Сложно переоценить вклад Японии в развитие мировой игровой индустрии. Это настоящая геймдев-супердержава, дом Sega, Nintendo, Square Enix и еще многих влиятельных компаний. Чтобы подробно рассказать о японской индустрии, нужна целая книга, но мы постараемся сделать это в материале, разделенном на две части. В первой речь пойдет об истории геймдева в стране и его героях, а во второй — о его современном состоянии.
Краткая история
Эпоха автоматов
Предпосылки возникновения геймдева в Стране восходящего солнца возникли задолго до появления самих видеоигр. Основанная в 1889 году Nintendo сначала выпускала игральные карты, в 1963 переключилась на игрушки, а затем и на производство игровых автоматов. Sega (SErvice GAmes of Japan), основанная на Гавайях и перемещенная в Японию, торговала фотобудками. Именно она создала предтечу японских видеоигр — электромеханический автомат Periscope, имитировавший управление подводной лодкой.
Летом 1973 в Японию пришла та самая Pong от Atari. Sega и Taito выпустили свои клоны, но и оригинальные проекты не заставили себя долго ждать. В 1975 появились Gun Fight и Speed Race от Taito. Обе создал Томохиро Нисикадо, автор первого большого хита из Японии — Space Invaders. Автоматы с игрой распространились по всей стране: из-за них даже началась нехватка 100-йеновых монет.
На Западе игра тоже стала популярной. Возникло понятие «shoot’em up», а также, как и в случае с Pong, множество клонов. Те проникли и на консоли. В Японии в то время господствовали аркадные автоматы, поэтому многие известные нам сегодня компании производили именно их. Это Konami, Capcom, Tecmo, Sunsoft и другие. Консоли тоже появлялись. Их выпускали все, кто мог (Toshiba, Sharp), а число перевалило за сотню. Увы они мало чем отличались друг от друга и не могли конкурировать с аркадами.
Famicom / NES и консольные войны
По-настоящему господство игровых автоматов закончилось с выходом Famicom (сокращение от Family Computer), на Западе известной как NES (Nintendo Entertainment System). Российские геймеры хорошо знают клон этой приставки из 90-х — Dendy. Создавая свою систему, Nintendo во многом определила облик всей индустрии. Из-за чипа 10NES в самой приставке и картриджах, разработчики не могли делать игры без разрешения компании. Консоль просто не запустила бы игру. Студии, желавшие создавать продукты для Famicom / NES попадали в зависимость от Nintendo. Они заказывали у корпорации комплекты разработки, платили ей лицензионные отчисления и согласовывали выпуск игр.
Nintendo практически стала монополистом и заняла до 90% консольного рынка Японии. Компания сформировала свой пул разработчиков и паблишеров, а также сделала приставку доступной. Главное — консоль стала отличной альтернативой аркадам. Теперь не нужно было никуда идти для того, чтобы поиграть в любимые игры! Инновация, по значимости сравнимая с появлением Steam или стриминговых сервисов. Кроме того Famicom / NES позиционировали как консоль для всех, не только детей. На ней вышел ряд успешных тайтлов, прославивших японский геймдев: Castlevania (Konami), Final Fantasy (Square), Dragon Quest (Enix), Mario и The Legend of Zelda (Nintendo).
Успехам японских студий способствовала конкуренция. Sega не захотела отдавать пирог конкурентам и начались те самые консольные войны. Начальные позиции Sega не выглядели сильными: ее Master System (1984) продавалась хорошо, но Nintendo уже доминировала на рынке.
Японские видеоигры превратилась в феномен массовой культуры. Геймер мог не только поиграть в новый тайтл, но и почитать один из журналов, купить мерч или посмотреть аниме. Последнее вместе с мангой образовало партнерство с геймдевом, а отаку (фанаты аниме, гики) стали активными геймерами.
Несмотря на доминирование приставок, японские разработчики не забывали о компьютерах, становившихся все более распространенными. На прилавках появились машины от NEC (PC-8001, PC-8801), Sharp (линейка X), Toshiba и других производителей. Многие не импортировались в другие страны. Для ПК выходили свои эксклюзивы: Dragon Slayer, Snatcher, Metal Gear (да, первая игра цикла вышла на компьютере!).
Настоящая битва титанов началась с выходом приставок 16-битного четвертого поколения. Sega представила Mega Drive / Genesis (1988, 1989), а Nintendo Super Famicom / SNES (1990, 1991). Консоли позиционировались как очень мощные устройства. Sega хотела реванша, но понимала, что Nintendo очень сильна. Компания решила представить Mega Drive / Genesis как приставку для взрослых (и в США такой подход сработал), а также постоянно напоминала о возможностях системы, по ее мнению превосходящих силы SNES. Для повышения узнаваемости придумали маскот — синего ежика Соника, ставшего не менее известным, чем Марио.
