Найти тему

Отечественная психология об организации движений человека

В зарубежной психологии любое активное действие, в том числе произвольное движение, трактовалось как вынужденная реакция на внешние раздражения. Такой подход был оправдан лишь для врожденных программ поведения. Видение в движениях человека акты условных рефлексов закрывали их истинную природу.

В отечественной психологии первым, кто заговорил о небиологических причинах возникновения движений, был Л.С. Выготский. Он указывал, что источник активности человека лежит не внутри организма, а в общественной жизни человека. Началом зарождения всякого произвольного действия Л.С. Выготский видел тот период, когда ребенок сначала выполнял речевые указания взрослого, а затем, овладев речью, сам мог давать себе речевые приказы и тем самым управлять своими действиями, движениями и поведением в целом.

Впоследствии советские психологи А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия экспериментально показали, что каждое движение человека – это не простая двигательная реакция, а организованная система взаимодействия человека и окружающего мира. А.Н. Леонтьев изучал организацию движений у бойцов Советской Армии, имеющих ранения конечностей. А.Р. Лурия изучал особенности движений при нарушениях мозговой организации. О результатах исследований А.Н. Леонтьева я писала в соответствующих статьях. В данной статье немного поговорим о связи мозга и движений.

Согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева каждое действие направлено на решение определенной цели, так и у движения существует своя задача или ее еще называют намерением. Чтобы подняться со стула, подойти к шкафу, достать книгу, нужно намерение. В соответствии с мозговой организацией движений, разработанной А.Р. Лурия, за намерения движений отвечают лобные отделы мозга. Если в них имеются какие-либо нарушения, то движения человека нарушаются. Сам опорно-двигательный аппарат функционирует нормально, но человек не может произвольно управлять им, самостоятельно достигать двигательных задач. Все его действия носят либо стихийный, либо стереотипный характер. Человек может раскачиваться, бесцельно размахивать руками, неожиданно вскакивать и садиться обратно. Только по речевой инструкции другого человека больной может что-то выполнить.

Всякое движение совершается в системе пространственных координат. За ощущение пространства в движении отвечают зрение, вестибулярный аппарат (улитка уха), рецепторы кожи. Данные органы имеют представительства в затылочных отделах головного мозга. При их нарушении пространственное расположение тела становится искаженным и движение также расстраивается. Для больных становится невозможным выполнить такое движение как подвести палец к кончику носа, а также ряд других движений, требующих координации частей тела во времени и пространстве. Причем простые движения им доступны.

Важным моментом в построении движения является ощущение своей позы. За это ощущение отвечают рецепторы мышц, сухожилий и суставов. Нарушение соответствующих отделов мозга (прецентральные области) приводит к парезам, или снижению мышечной силы, которые также вызывают дефекты движений.

Еще одним условием успешного протекания движения является постоянная регуляция тонуса и одновременного переключение напряжения и ослабления различных мышц. Нарушения мозговой организации (подкорковых структур) приводит к дефектам движений, которые называют паркинсонизм.

Движение – это постоянные переходы напряжения от одной группы мышц к другой. За данный переход отвечает кора премоторных отделов головного мозга. Нарушения в данной области приводят к невозможности выработки любых двигательных навыков.

Советский психофизиолог Н.А. Бернштейн систематизировал исследовательский материал о нарушениях движений и разработал теорию уровней построения движения, где каждому уровню соответствует свой класс движений. Надо отметить, что Н.А. Бернштейн один из немногих физиологов, кто изучал естественные движения человека. В то время как другие исследователи перерезали нервы животных, отвечающих за те или иные движения мышц, ограничивали свободу перемещения, ставили узкие рамки и т.п. Именно поэтому его учение хорошо согласуются с психологическим принципом активности в деятельности, разработанным отечественными психологами.

Н.А. Бернштейн выделил следующие уровни построения движения:

Уровень А самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует очень важным аспектом любого движения – тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями.

Примерами немногочисленных движений данного уровня являются: непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха, быстрые вибрато (7–8 гц) в фортепианной игре, дрожания пальца скрипача, удержание позы в полетной фазе прыжка и др. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.

Уровень В. Бернштейн называет его уровнем синергий. На этом уровне перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень оторван от внешнего пространства, но зато очень хорошо ориентируется в пространстве тела.

Уровень В принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, и там он берет на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. К собственным движениям этого уровня относятся такие, которые не требуют учета внешнего пространства: вольная гимнастика; потягивания, мимика и др.

Уровень С. Бернштейн называет его уровнем пространственного поля. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве. Поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов – к их форме, положению, длине, весу и пр. Среди них все переместительные движения: ходьба, лазанье, бег, прыжки, различные акробатические движения; упражнения на гимнастических снарядах; движения рук пианиста или машинистки; баллистические движения – метание гранаты, броски мяча, игра в теннис и городки; движения прицеливания – игра на бильярде, наводка подзорной трубы, стрельба из винтовки; броски вратаря на мяч.

Уровень D назван уровнем предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами. Примерами могут служить все бытовые движения: шнуровка ботинок, завязывание галстука, чистка картошки, а также профессиональные движения гравера, хирурга, часовщика, управление автомобилем и т. п.

Характерная особенность движений этого уровня в том, что они сообразуются с логикой предмета. Это уже не столько движения, сколько действия. В них совсем не фиксирован двигательный «узор» движения, а задан лишь конечный предметный результат. Для этого уровня безразличен способ выполнения действия, набор двигательных операций. Например, можно применить разные способы открывания бутылки: вы можете прибегнуть к помощи штопора, ножа, выбить пробку ударом по дну, протолкнуть ее внутрь и т. п. Во всех случаях конкретные движения будут разные, но конечный результат действия – одинаковый.

Наконец, последний, самый высокий – уровень Е. Это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а также движения символической, или кодированной, речи – жестов глухонемых, азбуки Морзе. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

Всякое движение совершается при участии нескольких уровней, но в каждый момент времени ведущим может быть какой-то один уровень, а все остальные ему подчиняются. Например, когда первоклассник переписывает предложение, ведущим является уровень С (движение ручки в пространстве), а когда взрослый человек пишет письмо, то им управляет уровень Е (смыслом того, о чем он пишет). Причем, когда ребенок только учился держать ручку, им управлял уровень D (приспособление к предмету). Ведущий уровень всегда является предметом сознания, а подчиненные совершаются неосознанно.

На основе данной уровневой системы построения движения в отечественной психологии разработано учение о формировании двигательного навыка, который еще называют повторением без повторения. О механизмах формирования навыков мы поговорим в следующей статье.

Возможно, вам будет интересна статья «Отечественная психология о роли моторной установки в восстановлении движений».

Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни. Более подробно некоторые темы я раскрываю в своих книгах по научно-популярной психологии. Например, книга об эмоциональных переживаниях размещена на Литрес.

Благодарю за внимание! Жду в подписке!