Найти тему

Родительская компетентность.

Наша лекция открывает цикл лекторий для родителей «В моей семье подросток».Саму видеолекцию вы можете посмотреть на канале Ютуб. канал. Донской Государственной библиотеки.

Почему именно на эту тему мы специалисты делаем акцент, в чем ее актуальность с психолого-педагогический стороны?

Дело в том что Концепция модернизации российского образования до 2020 года подчеркивает особую роль семьи в решении задач воспитания детей. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Влияния семьи и семейных отношений на развитие личности ребенка, высокий уровень компетентности родителей поможет избежать ошибок в воспитании детей, а так же профилактировать формирование зависимого поведения в подростковом возрасте.

Я определила ряд задач в нашей лекции, а именно.

1. Сформировать понимание «родительской компетенции»;

2. Дать представление о видах родительской компетенции;

3. Показать связь между отношением к ребенку и родительской компетенцией; Кто такой компетентный родитель?

4. Ознакомить с возрастными особенностями развития ребенка. Кризис.

5. Поделиться 5 методами форм формирования компетентности родителя.

Наше взаимодействие я так же хотела бы выстроить в форме диалога, и за 10 мин. до конца встречи готова ответить на ваши вопросы, получить обратную связь.

Сейчас хотела бы вам предложить подумать и ответить на такой вопрос.

Что я, как родитель, хотел бы видеть в своем ребенке, какие качества его личности? ( предпалагаемые ответы, здоровый, счастливый, смелый, целеустременный, ативный, жизнерадостный, понимающий, открытый, заботливый и т. д)

Хорошо, а как именно сформировать такую личность? Нужно ли учитывать индивидуальные особенности ребенка? Могу ли я принять ребенка таким какой он есть? Как с ним выстроить взаимодействие? Диалог? чтобы ребенок слышал вас, а вы его? Какой стиль воспитания будет уместен в семье? Как ребенку преодолеть кризис помочь ему в этом? И ответы на эти вопросы вам как раз поможет родительская компетентность.

1. Понимание « Родительская компетентность». – 10 минут.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.

Родителями не рождаются, родителями становятся. Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем?

Тот, у кого идеальный послушный ребенок отличник? Если считать такое определение правильным, надо расписаться в своей полной неспособности влиять на то, что происходит со всеми остальными детьми, которых большинство. Тогда надо признать, что мы плохие родители, а кому же это приятно?

Специалисты всего мира сходятся на другом определении.

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно

– надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому.

Экзаменом нашего родительства становится сама жизнь. Все ли из нас сдают его успешно? Как правило, родителей критикуют, но не учат быть родителями, порицают, но не тренируют.

Чего мы хотим от наших детей? Чтобы хорошими людьми стали, чтобы целей своих достигли успешно, самостоятельность, ответственность умение разрешать жизненные проблемы, быть устойчивыми к «ударам судьбы» - все это хочется видеть в детях. Прежде всего, мы хотим, чтобы они могли адаптироваться к любым условиям жизни, не теряя себя и выбирая достойные средства.

Так вот именно формирование

- Знаний — «знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности родителя», — писала Талызина Н.Ф.;

— «возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом», — писала Кормушина Н.Г.;

— «наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка», — писала Мизина Н.Н.:

По определению Р.В. Овчаровой, родительство – социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы родительство включает в себя родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания.

2. Составляющие аспекты родительской компетенции. – 10 мин

( таблица в буклет).

Педагогической:

— знание и использование в повседневной жизни методов воспитательного воздействия, способствующих развитию личности ребёнка. Ориентация на поощрение желательных действий ребёнка и выстраивание границ дозволенного поведения в случае нежелательных действий ребёнка. Отказ от жестокого обращения с детьми. Скоординированность родительских действий по отношению к ребёнку.

Психологической:

— понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, а также умение строить взаимоотношения с ним с учётом удовлетворения его базовых психологических потребностей: в безопасности, любви, уважении и принятии.

Здоровьесберегающей:

— компетентность, основанная на внимании к физическому здоровью ребёнка. Она включает в себя проведение необходимых профилактических мероприятий, обследование ребёнка у специалистов, направленное на выявление отклонений в здоровье ребёнка и своевременное их предупреждение или лечение.

Социальной:

— компетентность, которая проявляется в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность родителей устанавливать и поддерживать новые продуктивные социальные связи, способствующие интеграции семьи в социум.

Правовой:

— знание основных прав родителей и ребёнка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи, а также умение применять на практике нормы законодательства.

4. Черты компетентного родителя. – 10 мин

Родительская компетентность – это прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка. Родители детей дошкольного возраста должны знать о «кризисах развития в жизни ребенка» - это 1 год, 3 года, 7 лет.

Когда в три года ребенок становится капризным, вздорным, упрямым, компетентный родитель не должен теряться и раздражаться, он должен понимать и знать, что это важный этап в жизни ребенка – это первое яркое выражение своего «Я», это попытка отдалиться от родителей, научиться многое делать самому и решать свои проблемы. «Компетентный родитель» понимает, что переживая кризис, ребенок поднимается на новую жизненную ступень. «Компетентный родитель» помогает в этом ребенку, зная закономерности личностного развития. И благодаря грамотности родителя, ребенок выходит из кризиса с набором положительных качеств.

