Найти в Дзене
Ариаднина нить | Книги

Книжные новинки мая-2023

Оглавление

Добрый день, друзья-книголюбы!

Подготовила для вас традиционную подборку книжных новинок "на через месяц". Судя по тому. сколько анонсов было на апрель, эта статья будет далеко не единственной для мая (полагаю, что и на май с течением времени опубликуют ещё немало анонсов), но в ней собрано самое интересное на данный момент. Для новых читателей сообщаю (а старым напоминаю), что в качестве новинок я рассматриваю и переиздания, выходящие в новом оформлении/новом переводе. А ещё особо отмечу, что мой блог в целом посвящён интеллектуальной иностранной литературе, так что в подборках ожидаемо преобладают анонсы переводной прозы. Русскоязычных авторов включаю выборочно, если их произведения вызывают у меня особый интерес. В этот раз таких авторов довольно много.

Преамбула завершена, переходим непосредственно к подборке.

Переводное

Юкио Мисима "Дом Кёко"

Издательство "Иностранка", серия "Большой роман", 512 страниц, перевод Елены Струговой. 18+

Для меня самой абсолютный лидер сегодняшней подборки - как раз "Дом Кёко" Мисимы. Потому позвольте начать с него, хотя обычно я открываю ежемесячные подборки новинок с изданий в сериях "Большие книги" от "Азбуки".

"«Дом Кёко» — история четырех молодых людей, завсегдатаев салона (или прихожан храма), в котором царит хозяйка (или жрица) Кёко. Эти четверо — четыре грани самого автора: тонко чувствующий невинный художник; энергичный боксёр, помешанный на спорте; невостребованный актер-нарцисс, заворожённый своей красотой; бизнесмен, который, притворяясь карьеристом, исповедует нигилизм, презирает реальность и верит в неотвратимый конец света. А с ними Кёко — их зеркало, их проводница в странствии сквозь ад современности, хозяйка дома, где все они находят приют и могут открыть душу. На дворе первая половина 1950-х — послевоенный период в Японии закончился, процветание уже пускает корни и постепенно прорастает из разрухи, но все пятеро не доверяют современности и, глядя с балкона Кёко, видят лишь руины. Новая эпоха — стена, тупик, «гигантский пробел, бесформенный и бесцветный, точно отражение летнего неба в зеркале», как писали критики; спустя полтора десятилетия та же интонация зазвучит у Хьюберта Селби-младшего. Четверо гостей и Кёко ненадолго обретут успех, но за успехом неизбежны падение, разочарование, смерть. Однажды двери дома Кёко закроются. Конец света неотвратим. Мы все по-прежнему живем в его преддверье. Перевода этого романа на английский поклонники с нетерпением ждут по сей день, а мы впервые публикуем его на русском".

Эту книгу куплю обязательно, тем более что она выходит в любимой серии "Большой роман".

Ещё одна книга-лидер (скажем так, отдаю ей условное второе место) -

Салман Рушди "Дети полуночи" (переиздание)

-2

Издательство "Corpus"

"Роман "Дети полуночи" трижды получал премию "Букер": в 1981 году как лучший роман, в 1993 и 2008 годах - к 25-й и 40-й годовщине премии как лучшее произведение из всех, ее получивших.
Это роман-аллегория, рассказ об обретшей независимость Индии и о поколении, которое родилось уже в свободной стране. Это и миф, и притча, и фантасмагория, где переплетены трагическое и комическое, сатира и пафос, авантюра и драма, многоплановое повествование, рассказывающее о жизни главного героя, Салема Синая, и об истории Индии и отчасти Пакистана с 1910 по 1976 год".

Несмотря на сложные отношения с творчеством Рушди, этот знаменитый роман жду и хочу почитать именно в бумажном издании.

Что ж, вот теперь можно и к "Большим книгам перейти". :)

Ильдефонсо Фальконес "Наследники земли"

-3

Издательство "Азбука", серия "The Big Book", 832 страницы. Перевод Кирилла Корконосенко, Бориса Ковалёва. 18+

Фальконес написал продолжение своего дебютного романа "Собор у моря", который вышел в "Азбуке" в позапрошлом году.

