Найти тему
Сельская нива

«Каждый урок как маленькая жизнь»

Оглавление

За общий педагогический стаж в четыре года первую двойку своему ученику учитель истории и обществознания школы села Пружинки Ирина Александровна Липайкина поставила только в этом учебном году. И то с сожалением...

Семиклассник, который не выучил домашнее задание и не претендовал на высокую оценку, попросил поставить ему «троечку», но в итоге в дневнике появилась жирная «пара».
– Не люблю ставить плохие оценки, – говорит педагог. – Но даже тройку надо заслужить. Иначе, как объяснить подростку, что учеба – это труд, что учишься для себя, а не для учителя. Хочется, чтобы ученики хорошо знали предметы, которые я преподаю, и в дальнейшем кто-то из них непременно ими увлечется.

От античных личностей – к любви истории

Ирина Александровна когда-то и сама не особо тянулась к знаниям на уроках истории, считая их скучными. В будущем мечтала стать журналистом. Но все изменилось, когда учитель Юрий Алексеевич Овчинников, чтобы развить интерес ученицы к истории, принес книгу об античных личностях Древней Греции и Древнего Рима. Расспрашивал, что запомнилось, что понравилось, давал занимательные задания.
– И меня так затянула историческая литература, что за три года (пока Юрий Алексеевич не перешел на работу из нашей Синявской школы Грязинского района в областное управление образование и науки) я перечитала десяток научно-популярных книг из его личной библиотеки, – вспоминает школьную пору Ирина Александровна. – Одна из них до сих пор у меня хранится – не успела вернуть. А недавно такой же том о знаменитых греках и римлянах мне подарила коллега – Елена Александровна Маклакова. И я даже расплакалась – будто «звоночек» из моих школьных лет. Эту книгу передам моим дочкам. Кто-то из них, надеюсь, тоже свяжет свою судьбу со школой, с исторической наукой.
Юрий Овчинников сумел разглядеть в ученице будущего учителя и посоветовал выбрать эту профессию – одну из самых тяжелых, ответственных, но увлекательных. И Ирина послушала совета, поступив на исторический факультет Липецкого государственного педагогического университета.
– Очень здорово, когда рядом учитель, который может повлиять на восприятие жизни и чей опыт и знания становятся примером для подражания, – отмечает Ирина Александровна. – Уже в пятом классе я решила, что стану таким же, как мой первый учитель истории, – ответственным, увлеченным в свое дело, любящим каждого ученика, независимо от успеваемости и поведения.

«Просто космос»

В семье Ирины Александровны педагогических работников не было: мама – повар, папа – водитель сельхозпредприятия. Но по отцовской линии есть учителя физкультуры, иностранного языка и работник детсада. Поэтому можно смело говорить о продолжении учительской династии.
В общественной жизни Ирина всегда была активисткой. Школьницей избиралась депутатом молодежного парламента Грязинского района. В студенческие годы в составе университетской команды участвовала в интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?». И свой первый урок провела в статусе студентки четвертого курса. Свои любимые предметы – историю и обществознание – преподавала в школе села Сошки родного района до получения диплома. Готовясь к урокам, общаясь с учениками и коллегами, убеждалась в том, что профессию выбрала по душе.
Когда Ирина училась на первом курсе, умерла ее мама, а в год окончания учебы, в 2012-м, не стало отца. Поэтому после вуза из-за финансовых проблем некоторое время пришлось работать не по специальности – помощником руководителя в частной торговой компании. Однако уже через год Ирина Александровна уже передавала свои знания ученикам
16-й коррекционной школы города Липецка. О коллегах, о том добром времени вспоминает с теплотой.
– Директор школы Нина Алексеевна Огнева так сплотила наш коллектив, что мы жили как одна дружная семья. И до сих пор общаемся, встречаемся, приглашаем друг друга на значимые праздники, – отмечает Ирина Липайкина. – Я благодарна коллегам со стажем за профессиональные подсказки и жизненные мудрости.
В тот же год она вступила в Ассоциацию молодых педагогов Липецкой области. Это общественное объединение только зарождалось в нашем регионе. Ирина Александровна вместе с коллегами разрабатывала план предстоящей работы, перенимала опыт старших учителей.
– Ну а потом я вышла замуж, родила трех дочерей – Дашу, Полину, Ульяну, и на целых семь лет выскользнула из профессии, – с улыбкой говорит 32-летний педагог. – Но когда переехали с семьей в село Ивово, на родину мужа, наконец-то, вернулась к любимой работе. И вот уже второй год работаю в Пружинках, в школе имени Героя Советского Союза Владимира Митрофановича Игнатьева.
Свои обожаемые предметы преподает мальчишкам и девчонкам с пятого по одиннадцатый класс. В прошлом году ее старшеклассники успешно сдали обязательный государственный экзамен по истории и обществознанию. Это учителя радует. Есть ученик, который так же, как она в свое время, заинтересовался исторической литературой. Это тоже удача.
– Каждый урок как маленькая жизнь, – говорит учитель Липайкина. – Если урок проведен классно, получаешь и удовольствие, и вдохновение, и драйв. И ты в эйфории, и дети вместе с тобой. Если понимаешь, что твой сегодняшний ученик стал выше на голову по знаниям, чем был вчера, – это просто космос! В этом учительское счастье!

«Патологоанатомы» учительской души

А еще Ирина Александровна тот педагог, которого называют: «Наш классный – самый классный!». Ее подопечные – шестиклассники: восемь самых добрых, отзывчивых, искренних и жизнерадостных ребят. По отзывам классного руководителя, их детская энергетика может зарядить кого угодно, даже самого большого пессимиста.
– Общаться с ними – удовольствие, – отмечает Ирина Александровна. – И родители у них замечательные. После уроков и в выходные дни выезжаем в театр, кино, музеи, ходим в поход. Нам вместе не бывает скучно.
А для девочек Ирина Александровна не только вторая мама, но еще и старшая подруга. Она всегда даст совет как стильно одеваться и сделать красивый макияж, приготовить вкусные и полезные блюда, как правильно сервировать стол.
– Да, я стараюсь быть для детей другом, но панибратство между нами исключено, – говорит Ирина Александровна. – Это не педагогично.
И обманывать детей ни в коем случае нельзя, считает педагог. Даже чуть-чуть соврать не получится. Они это тонко чувствуют: заглянут в сердце и все поймут. Поистине, «патологоанатомы» учительской души.
В марте этого года Ирина Липайкина участвовала в конкурсе «Учитель года Липецкого района». Конкурсное соревнование, по ее мнению, – это еще одна ступенька вверх к совершенствованию профессионального мастерства. Тем более, в карьере Ирины все только начинается, ведь в школе села Пружинки она самый молодой педагог.
Какой главный плюс в работе учителя?
– Импонирует то, что приносишь пользу обществу и главное – детям, даешь им знания, – резюмирует Ирина Липайкина. – Из-за того, что родители заняты на работе, в домашнем хозяйстве, дети нередко обделены их вниманием и предоставлены сами себе, а учитель, насколько возможно, старается восполнить эту пустоту. Надеюсь, у меня это получается!

Татьяна ДОЛГИХ.