259 подписчиков

Мыс Киик-Атлама, Двуякорная бухта и остров Святого Иоанна 🌊⚓️

Сегодня отправляемся на восток. Туда, где кончаются Крымские горы. И если посмотрим вдаль из Коктебеля, то увидим, в море мыс, замыкающий Коктебельскую бухту, - Киик-Атлама (название переводят как «Дикий прыжок», «Прыжок дикой козы» или, что убедительнее, «Мыс для лодки»). О нем и пойдет сегодня речь. А также расскажем о «кусочке» прилегающей акватории с занятным названием Двуякорная бухта и о тайнах ее глубин. 🌊⚓️

Южная оконечность мыса Киик-Атлама заканчивается островком Иван-Баба
Южная оконечность мыса Киик-Атлама заканчивается островком Иван-Баба

Высота мыса Киик-Атлама 175 метров над уровнем моря, на оконечности есть одинокая скала-островок Иван-Баба или остров Святого Иоанна. 

О происхождении этой скалы-островка существует такая версия. В незапамятные времена удар подземного толчка огромной силы отколол южную часть мыса. Так и застыла пятидесятиметровая глыба, наклонившись навстречу морским волнам, бьющим ее нещадно уже сотни тысяч лет.

Каменистым носом мыса Киик-Атлама является островок Иван-Баба
Каменистым носом мыса Киик-Атлама является островок Иван-Баба

Пролив между островом и мысом, всего-то десяток метров, наполнен прохладой и сумраком. Еще двадцать метров - в глубину, и что там? Средневековые ли суда итальянских колонистов, чей порт был как раз рядом - в бухте Провато? Или остатки кораблей века двадцатого? Или неуловимый Карадагский змей, Блэкки, появлявшийся в этих местах по сведениям очевидцев? Кто его знает.

Бухта Провато. пос. Орджоникидзе. Фото: А.Шелякин
Бухта Провато. пос. Орджоникидзе. Фото: А.Шелякин

Достоверно известно, что среди подводных скал мыса напротив разбивались многие суда, в том числе пассажирские: пароходы «Владимир», «Великий князь Константин», погибший из-за тумана в конце XIX века. А еще в подводной части Иван-Бабы скрывается таинственная пещера.

Пос. Орджоникидзе и мыс Киик-Атлама. Фото: А. Шелякин
Пос. Орджоникидзе и мыс Киик-Атлама. Фото: А. Шелякин

Оказалось, об этой полости в каменистом носу Киик-Атламы упоминалось давно. Вот как описывает этот остров и путь к нему из Феодосии знаменитый исследователь Евгений Марков в своих «Очерках Крыма», выпущенных в 1872 году: «Святым Бобом (Иван-Баба) называется пещера на берегу моря, в скале, которая оторвалась от гор и образовала пролив саженей в 6 шириной. Горы тут весьма живописны, особенно при закате солнца. На пути к Святому Бобу виднеется на горе часовня Святого пророка Илии. Она построена по обету каким-то греческим шкипером, которого застигла в этих местах в Ильин день сильная буря. К часовне этой к Ильину дню приходит на поклонение множество народа из дальних мест, даже из Киева». И действительно, на островке археологи нашли небольшую часовню, (возможно, святого Иоанна, в память о всех потерпевших кораблекрушение). От нее осталась лишь какая-то кладка, смутно угадывающаяся из-за обилия бакланов - тут их пернатое царство. А на вершине мыса - святилище Геракла.

Рыбаки у оконечности мыса Киик-Атлама перед рассветом. Фото: А. Шелякин
Рыбаки у оконечности мыса Киик-Атлама перед рассветом. Фото: А. Шелякин

«Мыс для лодки» отделяет с запада бухту Двуякорную. В отличие от Коктебельской, она открыта восточному ветру (у греков - леванту) и славится затяжными штормами. Поэтому с кораблей на дно этой бухты бросали не один, а сразу два якоря. Во всяком случае, так объясняет название самая популярная версия. Более вероятно объяснение, что в бухте существовали две якорные стоянки для судов. Возможны и другие толкования.