"Спустя десять лет после событий величественной саги Ильдефонсо Фальконеса «Собор у моря» мы возвращаемся в средневековую Барселону, где главный герой «Собора» Арнау Эстаньол — немолодой и уважаемый гражданин, а семейство Пуч, его давние враги, повержены. Однако эта благостная картина рассыпается в прах на глазах юного протеже Эстаньола, мальчика по имени Уго Льор, который, успев затвердить самый главный совет своего наставника не склоняться ни перед кем, в двенадцать лет нежданно обзаводится очень влиятельными врагами. Его мечте строить корабли не суждено сбыться, однако друзья Эстаньола открывают мальчику виноделие; со временем Уго становится уважаемым виноградарем и виночерпием — а также верным другом жестокого корсара, шпионом короля и освободителем рабов.
Ильдефонсо Фальконес — юрист по профессии, историк по призванию, один из крупнейших испанских писателей современности, лауреат многочисленных престижных премий, в том числе Euskadi de Plata (2006, Испания), Qué Leer (2007, Испания) и премии Джованни Боккаччо (2007, Италия); его книги уже разошлись общим тиражом более 10 миллионов экземпляров в нескольких десятках стран, а оба романа его барселонской саги стали популярными телесериалами Netflix. «Наследники земли» — грандиозный эпос, в котором обычные люди, пережив безжалостную мясорубку Истории, остаются великанами, умудряются сохранить достоинство и любовь и даже обретают счастье. Справедливость здесь неуловима, однако торжествует, а повествование льется рекой, как вино, действует незаметно и исподволь опьяняет".

Книга выходит на русском впервые. Планирую читать, внесла книгу в план покупок.

Лина Нурдквист "Голод"

-4

Издательство "АСТ", серия "Большие романы", 352 страниц. 18+

Ещё одна книга в копилку любителей скандинавской литературы.

"На дворе 1897 год, и молодая пара бежит через горы Норвегии в поисках нового дома. В заброшенном коттедже маленькая семья пытается построить новую жизнь на скудной земле среди гор и темных лесов. Под крышей маленького коттеджа отныне будет много любви, но также горя и ужасных тайн, которые оставят отголоски в настоящем...
Много лет спустя две вдовы сидят друг напротив друга за столом. Стареющая Бриккен планирует похороны мужа под бдительным присмотром своей невестки Коры. Между ними пролегли годы, старые обиды, тайны и невысказанные слова. Кто сделает первый шаг?
«Голод» это захватывающая история любви и надежды, семейная сага, ода человеческой настойчивости. Нурдквист искусно сплетает сюжет между двумя временными линиями, показывая историю нескольких поколений одной семьи через призму времени".

Эта книга мне тоже интересна, планирую читать.

Джозефина Тэй "Убийца в толпе. Шиллинг на свечи. Дело о похищении Бетти Кейн"

-5

Издательство "Азбука", серия "Классика детектива", 672 страницы

"В сборник входят первые два романа из цикла об Алане Гранде и роман, примыкающий к нему.
Джозефина Тэй (наст. имя Элизабет Макинтош; 1896–1952) — знаменитая писательница, дочь шотландца и англичанки, признанный мастер британского детектива. В 1929 году она дебютировала с книгой «Человек из очереди», в которой впервые появился инспектор Скотленд-Ярда Алан Грант (впоследствии герой еще пяти ее романов). Инспектор доверяет собственной интуиции, но не безраздельно: он тщательно взвешивает все доказательства, внимательно слушает показания очевидцев; и даже если, казалось бы, все свидетельствует против подозреваемого, Алан Грант не оставит непроверенной ни одну улику. Словом, оказавшись в сложной ситуации, любой мечтал бы о таком добросовестном инспекторе полиции!
В сборник вошли три романа из цикла: «Убийца в толпе, или Человек из очереди» (1929), «Шиллинг на свечи» (1936) и «Дело о похищении Бетти Кейн» (1948). По мотивам второго из них Альфред Хичкок в 1937 году снял фильм «Молодой и невинный», по роману «Дело о похищении Бетти Кейн» созданы киноверсии 1951 и 1962 годов (под названием «The Franchise Affair») и телевизионный сериал 1988 года".