Несмотря на яркую и даже агрессивную рекламную кампанию, Соника, хорошие игры (Phantasy Star II, Streets of Rage, Herzog Zwei) и фору в 2 года, Sega не смогла победить конкурента. 39 миллионов проданных устройств против 49 у Nintendo. Тем не менее, компания показала силу и приобрела фанатов. Кстати, другие заметные приставки четвертого поколения тоже были японскими. Это PC-Engine / TurboGrafx-16 (1994) от NEC и Neo Geo AES от SNK (1989). Первая, основанная еще в 1899 году, занималась производством коммуникационного оборудования, а вторая — игровыми автоматами.
Оформились различия между японской и американской индустриями (и рынками). Япония стала страной RPG, файтингов и платформеров, в меньшей степени — экшенов и гоночных игр. Сформировался поджанр JRPG (J — japanese): Final Fantasy, Phantasy Star, Dragon Quest, Digital Devil Story: Megami Tensei. Он стал визитной карточкой японского геймдева и привлекал непохожестью на западные ролевые игры. Главными чертами стали аниме-стилистика, фэнтезийные и фантастические сеттинги и тактические пошаговые бои. Также в Японии активно развивались визуальные новеллы и симуляторы свиданий.
Nintendo совершила еще одну революцию, выпустив 8-битную портативную консоль Game Boy с картриджами в 1989 году. У компании уже был опыт производства электронных игр с ЖК-экраном Game & Watch (советский аналог — игры серии «Электроника»), но GB решили сделать полноценной игровой системой. Game Boy стала культовым устройством. На консоли вышло множество хитов: Pokemon (Red / Blue / Green Version), Donkey Kong, Kirby’s Dream Land и другие.
Пришествие PlayStation
В 1994 году на японский и мировой рынки вышел новый амбициозный игрок. Конечно, это Sony и ее PlayStation, ставшая лидером пятого поколения консолей. Приставка обошла Sega Saturn (1994) и Nintendo 64 (1996), не говоря о менее известных конкурентах вроде Atari Jaguar или 3DO. Nintendo ошиблась с носителем, оставив в качестве такого картридж — менее емкий и более дорогой, чем оптические диски. Sega помешало отсутствие налаженной системы дистрибуции и гибкая ценовая политика Sony.
PlayStation выбилась в лидеры благодаря сильной библиотеке игр (Crash Bandicoot, Spyro, Tomb Raider, Final Fantasy VII-IX, Resident Evil), грамотному маркетингу и относительно низкой цене. Как и NES в свое время, PS стала приставкой для широкой аудитории. Интересно, что PlayStation могла стать совместным продуктом двух будущих конкурентов. Компании заключили контракт, по которому Sony поручалось произвести дисковое дополнение для SNES. При этом та тоже планировала SNES-совместимую приставку под собственным брендом.
Такие условия сотрудничества не понравились президенту Nintendo Хироси Ямаути, поэтому он расторг договор в одностороннем порядке. После такого шага Sony обратилась к Sega, но та сразу же отказалась. Так два японских гиганта невольно помогли встать на ноги третьему, который победил их в следующих консольных войнах.
Триумфу PS помогли разработчики. У Sony не было такого внушительного списка студий-партнеров, как у Sega и Nintendo, зато ей доверились Namco, Konami и еще 250 японских команд. Namco конкурировала с Sega на рынке игровых автоматов и была рада «подвинуть» ее с помощью новой консоли.
Новое тысячелетие
Начало нового века принесло японской индустрии большие перемены. С консольного рынка ушла Sega. Попытавшись отыграться за неуспех Saturn, она первой выпустила приставку шестого поколения. Да, Dreamcast вышла еще в 20 веке, в 1998 году (в Японии), но конкурировать ей пришлось с консолями 21 столетия. Несмотря на хорошее железо и игры, система проиграла PlayStation 2 (2000), «подогретой» Sony с точки зрения маркетинга. Симпатичная фиолетовая Nintendo Gamecube показала лучший результат, чем Dreamcast (21 миллион проданных устройств против 10), но финишировала третьей. Первое место вновь досталось приставке Sony, а второе — новичку Xbox от американской Microsoft. Японская «приставочная» гегемония перестала быть монолитной.
После провала Dreamcast Sega занялась разработкой и изданием игр. В следующих консольных сражениях Японию вновь представляли две компании: Nintendo и Sony. Sony не стала изобретать велосипед и продолжила успешную линейку PlayStation, а Nintendo ударилась в эксперименты, сделав акцент на казуальность, подвижные и кооперативные игры. В 2006 на прилавках появилась Wii, а в 2012 — Wii U. Если первая стала хитом (более 100 миллионов проданных копий), то вторая провалилась (13 миллионов).
После этого Nintendo вышла из большой консольной игры, оставив ее Sony и Microsoft. В 2017 свет увидела Switch — система-гибрид, способная работать как классическая ТВ-приставка, так и в качестве портативной консоли. Nintendo сделала ставку на эксклюзивы (вроде новых частей Super Smash Bros. и Pokemon) и своего рода неоностальгию, дух олдскульного гейминга в новой оболочке.
