Часто ли мы прислушиваемся к чужому мнению о себе? Я вот прислушался и круто изменил свои планы, превратившись в человека без профессии, постоянно ищущего себя...
За год школа была достроена и мы торжественно открылись 1 сентября. Казалось бы, вот и наступило время, которого мы все так ждали - будем только учителями, а не подсобными рабочими и техперсоналом. Но жизнь как всегда посмеялась над нашими планами. Хозработы для мужчин продолжались как и прежде, только теперь бесплатно. Кто в школе работал, тот знает, сколько неоплачиваемой работы приходилось выполнять.
И если к хозяйственным нагрузкам мы как-то привыкли, то к неразберихе в учебном процессе привыкать не хотелось (намучились бегать по трем школам за год). Несмотря на то, что школа новая, просторная, по самому современному проекту отстроенная, места для занятий почему-то не хватало.
Мои уроки истории ставили то в кабинет физики, то химии, то алгебры. В течение дня бегал по этажам и разным кабинетам с картами и наглядными пособиями под мышкой. Всё надеялся что скоро всё уляжется, первая четверть всегда суматошная, пока расписание упорядочится...
Не сразу до меня дошло, что дело вовсе не в нехватке кабинетов, а в одном единственном человеке – завуче, составляющем расписание. Литератор по образованию, уже пенсионерка, она никогда ранее не занималась этим. Отсутствие опыта и математического расчетливого ума приводило к многочисленным недочетам и ошибкам. Доходило до того, что в одном кабинете сталкивались два разных предметника, и чтобы разрулить ситуацию, сами искали свободные кабинеты.
Это вызывало недовольство учителей. Я уже не говорю об удобстве расписания для учителей, постоянно "окна" в два-три урока. Из-за такого расписания учитель вынужден находится в школе лишних три-четыре часа. Кто рядом живет, тот еще может домой сбегать, а остальные? Я заметил, что у меня как-то уж особенно много было таких нестыковок. Типа, мужчина молодой, резвый, не грех побегать...
Ну, а уж когда в моем расписании появился урок, который я должен был проводить в бассейне!!!, тут уж чаша терпения переполнилась. Я написал гневную докладную записку на имя директора с просьбой назначить на составление расписания другого человека, потому что завуч явно не справляется.
Что тут началось!!! С одной стороны все шепотом меня поддерживали, но вслух осуждали. В общем, еще не начав толком работать по настоящему, репутацию свою в школе я испортил раз и навсегда.
А многие, как потом оказалось, имели на меня зуб еще за то, что слишком добросовестно исполнял все указания директора по трудовой практике и не давал возможности отлынить от стройки. Я же просто рассуждал: чем быстрее стройка закончится, тем быстрее школьная жизнь войдет в нормальное русло.
Получить в качестве злостного врага завуча по учебной работе, не пожелаю никому. Присутствие на уроках, проверка планов-конспектов урока, срезы знаний учащихся, наполняемость оценок, анализ и разбор методики проведения уроков и многое-многое другое - все это в одночасье свалилось на меня отнюдь не случайно. Такой способ приструнить неудобного коллегу я уже испытал в первый раз своего учительства.
Применение новаторской методики и опорных сигналов вызвало резкую критику. В штыки воспринималось всё. И всё это постоянно докладывалось директору - война разгорелась нешуточная. Коллектив безмолвствовал, наблюдая за тем, чем же это всё закончится.
Однажды на урок пришел сам директор. В тот день я был, как говорится в ударе. Директор посетил урок в старшем классе. Речь шла о НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ (НЭП). Мне удалось не только разъяснить смысл НЭПа и необходимость такого резкого поворота в политике большевиков, но и вывести логику дальнейшей политики Сталина по сворачиванию НЭПа.
Беря пример со своего вузовского наставника, я всегда приводил источники, где об этом можно прочитать, во избежании всяких обвинений в субъективизме. На мой взгляд, директору не к чему было придраться. Хотя какой из него методист, он скорее администратор-хозяйственник, да еще и физик.