Патриция Хайсмит" Игра мистера Рипли"

-6

Издательство" Азбука", серия "Азбука-бестселлер", 448 страниц

"Азбука" продолжает цикла о мистере Рипли. Напомню, что в цикле пять книг.

«Игра мистера Рипли» (1974) — третья книга в серии о самом известном персонаже американской романистки. Убийца «лишь по необходимости», гурман и эстет, любезный и вполне добродушный Рипли совсем не похож на банального костолома. Он обитает в мире, где вымысел и реальность неотличимы, границы между добром и злом весьма условны, а преступление — это игра, шахматная партия, невинное развлечение между игрой на клавесине и занятиями в саду; своего рода головоломка, только «головы» на кону всегда настоящие. Как и другие книги «риплиады», «Игра мистера Рипли» имела успех у читателей и была переведена на многие языки; по мотивам романа в 1977 году Вим Вендерсон снял фильм «Американский друг», в котором роль Рипли исполнил Деннис Хоппер, а в 2002 году вышел новый одноименный фильм с Джоном Малковичем в главной роли".

***

Отечественное

Любовь Воронкова "Сын Зевса. В глуби веков. Герой Саламина"

-7

Издательство "Азбука", серия "Русская литература. Большие книги", 1024 страницы

"Любовь Фёдоровна Воронкова (1906–1976) — классик русской литературы, автор многих романов и повестей, которыми зачитывалось не одно поколение читателей всех возрастов. Особую известность писательнице принесли ее исторические произведения, лучшие из которых собраны в настоящем издании. В первую очередь это, безусловно, дилогия о жизни Александра Македонского: «Сын Зевса» и «В глуби веков», — пожалуй, одно из самых ярких жизнеописаний великого полководца, разрушителя городов и покорителя земель, провозгласившего себя сыном бога. Его жизнь, полная противоречий, была устремлена к единственной цели — познать весь мир и стать его властелином. В издание также включены исторические повести Л. Ф. Воронковой, рассказывающие о легендарных властителях и войнах античного мира".

Тексты сопровождаются классическими иллюстрациями двух знаменитых советских художников-графиков: Игоря Ильинского и Льва Дурасова.

В сборник вошли произведения "Сын Зевса", "В глуби веков", "Герой Саламина", "След огненной жизни" и "Мессенские войны".

Ольга Форш "Сумасшедший корабль"

-8

Издательство "Редакция Елены Шубиной", 224 страницы

"Ольга Дмитриевна Форш (1873–1961) — писатель и драматург.
“Сумасшедший корабль”, “последний роман Серебряного века”, написан в 1930 году, тогда же был напечатан в журнале, вызвал шквал критики и долго в Советском Союзе (из цензурных соображений) не издавался. В основе романа — жизнь петроградского Дома искусств (ДИСКа), созданного в 1919 году по инициативе Корнея Чуковского и при ближайшем участии Максима Горького, где жили и работали писатели и художники — Александр Блок (Гаэтан), Андрей Белый (Инопланетный Гастролер), Евгений Замятин (Сохатый), Михаил Слонимский (Копильский)... Псевдонимы легко разгадываются, истории жизни почти подлинны, но главное — Ольга Форш описала удивительную судьбу Художника во время Революции.
Издание дополнено предисловием филолога Олега Лекманова".

Это переиздание, ранее роман Ольги Форш выходил в 2011 году тоже в "РЕШ".

Антон Понизовский "Тебя все ждут"

-9

Издательство "Редакция Елены Шубиной", 512 страниц. 18+

Аннотация:

"ЕЖЕДНЕВНО НА ГЛАВНОМ КАНАЛЕ СТРАНЫ
ТЕЛЕСЕРИАЛ "ДОМ ОРЛОВЫХ"

Прямые включения перед программой "Время" и круглосуточная трансляция в Интернете: следите за жизнью графа Алексея Орлова,
героя Отечественной войны – В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ!

