Королевство Саудовская Аравия (КСА), как крупнейший производитель и экспортер сырой нефти, обозначило свою "красную черту" в вопросе торговли углеводородами – никаких "потолков цен" и NOPEC.
Так, в интервью изданию Energy Intelligence министр энергетики королевства принц Абдулазиз Бен Сальман Аль-Сауд заявил, что в случае ввода "потолка цен" (price cap) на экспорт саудовской нефти КСА не будет продавать сырье ни одной стране, поддержавшей этот механизм, и даже сократит добычу "черного золота".
Глава Минэнерго также прокомментировал возобновление обсуждения в конгрессе США законопроекта NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act), который позволит подавать иски против стран-экспортеров нефти в рамках антимонопольного законодательства.
Министр заявил, что NOPEC лишь добавит новые риски и создаст неопределенность на нефтяном рынке. Законопроект также подорвет инвестиции в нефтяные мощности и приведет к тому, что мировое предложение будет сильно отставать от будущего спроса, отметил Бен Сальман Аль-Сауд.
Угроза перекрыть артерию нефтяного рынка
Заявление Аль-Сауда – это некий посыл странам "Большой семерки" и Запада о том, что попытки "заигрывать" с нефтяным рынком – не самый удачный вариант стабилизации экономик. Как всегда, когда дело касается основной статьи доходов королевства – нефти, министр реагирует довольно жестко. Фактически он пригрозил в случае установлении потолка лишить Запад колоссальных объемов сырья.
Стоит отметить, что сегодня Саудовская Аравия обладает 17% разведанных запасов нефти в мире и является одним из главных экспортеров "черного золота" на мировой рынок.
Если учитывать зависимость мирового рынка от саудовской нефти, то снижение добычи в королевстве и ограничения по экспорту попросту означало бы перекрытие основной артерии нефтяного рынка.
Так, по итогам 2022 году Саудовская Аравия добыла 10,1 млн баррелей в сутки, из которых на экспорт было направлено более 8 млн баррелей в сутки.
При этом королевство в прошлом году заняло второе место в мире по объемам производства "черного золота", заработав $326 млрд.
Таким образом, снижение добычи или отказ поставлять нефть на рынки, где действует принцип "потолка цен", ударит напрямую по глобальной энергетической безопасности.
Эр-Рияд: ни шагу назад
Саудовская Аравия всегда занимает непоколебимую позицию по всем вопросам, касающимся мировой торговли нефтью, и всегда придерживается обозначенных в рамках ОПЕК+ условий. Будучи соучредителем ОПЕК, королевство выступает за внедрение принятых картелем решений, которые позволяют регулировать рынок и не допускать дефицита или перенасыщенности рынка.
Так, министр энергетики королевства в интервью западному изданию указал, что группа ОПЕК+ сохранит свои цели по добыче нефти без изменений до конца года ввиду высокого уровня неопределенности на мировых рынках и рисков глобального экономического роста.
Для Саудовской Аравии недопущение увеличения производства является вопросом пополнения бюджета, ведь высокие цены из-за отсутствия дополнительных объемов гарантируют королевству рост доходов.
Здесь Эр-Рияд не стал идти на поводу и своего некогда стратегического союзника – Вашингтона. Летом прошлого года Джо Байден лично полетел в королевство, чтобы выпросить допобъемы нефти, однако все попытки, в том числе уговоры и угрозы, не подействовали на саудитов – в итоге королевство отказалось увеличивать добычу и экспорт в среднесрочной перспективе.
Более того, Саудовская Аравия пытается вывести мировой рынок нефти из-под контроля американской финансовой системы. Так, ранее министр финансов королевства Мухаммед Аль-Джадаан заявил, что Эр-Рияд открыт для обсуждения расчетов по торговле нефтью в валютах, отличных от доллара США.
И тут пример России мог бы быть полезным и для Саудовской Аравии. Переориентировав свои поставки нефти с Запада на Восток, Россия перешла к расчетам за экспорт сырья в индийских рупиях, китайских юанях и рублях.
В результате американская валюта лишилась значительной поддержки, после того, как многомиллионные контракты стали заключаться в альтернативных доллару валютах.
Стоит ожидать, что если на Западе начнут звучать заявления о намерении ввести потолок и для всех поставщиков нефти, то Саудовская Аравия вполне способна перевести свои контракты на альтернативные валюты, что станет дополнительным ударом для американского доллара.
Гвоздь в крышку гроба энергобезопасности Запада
Что же ждет рынок нефти в случае отказа Эр-Рияда продавать нефть? Ответы очевидны: продолжение деиндустрализации Запада и расцвет азиатской экономики.
Сократить поставки на рынки Запада и G7 для КСА не составит труда – освободившиеся мощности можно переработать внутри страны и продавать в качестве готовых нефтепродуктов. Тем более, у королевства были планы по увеличению внутренней переработки, в соответствии с которыми уже реализованы шаги по расширению мощностей нефтеперерабатывающих заводов.
Помимо этого, восстанавливающая экономика в Азии также не будет против поставок дополнительных объемов нефти.
В этой ситуации Саудовская Аравия даже в случае сокращения добычи и экспорта, все равно выиграет от цен, которые, несомненно, взлетят на новостях об ограничении нефтепоставок на мировой рынок.
Если бы Запад трезво оценивал ситуацию на рынке, то не было бы и намека на попытку ввода "потолка цен" для всех поставщиков. Тем более, что Вашингтон, по всей видимости, пытается вернуть потерянные объемы российской нефти. Так, министерство финансов США призвало крупных трейдеров нарастить торговлю российской нефтью. Представители Минфина США встретились на прошлой неделе с главами крупнейших нефтяных трейдеров Gunvor и Trafigura и призвали их возобновить перевозки российской нефти.
В целом, несмотря на одиночные заявления чиновников в Брюсселе о намерении применить "потолок цен" для всех поставщиков нефти или снизить "потолок" для российской нефти до $30, на Западе понимают, что любые высказывания на этот счет могут вновь разжечь "бычьи настроения" на рынке.
А учитывая и тот факт, что баррель все еще торгуется на уровне $70-80, а во второй половине года может дойти и до $90 при ожидаемом росте спроса, любые ограничения на рынке могут нанести удар по хрупкой мировой энергетической системе.
В таком случае остается надеяться, что амбиции Брюсселя в очередной раз не заменят здравый смысл.