словах, а на наглядных примерах. Основное внимание уделялось дорожной сети, но ей одной не ограничивалось. В фокус попал и "Авангард", давно вопиющий о ремонте.

Средства на реконструкцию были выделены мэрии Владивостока из федерального бюджета в декабре 2018-го. После этого начался этап подготовки, растянувшийся на полтора года.

Началось все довольно резво. В феврале 2019 года была утверждена сметная стоимость на проектирование объекта. В мае — заключен контракт с ООО "СТДК" на подготовку проектно-сметной документации (ПСД). Согласно заключению о техническом состоянии строительных конструкций стадиона (зрительская трибуна), объект был признан как ограничено-работоспособный (в таком состоянии он работал до июля 2020 года, то есть, собственно, до начала ремонтных работ).

В этот период возникла первое формальное препятствие. А именно — входная клоннада и здание касс стадиона оказались памятником культуры. Потребовалась разработка дополнительного проекта по сокращению его охранных зон, которые накладывали запрет на проведение строительно-монтажных работ. Данный проект был направлен в Инспекцию по охране объектов культурного наследия Приморского края, где после рассмотрения получено положительное заключение историко-культурной экспертизы. Для этого был дополнительно разработан раздел по сохранению памятника при производстве работ.

Внесение всех изменений повлекло за собой увеличение срока проектирования, что также увеличило плановый срок реконструкции до конца 2021 года и стоимость проекта в целом.

Тут возникло второе препятствие. По смете общая цена проекта взяла планку в 750 млн рублей. Такую сумму федеральный бюджет, расчитывавший софинансирование только в 157 миллионов, выделять не стал. После чего было принято решение об уменьшении сметы и разделении проекта на этапы с целью оптимизации финансирования. А это повлекло за собой необходимость новой ПСД.

В конце 2019 вторая версия проектно-сметной документации получила положительное заключение. Процесс снова оживился. Первый квартал 2020 года был посвящен подготовке комплекта аукционной документации на строительно-монтажные работы.

Аукцион был назначен на 26 июня 2020 года. И тут образовалось третье препятствие — вмешалось краевое УФАС. Ввиду поступивших к антимонопольщикам жалоб все конкурсные мероприятия были приостановлены, а позже, по итогам рассмотрения этих жалоб, — отменены. Потребовались корректировка документов и проведение повторной аукционной процедуры.

Она закончилась 30 июля 2020 года. В результате победителем конкурса стало ООО "Строительный союз".

31 августа 2020 года — то есть через полтора года после выделение средств — ремонт стадиона наконец-то начался. Техника заехала на объект. И тут возникло четвертое препятствие.

"После начала работ было выявлено, что компания-проектировщик подготовила проектно-сметную документацию (ПСД), которая хотя и прошла государственную экспертизу, но оказалась низкого качества, в связи с чем в сметной части значительный объем работ не соответствовал работам, подлежащим выполнению, и потребовалась необходимость внесения изменений в ПСД, в связи с чем увеличилась нормативная продолжительность строительства", — говорится в официальном ответе администрации Владивостока на запрос ИА PrimaMedia за подписью вице-мэра Константина Стоценко.

Увеличение продолжительности строительства составило более 6 месяцев.

На увеличение сроков влияли и другие факторы. При устройстве фундаментов под мачты освещения был выявлен слабый грунт основания. Возникла необходимость проведения дополнительных геологических изысканий и лабораторных испытаний. Корректировка проекта велась параллельно всему сроку строительства. Так, в рамках экспертного сопровождения в КГАУ "Примгосэкспертиза" в 2021 — 2022 годах откорректировано 13 локальных сметных расчетов и альбомов проектной документации. Внесла свою лепту и эпидемия COVID-19.

В связи со всеми этими факторами администрацией города было принято решение о подписании дополнительного соглашения к муниципальному контракту, устанавливающего срок окончания работ до 1 ноября 2022 года. Эти работы были окончены в срок, отметили в мэрии. 28 декабря 2022 выдано заключение об окончании строительства. 31 января 2023 года получено разрешение на ввод в эксплуатацию нижней части стадиона (1-й этап реконструкции).

Окончание второго этапа реконструкции, посвященного обновлению трибун, и открытие стадиона планируется в июле 2023 года. Учитывая кадровую "перезагрузку" мэрии, произошедшую в 2021 году, и исправление ошибок переданного ей наследства, есть надежда, что спидвей летом вернется во Владивосток. Тем более, что в сентябре — губернаторские выборы.

"Мы провели в Уссурийске три сезона. Поэтому открытие "Авангарда" во Владивостоке для нас — очень долгожданное событие. Сейчас кое-что переделываем под себя после строителей. Так, как нам удобно. Ну и готовимся к переезду", — прокомментировал тренер владивостокской спидвейной команды "Восток" Игорь Столяров.