Родитель должен знать главное правило- ребенку нужна любовь (но не слепая) и желание родителей понять и принять своего ребенка, помочь ему в социализации.

«Компетентный родитель» обязательно должен знать все возрастные психические особенности своего ребенка, в какой возрастной период предлагать ребенку тот или иной вид деятельности.

Когда неграмотный родитель в 3- 4 года, желая, скорее всего, удовлетворить свои собственные амбиции, старается обучить ребенку чтению, письму и даже иностранному языку, не учитывая возрастных психических особенностей, он наносит, безусловно, вред психике и здоровью ребенка.

Но самое главное, это обеспечение покоя, доброжелательности, любви и теплоты внутрисемейных отношений, что будет способствовать благоприятному психическому развитию ребенка. Но, к сожалению, институт семьи еще далек от идеального. Зачастую в семье царят: ссоры, тревожность, напряженность. В такой семье ребенок растет нервным, испытывая психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим.

В психологии есть понятие: невроз ребенка – это невроз семьи. Компетентный родитель должен понимать это, и, если сам не в состоянии решать проблему, он должен обращаться за помощью к психологам, педагогам. Но и сам «компетентный родитель» должен наблюдать за собой, анализировать свои слова и поступки, в общении с ребенком.

5. Особенности «Подросткового кризиса» . -10 мин

Возрастные кризисы это некие временные периоды в развитии человека, при которых наблюдаются резкие психические изменения. Они длятся не долго, от нескольких месяцев до года и являются нормальным явлением в личностном развитии человека.

Длительность этих кризисов и их проявления зависят от индивидуальных особенностей и тех условий в которых находится человек в тот или иной период времени. Под условиями понимается как семья, так и социальное окружение (на работе, в компании, клубы по интересам...).

Мнения психологов по поводу возрастных кризисов расходятся. Одни считают, что кризис - это результат неправильного воспитания, что развитие должно проходить плавно и гармонично. Другие считают, что кризис - это нормальный процесс перехода на более сложный возрастной этап. Некоторые психологи считают, что человек, не переживший кризис не будет развиваться дальше.

Известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин говорил: «К каждой точке своего развития р-к подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после кот. идет развитие той стороны, кот. отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

кризис подросткового возраста (пубертат - 11-15 лет)

Этот кризис связан с половым созреванием ребенка. Активизация половых гормонов и гормонов роста свойственна на этом возрастном этапе. Быстрый рост организма, появление вторичных половых признаков. Из-за быстрого роста могут возникнуть проблемы с сердечно-сосудистой деятельностью, с работой легких и т.д. Эмоционально-нестабильный фон в этом возрасте усиливает сексуальное возбуждение, которое сопровождает половое созревание.

Подростки ориентируются в поведении на образцы мужественности или женственности. Следовательно повышается интерес к своей внешности и формируется некое новое видение себя. Данному возрасту характерны сильные переживания по поводу своей неидеальной внешности.

Одно из важнейших новообразований - ощущение взрослости. В подростковом возрасте возникает сильное желание - быть или хотя-бы казаться взрослым и самостоятельным. Подростки не делятся с родителями какой-либо информацией о личной жизни, часто возникают ссоры и конфликты со взрослыми. Главный круг общения в данный период - это сверстники. Интимно-личностное общение занимает главное место в жизни подростка. Также данному возрасту свойственно объединяться в неформальные группы.

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.

Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На раз-ных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование – закон детского развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в Личности р-ка. По продолжительности долгие.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте, борьбе за власть в доме и тогда без помощи специалиста и родителю и ребенку будет сложно, трудно и болезненно проживать эти конфликты.

И тогда встает вопрос, а что делать?

6. Способы формирования родительской компетенции. – 5 минут

( в буклете 10 рекомендаций) .

1. Интерактивные лектории - Сообщение родителям важной информации, повышение их осведомлённости в области возрастной и семейной психологии и педагогики.

( мастер-классы для родителей и детей, лекции )

2. Вторая форма работы -это родительский практикум или родительский клуб, занятия с элементами тренинга, которые дают родителям возможности обсуждения актуальных вопросов воспитания и обучения, создание пространства для рефлексии и обмена опытом.

3. Третья форма работы - семейные праздники, родительские мероприятия, которые обеспечивают родителям приобретение эмоционально позитивного опыта общения с ребёнком, формирование навыков конструктивного взаимодействия с ними в реальном общении.

4. форма - буклеты. Это удобная форма изложения главной информации. Родители получат их в конце лектория и имеют возможность обсудить на классных собраниях или в семейном кругу.

5.форма – это тренинги, техники, упражнения на познание самого себя и своих детско-родительских отношениях.

7. Рубрика « Вопрос-ответ»

Родители задают вопросы. – 5 минут

8. Рубрика « Обратная связь»

Благодарю за внимание. – 5 минут