Прежде чем погрузиться в материальную сущность «героев» нашего повествования, стоит немного поговорить о том, как складывались наши отношения с ним, которые, как ниже будет видно, длились даже не тысячи, а миллионы лет. Проходили эпохи, менялся человек, менялась и роль камня в жизни человека, становясь, все более разносторонней. Начнем с истории наших взаимоотношений, которая насчитывает столько же времени, сколько длится сама история человечества, отправившись в исторический экскурс.
Исторический экскурс (Часть 1. Доисторический период - Х век н.э.)
Более-менее сознательную историю человечества принято вести с палеолита – первого исторического периода каменного века, названного так, потому что первобытные люди, по уровню развития достигшие стадии первобытного сообщества древнейших обезьяноподобных людей, или гоминидов, стали использовать в обиходе камни.
У них возникло инстинктивное, неосознанное стремление использовать в качестве элементарных орудий труда и приспособлений необработанные камни подходящей формы, подобранные с земли. Это были куски изверженных или жильных горных пород – чаще всего кремни, особенно те из них, которые имели удобную форму и заостренные края. Однако, в начале они не умели ни шлифовать их, ни изготавливать необходимые в быту предметы, пользуясь лишь оббитыми кусками камня, имеющими форму, удобную для той или иной цели. Ни о какой драгоценности камней в то время речи не было, как ничего не известно о придании в то время камню каких-либо иных функций, кроме утилитарных.
Со временем, убедившись в возможности примитивной обработки одного камня другим и приобретения им после этого новых качеств, первобытный человек эпохи палеолита, постепенно совершенствуя технику и качество обработки камня, расширял сферы его применения и пополнял список используемых камней все новыми: обсидианом, нефритом, кварцем, и другими материалами.
К этому же периоду относятся находки необработанного янтаря, сделанные в местах стоянок первобытных людей, расположенных слишком далеко от областей его естественных скоплений, чтобы предположить случайное совпадение.
Это может свидетельствовать о том, что янтарь выделялся людьми из прочего каменного материала, благодаря его особой привлекательности и необычности – ощущению теплоты и легкости от прикосновений к нему, приятной окраски в сочетании с полупрозрачностью, способности притягивать другие предметы вследствие трения.
В наступившем следом мезолите продолжалось совершенствование приемов и мастерства камнеобработки, увеличивалось разнообразие предметов и приспособлений. Примерно к этому времени археология относит изготовление первых предметов декоративного и культового назначения. Найденные в Северной Европе фигурки людей и животных, выполненные из разных материалов и датируемые 7 тысячелетием до нашей эры, знаменуют начало формирования того культурного пространства, которое впоследствии займут драгоценные камни.
В последнем доисторическом периоде – неолите люди научились достигать определенной чистоты обработки каменного материала, шлифуя его песком или другими камнями, и придавать каменным изделиям почти современные формы.
Растущее производство каменных орудий труда и приспособлений породило острую потребность иметь для работы достаточное количество сырья необходимого качества, подталкивая людей к целенаправленному освоению новых залежей, вынуждая даже проходить настоящие горные выработки.
Это подтверждено раскопками древнейших шахт глубиной до 20 метров, обнаруженных на территории современной Бельгии, и находками всевозможных изделий из нефрита, не имеющего широкого распространения на земной поверхности.
В неолите расширяется ассортимент сделанных из камня ритуальных предметов. Человеческие суеверия, страхи и бессилие перед необъяснимыми природными проявлениями стихии, заставляющие людей искать защиту и покровительство у божественных сил, предопределили распространение всевозможных оберегов, амулетов, талисманов, фигурок богов, изготовляемых из красивых и необычных камней и в настоящее время.
Появляются первые каменные украшения с проделанными отверстиями для ношения на теле – бусы, подвески. Ранним неолитом датируется рождение принципиально нового ремесла – глиптики, искусства резьбы по камню.
В последующих исторических периодах медного, бронзового и железного веков люди, научившись добывать металлы из руды, создали предпосылки для развития ювелирного ремесла, появились более совершенные инструменты для обработки камня. По мере приобретения людьми профессиональных навыков постепенно происходило разделение труда, в доисторическом обществе устанавливались примитивные экономические отношения, делая насущным появление средств обмена, в роли которых часто выступали каменные пластины или диски – прообраз современных денег.