После всего увиденного и услышанного директор долго выдерживал паузу, не принимая ничью сторону.
Наверное, я ему еще был нужен, и он не готов был от меня избавиться. Можно, конечно, довести парня до крайности, что и сам уйдет. Только вот кто сможет его заменить? Кто будет работать за маленькую учительскую зарплату и выполнять бесплатно кучу хозяйственных дел? Мужчины в школу толпой не шли. Наоборот, после 1991 года из школы все бежали. СССР развалился, рушилась коммунистическая идеология, работать в школе было морально трудно и не престижно. Подростки на волне нахлынувших свобод и вседозволенности стали просто неуправляемые.
А тут еще одно приключение. Как-то раз меня попросили заменить учителя по алгебре. Конечно, в алгебре я полный ноль, а проводить детям лишний урок истории не стал, Но у меня в запасе всегда было что-нибудь интересное. В тот раз я рассказал им про НИНДЗЯ (в связи с моими занятиями восточными единоборствами, тему эту я хорошо прошерстил в вузе).
Весть о необычном уроке разнеслась по школе. Интерес ко мне вырос, дети шептались по углам, на меня показывали пальцем все, от мала до велика - опять "местная" звезда! И мне это льстило, не скрою.
Потом замена учительницы по литературе в старшем классе. В тот раз я заранее заглянул в журнал и увидел, что заданы стихи Маяковского. Конечно, те, которые положены по программе. Желая переломить негативное отношение детей к официальной поэзии Владимира Владимировича, я подготовил большой и интересный материал о любовной лирике поэта. Сам наизусть читал свое любимое из Маяковского, дети слушали затаив дыхание. А к следующему уроку устроили забастовку, требуя сменить учителя литературы на ... учителя истории.
Все это, конечно, же дошло до директора. И он все-таки решился на откровенный разговор. И, кстати, я ему очень благодарен за те его слова, которые помню до сих пор. Я именно после них решил уйти из школы окончательно, бесповоротно, и без всяких обид.
«Понимаешь, Юра», - начал он ( только со мной он был на ТЫ). Я побывал у тебя на уроке, я узнал мнение о тебе других учителей, я увидел, что ты самоотверженно и безотказно работаешь на благо школы. Я ни минуты не жалею, что взял тебя на работу. И то, что ты написал докладную на завуча, хоть это и не принято в учительской среде, но это сыграло свою положительную роль. Я действительно увидел, что завуч не справляется со своей работой. Оказалось, что это не только твое мнение, многие так считали, но решился на такой крайний шаг только ты. Мы нашли человека, который впредь будет заниматься только расписанием (это оказался информатик и он разработал алгоритм, позволявший быстро и эффективно составлять расписание).
Но я не об этом хотел тебе сказать. Все, кто были у тебя на уроках, говорят одно. Ты прекрасно и увлеченно рассказываешь, что невозможно не влюбиться в историю. Но я хочу сказать тебе нечто важное. Постарайся выслушать меня без обиды и подумать над этим. Я не требую от тебя какого-либо ответа, а тем более сейчас. Подумай, возможно ты сделаешь для себя правильные выводы. Понимаешь, какая штука получается. Ты молод, энергичен, привлекателен. Берешься за любое дело. Прекрасный организатор, выдумщик, очень творческий человек. Все дети, я уж не говорю о наших женщинах, от тебя в восторге. Но все это блистательная игра одного актера. Мне надо, чтобы блистали твои ученики, а не ты.
Мне актеры не нужны. Мне нужны учителя. Пойми меня правильно. Если ты сумеешь это понять и перестроить свою работу, то мы с тобой соратники на долгие годы. Если же нет, то может тебе сменить профессию? Поверь, я хочу тебе только добра. Но я вижу, что учительство – это не твое. И чем дальше, тем больше проблем будет возникать и у тебя, и у детей, и у меня. И в конце концов ты сам разочаруешься и уйдешь. Так может всё это обдумать сейчас, пока не поздно? И у тебя еще есть время найти более достойное применение своим талантам».