Двуякорная бухта, вдали мыс Киик-Атлама. Фото: А. Шелякин
Двуякорная бухта, вдали мыс Киик-Атлама. Фото: А. Шелякин

В советское время Двуякорная являлась постоянным местом торпедных стрельб. Подлодки Черноморского флота часто приходили в бухту. Может, из-за потерянных якорей моряки-подводники в шутку стали называть бухту Трехъякорной. Феодосийские рыбаки ее именуют «наш Бискайский залив» - за сходство очертаний и столь же крутой нрав. Бухта славится своими штормами, которые начинаются часто внезапно. Но летом здесь чаще небольшое волнение или полный штиль. Зима, конечно же, гудит ветрами - с недалеких Крымских гор и обратно, с моря. А весной, во власти ползущих с моря туманов, она нередко тиха и безмятежна.

Весенний туман над Двухякорной бухтой. Фото: А. Шелякин
Весенний туман над Двухякорной бухтой. Фото: А. Шелякин

Созданная в Двуякорной бухте пристрелочная станция стала базой для испытаний первых построенных в Советском Союзе парогазовых и электрических торпед, а также несерийных торпед с турбинными двигателями. В 30-е годы это предприятие, работающее в режиме полной секретности, было одним из авторитетных и перспективных в стране. Поэтому после смерти наркома тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе поселку было присвоено имя этого партииного и государственного деятеля.

Вид с мыса Киик-Атлама. Фото: А. Шелякин
Вид с мыса Киик-Атлама. Фото: А. Шелякин

После воины станцию реорганизовали в самостоятельный завод, названный «Гидроприбор». Позже построили еще один - того же направления, получивший имя «Гидроаппарат». Оба предприятия подчинялись Москве напрямую и курировались Министерством обороны и Морским военным ведомством. На их базе проводились не только испытания созданных торпед и внедрение серииных, но и проектирование новых аппаратов - подводных ракет, носителей боевых пловцов. Большинство жителей поселка Орджоникидзе трудились на этих заводах.

Вид с мыса Киик-Атлама. Фото: А. Шелякин
Вид с мыса Киик-Атлама. Фото: А. Шелякин

Сам поселок Орджоникидзе (бывший Двуякорный) расположен у подножия холма Текие (Обитель). Холм получил название благодаря христианскому монастырю, который существовал на его склоне в XIV веке. Западнее поселка, на хребте Биюк-Енишар, обнаружена позднескифская крепость (II - I века до нашей эры). Она была уничтожена Диофантом, когда войска под его предводительством подавляли восстание Савмака. 

Если идти берегом дальше на восток (точнее, уже на северо-восток), мы обогнем Двуякорную и остановимся на мысе Святого Ильи, к которому ведет невысокий хребет Tene-Оба («Вершинный холм»).

Tene-Оба («Вершинный холм»). Фото: А. Шелякин
Tene-Оба («Вершинный холм»). Фото: А. Шелякин

Здесь, под Феодосией, оканчивается Главная гряда Крымских гор, которая протянулась на десятки километров. Это мыс Святого Ильи. Но мыс - ничто без своей главной достопримечательности. С высоты пятнадцатиметровой башни и полсотни метров обрыва более ста лет светит кораблям Ильинский маяк.

Ночью на башне загорается огонь: проблеск три секунды - пауза три секунды - проблеск три секунды - пауза шесть секунд. И у этого маяка есть своя удивительная история, о которой мы также расскажем, но уже в следующий раз.

Ильинский маяк. Фото: А. Шелякин
Ильинский маяк. Фото: А. Шелякин

А какие тут виды! Море сливается с небом, Двуякорная с мыса Ильи чем-то напоминает бухты Греции, а Киик-Атлама кажется уменьшенным Аю-Дагом.

Надо ли говорить, что столь прекрасное место является притягательным для творческих, ищущих натур?

Двуякорная бухта. Мыс Киик-Атлама. Фото: А. Шелякин
Двуякорная бухта. Мыс Киик-Атлама. Фото: А. Шелякин

Понравилась статья? Тогда ставьте лайк, подписывайтесь, пишите отзыв! Впереди много новых открытий! 💫

Сегодня отправляемся на восток. Туда, где кончаются Крымские горы.-13
  • По материалам: Тарасенко Д. Н. «Восточный Крым»; Крымский познавательный журнал «Полуостров Сокровищ» [4(23)2015].
История о том, как появился Ильинский маяк в Феодосии
Крым Дзен 26 марта 2023