Мастер производственного обучения СПО УГТУ Владимир Тарасов - о наставничестве, профессиональной зрелости и удовлетворении от работы
В современном обществе, не без участия средств массовой информации, культивируется образ успешного, обеспеченного человека с высшим образованием, и даже не одним. Но справедливо ли это?
Владимир Михайлович Тарасов, работающий в сфере среднего профессионального образования мастером производственного обучения не один год, может с уверенностью сказать, что, получив рабочую профессию, человек может стать успешным, главное – задать правильную траекторию.
Как вы пришли в систему среднего профессионального образования?
Поступил в профессионально-техническое училище № 33 после 8 класса на обучение по рабочей специальности «Электрогазосварщик». Закончил, был направлен для дальнейшего обучения в г. Куйбышев (ныне Самара) в индустриально-педагогический техникум. Год отучился. Ушел в армию, вернулся, восстановился, продолжил обучение.
Начинал карьеру в г. Куйбышеве, в профессионально-техническом училище N 38 имени Героя Советского Союза Михаила Тихоновича Гарнизова. Затем вернулся в Ухту. Поработал на заводе железобетонных изделий.
20 октября 1986 г. устроился в училище № 33 и с того времени, уже 37 лет, работаю мастером производственного обучения, преподаю сварочное дело, веду практические занятия по электрогазосварке и полуавтоматической сварке в среде защитных газов.
Какие ребята идут в систему среднего профобразования? Трудно ли даётся педагогическая деятельность?
Работа в системе СПО имеет свои особенности. Одна из них – сам контингент обучающихся. Наряду со студентами, сделавшими осознанный выбор будущей профессии, имеющими мотивацию и стремление к знаниям, в систему СПО приходят дети, с трудом закончившие школу, дети из социально и материально неблагополучных семей, дети-сироты, опекаемые, из неполных семей. К сожалению, так называемые «трудные дети» зачастую составляют половину обучающихся, что ставит перед любым преподавателем ряд проблем. И со всеми нам надо работать. Преподаватель порой становится и наставником, и папой и мамой в одном лице, всегда на связи.
Ребята реально перевоспитываются, они по-другому начинают воспринимать окружающий мир, после практических занятий начинают уважать себя, когда видят, что они могут сделать своими руками, тем более когда у них это получается.
И, конечно же, целью любого преподавателя является подготовка конкурентоспособного выпускника, эффективного специалиста, востребованного на рынке труда.
Опытный специалист, пожелавший передать свои знания, стать преподавателем СПО, что он должен знать об особенностях этой профессии?
Профильное образование и высокий уровень владения преподаваемой дисциплиной – это само собой разумеющиеся вещи для преподавателя. Но немаловажно и умение общаться с учащимися, выявляя в каждом личность, способную реализоваться в профессии и дальнейшей взрослой жизни.
Чтобы выпускники овладели необходимыми практическими компетенциями, преподавателям и мастерам нужно хорошо знать конкретное производство. Не просто сухо начитывать учебный материал по писаному, по технологии, а уметь донести свои знания на живых реальных примерах: какие могут возникнуть трудности, проблемы, как упростить то или иное дело.
Привлекать к преподаванию специалистов с производства – идея хорошая, но нередко отлично знающие практическую часть производственники плохо ориентируются в вопросах педагогики. С введением образовательных стандартов нового поколения изменились и возросли требования в первую очередь к этой категории работников. Но этого не стоит бояться.
Важно отметить, что нормального компетентного специалиста среднего возраста никто не отпустит с предприятия, а вот вышедший на пенсию, особенно узкопрофильный специалист, попробовавший всё своими руками – да, он покажет, научит, поделится опытом и ребятам будет интересно.
Есть ли педагогические принципы, которыми вы руководствуетесь в учебном процессе?
Принцип есть, и я его сразу озвучиваю ребятам первого сентября. Да, возможно, буду и ругать, и гонять, дёргать, где-то что-то резко говорить, но вы сами увидите, что только по делу, потому что хочу, ребята, вот сколько вас есть, чтобы вы все дошли до конца обучения и успешно защитили дипломы.
Объясняю ребятам, что если есть желание и стремление, то среднеспециальное образование – это первая твёрдая ступень к карьерному росту. Привожу примеры успеха своих выпускников, благо таких ребят много, кто успешен в своей профессии, кто руководит лабораторией, кто на инженерной должности, кто стал замдиректора и прочее.
Что огорчает, а что доставляет радость и удовлетворение в работе?
Огорчает, что, кроме Ухтинского экспериментально-механического завода, нет возможности показать ребятам огромные заводские цеха со специфическим запахом машинного масла.
Радость преподавателя СПО и основная его цель - выпускники, нашедшие свое место в жизни. Хочется верить, что именно мои уроки, мое общение с ребятами внесли свой вклад в их самоопределение, в моральный выбор каждого из них по жизни, помогли им найти себя.