Настала пора расцвета древних государств, в Средиземноморье, Ассирии, Вавилоне, Персии, Индии и Китае. Камень превратился в основной строительный материал, позволяя возводить впечатляющие даже по сегодняшним меркам инженерные сооружения, причем, декоративная отделка зданий наравне с функциональностью стала иметь существенное значение.
Распространились приемы облицовки поверхностей полированным камнем, мозаичного оформления элементов интерьера, украшения строительных конструкций резными деталями. Совершенствовалось искусство скульптуры больших и малых форм, создавались искусные предметы домашнего обихода и декора.
Вместе с тем на фоне бурного исторического прогресса происходило социальное расслоение людей, требующее создания системы атрибутов принадлежности тому или иному общественному уровню, и для этой цели драгоценные камни подошли как нельзя лучше, став воплощением власти, богатства, благополучия, как бы подчеркивая особое положение своего владельца. Отсюда берут свое начало символы царственной власти – роскошно украшенные драгоценными камнями и металлами династические регалии, передающиеся по наследству вместе с престолом.
В это время драгоценные камни окончательно обрели свое предназначение, не изменившееся поныне, дав мощный толчок развитию ювелирного искусства. Особое значение приобрели прозрачные драгоценные камни, шлифованные либо по естественным граням или сколам кристалла, либо до придания камню округлой формы, напоминающей современный кабошон, они идеально подходили для создания ювелирных украшений, облик которых стал близок их сегодняшнему виду.
Практически одновременно с приобретением драгоценными камнями материальной стоимости у людей возникло стремление к их фальсификации. Так наряду с лазуритовыми бусами, очень популярными у древних египтян, находят бусы, сделанные около 3 тысяч лет до нашей эры из стеатита (другое название талькохлорит), минерала, некоторые разновидности которого напоминают лазурит, или бусы, покрытые голубой глазурью, также имитирующие настоящий лазурит. Можно предположить, что разноцветное стекло, которое также умели готовить в Древнем Египте, успешно использовалось в качестве первых имитаций натуральных драгоценных камней.
В древних государствах Греции, Рима и более поздней Византии камень стал играть исключительно важную роль в жизни людей, а искусство обработки камня достигло совершенства. В архитектурном убранстве зданий господствовал мрамор, культура его обработки в то время переживала наивысший расцвет, подарив миру истинные шедевры античной культуры.
Драгоценные камни наравне с деньгами окончательно утвердились на позициях эквивалента материального благополучия людей, а ювелирные украшения стали символом принадлежности владельцев к высшим сословиям. Поход Александра Македонского в Индию в 4 веке до нашей эры, вероятно, способствовал широкому распространению алмазов по миру, быстро ставших главными драгоценными камнями.
Тогда же достигло своего расцвета еще одно направление ювелирного искусства - резьбы по камню или глиптики. Так еще до наступления нашей эры из агата, сердолика, оникса, сардоникса и халцедона создавались замечательные геммы, служившие украшениями и атрибутами религиозных верований.
Причем, используемые для изготовления гемм материалы с разно окрашенными слоями позволяли создавать резные миниатюры в цвете. Интересна еще одна функция гемм – использование в качестве личной печати вместо подписи.
В 4 веке нашей эры отличительным символом высшей власти в Римской империи, сменив лавровый венок, стала диадема, которая позже трансформировалась в императорскую корону, обычно изготовляемую из золота и обязательно украшенную лучшими драгоценными камнями.
Во времена раннего средневековья значительно расширилась география распространения украшений с драгоценными камнями, о чем свидетельствуют находки браслетов, перстней, серег, ожерелий, бус и других предметов на территории Крыма, Кавказа, современных Украины и Белоруссии, относящиеся к 4-6 векам нашей эры. Выполненные из аметиста, горного хрусталя, лазурита, бирюзы, сердолика, агата эти украшения имеют облик, в котором угадывается влияние средиземноморской культуры.
Сформировавшееся к этому времени христианство сделало своим главным символом крест или распятие, поклоняясь которым, люди стремились изготовить их как можно искуснее, часто используя в работе драгоценные металлы и драгоценные камни - рубины, сапфиры, изумруды, аметисты.
Такому же драгоценному обрамлению подвергались живописные миниатюры на божественную тематику, ставшие позже иконами, священные сосуды, одежда и другие предметы культа. Аналогичные тенденции богатого убранства символов веры сохраняются во всех религиях до настоящего времени.
В следующей статье мы закончим нашим временем исторический обзор, посвященный взаимодействию людей с миром камня и его необычных ярких представителях, о которых будет здесь речь.