Будущее Средиземья на большом экране
В конце февраля студии Warner Bros. и New Line неожиданно объявили, что планируют новые полнометражные фильмы во вселенной Средиземья. Никаких подробностей о сюжетах грядущих проектов в анонсе не прозвучало, зато подчеркивалось, что речь не идет об экранизациях непосредственно «Властелина колец» или «Хоббита». Будущие фильмы должны «расширить» историю Средиземья. Мы решили предложить несколько версий, чему они могут быть посвящены.
Прежде всего стоит отметить, что простор для использования текстов Толкина у тандема Warner Bros. и New Line достаточно ограничен. Права у них есть лишь на сюжеты из Третьей эпохи Средиземья. Она, напомним, началась после Войны Последнего Союза, когда объединенные силы людей и эльфов нанесли поражение армиям Саурона. А завершилась вскоре после того, как Кольцо Всевластия сгинуло в жерле Роковой горы. Разделили эти события три с небольшим тысячелетия, которые по меркам Средиземья считались достаточно спокойными. Но в них все же можно найти основу для интересных сюжетов.
Приквел об Арагорне
Поскольку действие фильмов развернется в Третью эпоху, есть шанс, что мы снова увидим на большом экране кого-то из любимых персонажей «Властелина колец» — причем не только из числа долгожителей-эльфов и магов. Правда, не все члены Братства кольца могут похвастаться богатой предысторией. Но как минимум об одном из них точно можно снять приквел, насыщенный приключениями и битвами.
В 20 лет Арагорн сын Араторна узнал, что происходит из королевской семьи Гондора, и с этого момента для него началась жизнь, полная странствий, опасностей и сражений. Он стал предводителем следопытов Севера, которые посвятили себя борьбе с силами тьмы. Арагорн успел послужить в рядах роханской армии и во флоте Гондора, вместе с которым участвовал в борьбе с умбарскими пиратами. А еще — завел дружбу с Гэндальфом и роман с Арвен.
В общем, к моменту судьбоносной встречи с четверкой хоббитов в таверне «Гарцующий пони» Арагорн имел за плечами весьма бурную биографию, которая осталась за кадром и в книгах Профессора, и в экранизации Питера Джексона. Поэтому приквел о молодости и становлении Арагорна буквально напрашивается — вдобавок, фильм позволит показать как уже знакомые, так и совершенно новые уголки Средиземья, а среди действующих лиц непременно появится и немало других известных персонажей.
Падение Арнора и война с королем-чародеем Ангмара
Нуменорцы, покинувшие родной остров незадолго до его гибели и перебравшиеся в Средиземье, основали там два государства. Одно, Гондор, существовало на протяжении всей Третьей эпохи и сыграло важнейшую роль в Войне Кольца. Другим был Арнор, прекративший свое существование задолго до того.
Беды королевства начались, когда все трое сыновей умершего короля начали претендовать на отцовский престол, в результате чего государство распалось. Со временем в тлевшую поколениями вражду трех образовавшихся держав вмешалась еще одна сторона — северное королевство Ангмар. Его основателем и правителем был Король-чародей — один из девяти кольценосцев, о чем, впрочем, тогда никто не подозревал. Все существование Ангмара было посвящено одной цели, которую поставил перед своим прислужником Саурон, — уничтожению Арнора.
Ангмар сначала распространил свое влияние на одно из трех королевств, образовавшихся на руинах Арнора, а затем последовательно уничтожил два других. Силы Гондора не смогли помочь союзной державе, но поквитались за нее — объединившись с эльфами, они нанесли сокрушительное поражение армии Ангмара, а Королю-Чародею не осталось ничего иного, кроме как бежать. Именно тогда прославленный эльфийский воитель Глорфиндел произнес пророчество, что предводителю назгулов не суждено пасть от руки смертного мужа.
Это, пожалуй, самый значительный и масштабный конфликт Третьей эпохи до начала Войны Кольца. Чтобы снять масштабное кино, где будет хватать и политических интриг, и больших сражений, эта история — отличный выбор.
Гражданская война в Гондоре
В нынешнем году Warner Bros. планирует выпустить аниме The Lord of the Rings: The War of the Rohirrim, действие которого развернется за 183 года до трилогии Толкина. Мультфильм расскажет о войне между роханцами и народом дунландцев. Пожалуй, это не совсем то, чего ожидаешь от проекта под брендом The Lord of the Rings — конфликт между людьми, в котором не участвовали эльфы, гномы, орки или драконы.
