Гипотеза справедливого мира — это ошибочное мнение о том, что действия всегда приводят к морально справедливым последствиям, поэтому хорошие люди вознаграждаются, а плохие наказываются. Например, человек демонстрирует гипотезу справедливого мира, когда предполагает, что если кто-то пережил трагическое несчастье, то он должен был сделать что-то, чтобы заслужить его. Гипотезу справедливого мира также называют заблуждением справедливого мира, предвзятостью справедливого мира, мышлением справедливого мира и верой в справедливый мир. Это когнитивное искажение может влиять на мысли и действия людей во многих областях, поэтому важно его понимать. Таким образом, в этой статье вы узнаете больше о гипотезе справедливого мира, поймете, почему люди ее демонстрируют, и увидите, что вы можете сделать, чтобы объяснить это явление на практике.
Примеры гипотезы справедливого мира
Примером гипотезы справедливого мира является вера в то, что если с кем-то случилось что-то плохое, то он должен был сделать что-то плохое, чтобы заслужить это. Например, если кто-то борется с редкой болезнью, значит, он совершил что-то злое, за что теперь и наказан. Подобные убеждения связаны с тенденцией обвинять в своих страданиях жертв болезней, жестокого обращения и нападения. Они также связаны с негативным отношением к неимущим группам, таким как бедные люди, сталкивающиеся с дискриминацией, и используются для оправдания статус-кво в неравных обществах. Другим примером гипотезы справедливого мира является вера в то, что если с кем-то случилось что-то удачное, то он должен был сделать что-то морально хорошее ранее, чтобы заслужить это. Например, если чьи-то инвестиции принесли много денег, то это должно быть потому, что это хороший человек, который теперь получает вознаграждение. Подобные убеждения могут заставить людей восхищаться теми, кого они считают успешными, например, политическими лидерами и существующими социальными институтами. Справедливое мировоззрение также в той или иной степени отражается в ряде идиом, таких как «что посеешь, то и пожнешь», «все происходит не просто так», «ты получаешь то, что отдаешь», «каждый получает то, что заслуживает».
Эксперименты Лернера
Научная формализация гипотезы справедливого мира приписывается профессору Мелвину Дж. Лернеру, который обнаружил ее доказательства в 1960-х годах. В первом из своих исследований на эту тему люди наблюдали за парой рабочих, пытавшихся выполнить некое задание. Наблюдателям сообщили, что один из рабочих был выбран случайным образом для получения значительного денежного вознаграждения за свои усилия, в то время как другой рабочий был выбран также случайным образом и ничего не получил. Наблюдателям также сказали, что рабочие ничего не знали об этом процессе случайного отбора и что оба согласились сделать все возможное для выполнения задания. Однако после того, как задание было выполнено и выигрыш вручили удачливому рабочему, наблюдатели были склонны убеждать себя, что рабочий, получивший деньги, сделал это, потому что он их заработал, а не потому, что он был выбран случайно. В другом исследовании студенты наблюдали за предполагаемым сверстником, который участвовал в учебном задании. Сверстник, выступавший в эксперименте в роли жертвы, как оказалось, получал болезненные удары током в наказание за ошибки в задании. Описывая страдающую жертву после наблюдения за тем, как она выполняет задание, наблюдатели склонны отвергать и обесценивать ее, говоря, что она заслужила то, что происходит. Это происходило в тех случаях, когда их убеждали, что они продолжат видеть ее страдания на следующем сеансе, и в случаях, когда они чувствовали себя бессильными изменить ее судьбу. Кроме того, тенденция отвергать и обесценивать жертву была наиболее сильной, когда жертва рассматривалась как страдающая ради наблюдателей. Это состояние «мученика» возникало, когда наблюдателям внушали, что жертва согласилась продолжить эксперимент только для того, чтобы заработать деньги.
Домашнее задание;)