Найти в Дзене
Silent Patriot

Трудовые мигранты. Гости или на правах хозяев?

картинка примерная для понимания общей картины.
картинка примерная для понимания общей картины.

Товарищи, всем доброго дня. Тема статьи выбрана не просто так, а по логическому истечению хода моих мыслей:

Ни для кого не является секретом откуда в Россию едут трудовые мигранты. Основной причиной миграции экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Дешевая рабочая сила в капиталистическом мире всегда пользуется спросом. Трудовой мигрант звучит вполне себе сносно и на первый взгляд безопасно. Однако, по факту пребывания таких мигрантов получается следующее. Мигранты пребывая в Россию на правах гостей, первостепенно желающее только заработать, втягиваются в жизнь в регионах и становятся так или иначе его частью. Переехав в Россию переселенцы объединяются по национальному признаку, так всегда было. Такое поведение позволяет им выжить, сохранить свою национальную идентичность, культуру и обычаи в агрессивно враждебной среде (да, именно так и воспринимают). Уже обустроившие свой быт мигранты помогают с эмиграцией соотечественникам. В результате этого процесса численность мигрантов и иностранных диаспор непрерывно растет.

Буду делать как дома...
Буду делать как дома...

Проблема отношения к мигрантам в России, характеризует состояние российского общества в целом, его важнейшие ценностные представления и поведенческие аспекты. В современной России явно есть мигрантофобия, разной степени выраженности по регионам страны. Уровень враждебности по отношению к иноэтничным и иноконфессиональным группам, да и просто к приезжим, непропорционально велик в сопоставлении с реальными изменениями условий жизни коренного населения, которые вызывает или может вызывать миграция.

Основные проблемы:

1. Настороженность, неприязнь и желание выдворить из своей среды обитания «чужаков» проявляются и по отношению к тем группам, чьих представителей редко видит хотя бы издали, не говоря уже о том, чтобы непосредственно контактировать с ними в повседневной жизни. 2. Нелюбовь к приезжим носит не идеологический характер, а скорее инструментальный, бытовой, ситуативный. Негативное отношение к мигрантам сигнализирует о внутренних напряжениях в современном российском обществе, о значительной распространенности понижающего типа социальной адаптации, о непреодолимых барьерах, мешающих социальной мобильности, а также формированию позитивных жизненных стратегий и их реализации. 3. Неприятие «инородцев» зачастую имеет чисто поведенческие корни: сталкиваясь со слишком активным, экспрессивным культурным типом, обыватель испытывает растерянность, не знает, как реагировать, раздражается и развивает упреждающую (иногда встречную) агрессию. Враждебное отношение к мигрантам естественным образом способствует сплочению иноэтничных групп, их готовности помогать «своим», упорно стремиться к успеху. Все это, в свою очередь, воспринимается русскими как экспансия, желание занять лучшее положение в обществе, так или иначе «оттеснить коренное население», «выжить русских с насиженных мест». 4. Относительные экономические успехи чужаков (реальные или воображаемые) нарушают нормативные представления коренного населения о должном порядке стратификации, согласно которому местные жители (вообще русские) обладают заведомым преимуществом при распределении жизненных благ. То, что другие их обгоняют, воспринимается как жестокая несправедливость. Осознание собственной неудачи (несоответствия запросов и реальных достижений) делает невозможным позитивное отношение к другому, признание его успехов, более того, подталкивает к поиску в другом моральных изъянов, позволивших ему добиться большего.

А теперь для тех кто считает, что в России очень плохо относятся к приезжим (ксенофобия), проблема такого отношения не только у нас, в других странах, которые принимают беженцев или мигрантов аналогичная ситуация. И Россия в этом списке благодетелей по негативному отношению явно не на лидирующей позиции.

Трудовой мигрант по приезду начинает выживать, другими словами пытается создать себе условия для жизни, еда, ночлег, трудоустройство. Вот тут появляются соотечественники, готовые это все организовать за долю малую (только доля малая остается мигранту). Первое время период адаптации и ситуативный кризис, вопросов у мигранта нет к землякам, всех все устраивает. Спустя время появляются конфликты. Напряженность растет. Здесь возможно возникновение различных ситуаций, криминал, бродяжничество, суицид, порабощение.

С сохранением своей национальной идентичности несколько проще для мигранта, если выживание сложилось благополучно, держаться своей национальной группы, подальше от местных, всячески противостоять ассимиляции. Ассимиляция индивида - это процесс, затрагивающий такие глубокие пласты личности, как религиозная и национальная идентификация. Вот здесь начинается усиление напряженности, мигранты не хотят вступать на путь интеграции и ассимиляции. Диаспоры и национальные группы всячески этому противостоят, сохраняя национальную идентичность, культуру и обычаи в агрессивно враждебной среде. Зачем выпускать из под контроля тех, кого выгодней контролировать и попрекать традициями, религией.

Про то, что мигранты зарабатывают на соотечественниках, никто не говорит, для них это "братская помощь". Красиво представленная картинка (фраза) на манер пропаганды племянника Фрейда. Работает безотказно.

P. S. В сложившейся непростой ситуации, хочется обратить внимание государства (России) на работу с мигрантами. Не для галочки, в отчетах для правительства, а реальную воспитательную работу помогая мигрантам ассимилироваться и интегрироваться в Россию. Перейти из статуса трудового мигранта в законного представителя страны. Я думаю какое то количество трудовых мигрантов готовы перейти в новое положение, на честных условиях. Жить и трудиться, легализоваться если хотите в стране.

Всем мир, труд, май.