Если студия решит продолжать развитие Средиземья в этом ключе, то в Третьей эпохе найдутся и другие подобные сюжеты. Пожалуй, самым подходящим кандидатом можно назвать гражданскую войну в Гондоре, известную под названием Распря Родичей.
После того, как на трон Гондора взошел король, который лишь по отцовской линии был потомком нуменорцев, против него вспыхнуло восстание, возглавляемое дальним родственником – прославленным моряком. Мятежникам удалось добиться успеха, и на время престол занял узурпатор, но он оказался крайне жестоким правителем, а законный король, будучи в изгнании, сумел накопить силы и вернуть себе корону. Распря Родичей погубила множество гондорцев и подточила мощь страны. В частности, она лишилась Умбара, куда бежали уцелевшие сыновья узурпатора, — тот стал обителью пиратов, и те на протяжении многих поколений оставались угрозой для Гондора.
На основе этого конфликта вполне можно снять фэнтезийный эпик в духе «Игры престолов» — с беспощадной борьбой за власть, множеством смертей, предательствами и масштабными битвами.
Восток и похождения Синих магов
Чтобы противостоять силам тьмы, в Средиземье были посланы пять магов. Трое из них сыграли заметную роль в Войне кольца — Гэндальф, Саруман и Радагаст Карий. А вот о двух других, Синих магах, известно очень немногое. В «Неоконченных сказаниях» Толкин пишет, что эти чародеи направились на восток Средиземья, чтобы повести местные народы на борьбу с Сауроном.
О том, как сложилась судьба Синих магов, можно судить только по письмам Толкина, а в них попадаются противоречивые версии. Согласно одной, Синие маги потерпели фиаско, а их наследием стали различные магические культы, возникшие на востоке. Другая же гласит, что эти маги в своем деле были не менее успешны, чем Гэндальф, и их роль в поражении Саурона могла оказаться столь же значительной, просто этот «второй фронт» войны против Темного лорда мы не видели.
Если задаться целью, снять кино, которое одновременно будет приближено к событиям «Властелина колец», но в то же время обладать самостоятельным сюжетом и показывать неизвестные досели области и народы Средиземья, то мысль снять фильм именно о Синих магах выглядит вполне логичной. А учитывая, что об их характерах, биографиях и судьбах Толкин практически не писал, это даст сценаристам изрядную свободу для творчества.
Сиквел «Властелина колец»
Пожалуй, наименее вероятный вариант, ведь он почти наверняка вызовет негодование множества фанатов, и нет уверенности, что контракт Warner Bros. вообще допускает съемки сиквелов, но полностью его исключать все же нельзя.
Окончательная гибель Саурона после падения Кольца всевластия в жерло Роковой горы вроде бы ознаменовала начало золотой эпохи Средиземья, когда кровавые конфликты остались в прошлом. Но сам Толкин задумывался о том, чтобы написать сиквел трилогии, и создал небольшой набросок под названием «Новая Тень». В нем действие разворачивается спустя примерно век после завершения «Властелина колец», когда в Гондоре возникают культы сродни сатанинским и начинают вовсю плести интриги. В итоге Профессор решил, что не стоит писать эту книгу, которая получалась просто политическим триллером о попытке переворота. Впрочем, любовь Голливуда к сиквелам может оказаться сильнее соображений о том, что финал «Властелина колеца» не подразумевает продолжения.
Учитывая, что киновселенную DC Comics беспрестанно лихорадило так, что понадобилась перезагрузка под началом Джеймса Ганна, а «Фантастические твари» заметно уступили в популярности фильмам про Гарри Поттера и с каждой частью теряли зрителей, Warner Bros. явно нуждается в новой долгоиграющей кинофраншизе. Выбор «Властелина колец» выглядит с одной стороны логичным, учитывая огромное количество поклонников, успехи предыдущих фильмов и богатую вселенную. Но с другой стороны, это и рискованный ход, ведь самые известные книги Толкина уже экранизированы, фанаты его произведений весьма строги, а у студии есть доступ далеко не ко всему творческому наследию Профессора. Впрочем, варианты, как вернуть Средиземье на большие экраны, у Warner Bros. есть — мы перечислили только некоторые. Будет любопытно взглянуть, какой выберет студия.