Персоналии
Новые поджанры, войны приставок и аркадные залы — это здорово, но кто же стоял за развитием японского геймдева? Давайте остановимся на нескольких знаковых для индустрии людях.
Томохиро Нисикадо
Какой бы простенькой Space Invaders ни казалась сейчас, это первая японская игра, ставшая мировым хитом. Произошло это еще в конце 70-х, до Famicom / NES, Mario и Final Fantasy. Да, Нисикадо вдохновлялся американскими игровыми автоматами Breakout (1975) и Gun Fight (1976), но смог творчески развить их идеи и создать целый жанр. Space Invaders портировали на многие платформы и, конечно, многократно клонировали.
Гумпэй Ёкои
Вклад Гумпэя Ёкои в японскую и мировую индустрию огромен. Он придумал Варио и Йоши из Mario, продюсировал Metroid, Super Mario Land и Kid Icarus. Именно этот сотрудник Nintendo стоял у истоков суперпопулярной Game Boy и серии Metroid. К несчастью, в 1997 году Ёкои погиб в автокатастрофе, хотя мог сделать для геймдева еще очень многое.
Сигэру Миямото
Миямото один из «отцов» и легенд японского геймдева, создавший самые известные тайтлы Nintendo: Mario, Donkey Kong, The Legend of Zelda и Star Fox. Сигэру начинал как художник и вырос до главы Nintendo Entertainment Analysis & Development, основного подразделения компании. Именно он придумал Jump Man, позже переименованного в Марио, которого мы знаем и любим.
Юдзи Нака
Свой путь Юдзи Нака (также известный как Muuuu Yuji) начал как помощник программиста в Sega и работал над Sonic The Hedgehog, Burning Rangers, Phantasy Star. Позже стал главой Sonic Team. В качестве продюсера работал над Sonic The Hedgehog 3, Sonic & Knuckles, Phantasy Star Online, Sonic Heroes и другими проектами. После ухода из Sega открыл студию Prope, в основном, создающую мобильные проекты. Интересно, что позже Нака успел не только вернуться в родную компанию, но и перейти в Square Enix (и тоже ее покинуть).
Тэцуя Номура
Говорим JRPG — подразумеваем Final Fantasy. А FF — это яркие и запоминающиеся герои, которых ни с кем не спутаешь. Художник и геймдизайнер Номура пришел в Square в 1990: помогал доделывать Final Fantasy IV, создавал монстров для пятой части и второстепенных героев для шестой. В FF VII Тэцуе доверили разработку главных персонажей: Клауда, Тифы, Айрис и других. Также Номура работал над следующими играми серии, Parasite Eve, Kingdom Hearts и другими проектами Square (Square Enix).
Сатоси Тадзири
В 1982 году Сатоси Тадзири дал старт первому японскому журналу о видеоиграх Game Freak. Позже любительское издание превратилось в настоящую студию. Тадзири не стал получать профессиональное образование, а, впечатлившись проектами Сигэру Миямото, решил делать игры. Он не забросил писательское ремесло и параллельно выпускал книги об индустрии. Прославила Тадзири и его студию франшиза Pokemon (от Pocket Monsters), начавшаяся как игра для GameBoy и превратившаяся в один из самых узнаваемых в мире японских брендов.
Кэн Кутараги
«Отец» PlayStation, в свое время сильно впечатленный Famicom / NES и пытавшийся наладить сотрудничество с Nintendo. За это Кутараги чуть не уволили из Sony. К счастью, этого не случилось и после демарша Nintendo Кэн отстоял идею мощной 32-битной PlayStation с поддержкой 3D-графики. Приставка стала успешной и вывела Sony в первую лигу японских компаний.
Хидэо Кодзима
У нас есть большая статья о Хидэо Кодзиме, и это неудивительно. Геймдизайнер создал хитовую серию Metal Gear Solid и необычную Death Stranding. Он продюсирует игры как дорогие голливудские блокбастеры — динамичные, зрелищные и в то же время поднимающие философские вопросы. Умеет работать с аудиторией, подогревая интерес к своим проектам и дружит с Мадсом Миккельсеном.
На сегодня все! Во второй части статьи мы посмотрим, как выглядит японская игровая индустрия сегодня: с цифрами и статистикой. Поговорим о главных тенденциях ее развития и перспективах.
А пока делитесь названиями любимых игр из Страны восходящего солнца в комментариях!
Источники:
1. Evolution Of Nintendo's Consoles: Switch OLED, Switch, 3DS, Wii, SNES, And More
2. The 10 Most Influential Figures In The Japanese Gaming Industry
3. Ethan Johnson. Who Created Periscope? (Namco vs. Sega)
4. Bender77. История игровой индустрии Японии [Часть 1]
5. Bender 77. История игровой индустрии Японии [Часть 2]
6. Bender 77. История игровой индустрии Японии [Часть 3]
Больше статей здесь:
Геймдев Южной Кореи
Геймдев Юго-Восточной Азии
Музыка из Hi-Fi Rush