Непутёвый второразрядный актёр получает сказочное предложение, “роль мечты”. Теперь он – граф в 1830 году: красавицы, кавалергарды, фраки и белые платья, мазурки, дуэли, первый бал Наташи Ростовой, Пушкин, вот это всё. Здесь гораздо уютней, чем в мутном 2022-м: жена, сын, тревоги, долги – где-то там, далеко…

…Но достаточно провести в Телецентре всего лишь несколько дней, чтобы почувствовать странную неподвижность, безжизненность. Сам останкинский воздух – пустой, как дистиллированная вода. Им нельзя надышаться…

Как назовём этот жанровый сэндвич? Костюмная мелодрама, она же семейная сага, плюс… э к з и с т е н ц и а л ь н ы й т р и л л е р .

ПРОДОЛЖИМ ПОСЛЕ РЕКЛАМЫ?"

Не знаю, кто писал аннотацию, но мне она кажется топорной. Что касается содержания самого романа, мне видятся здесь переклички с фильмом "Шоу Трумана" (насколько я помню, за основу сценария взят роман Филипа Дика "Свихнувшееся время"). А вам так не показалось?

Юрий Поляков "Фантомные были"

-10

Издательство "АСТ", 480 страниц. 18+

""Фантомные были", как уверяет сам автор, - своего рода "извлечённая проза", которую он предлагает любителям хорошей литературы. Читателя, как всегда, ждет встреча с остросюжетными коллизиями, яркими парадоксальными героями, изящной эротикой, тонким юмором, образным и афористичным языком от любимого автора".

Скуповатая аннотация. Я так и не поняла, о чём книга. :) Полагаю. что это сборник малой прозы. Поправьте, пожалуйста, если я ошибаюсь.

Евгений Лукин "Алая аура протопарторга. Абсолютно правдивые истории о кудесниках, магах и нечисти самой разнообразной"

-11

Издательство "Азбука" , серия "Фантастика и фэнтези. Большие книги", 1136 страниц. 16+

"В пятёрку лучших современных отечественных фантастов Лукин попадает точно. Может быть, даже в тройку. Имён не называю. Да и фантастика — жанр условный. Лукин шире фантастики и как жанра, и как литературного направления. Он пишет о жизни нашей, выворачивая её наизнанку. Выдумал, например, Лукин городок Баклужино. Ну, выдумал, с кем не бывает. Андрей Платонов выдумал город Чевенгур, до него Салтыков-Щедрин выдумал город Глупов. Населили и тот, и другой, и третий эти города населением. Разным, обычным и необычным, таким, как я и как вы, со всеми нашими фантастическими условностями, мелким и не мелким злодейством, с чёртом, живущим в голове, и с ангелом за плечом справа. И часто у выдумщиков-писателей получается отчего-то так, что мир, ими придуманный, где жизнь вывернута наизнанку, оказывается живей и ярче, чем тот, который нас окружает. И правдивее почему-то. Хотя, когда вглядишься внимательно, эти придуманные миры — полное отражение нашего, но увиденного через волшебный прибор под названием глаз писателя. Если начать считать все премии и награды, которые получал Лукин с начала своей писательской деятельности, собьёшься уже где-то на пятом или шестом десятке. Их у него за сотню. «Аэлита», «Странник», «Бронзовая улитка», «АБС-премия», Интерпресскон, Роскон, имени Ивана Ефремова, Беляевская премия, «Золотой Остап» и множество разнообразных других. Даже «Литературной газетой» однажды он был объявлен лауреатом премии «Золотой телёнок» за свои иронические стихи. А в 2015 году Лукина удостоили почётного звания Грандмастера европейской фантастики. Произведения о Баклужино и его окрестностях, разбросанные по многочисленным сборникам, давно просились быть собранными воедино. «Читатели не однажды спрашивали меня, намерен ли я когда-нибудь объединить все баклужинские истории под одной обложкой. И случай представился», — написал Евгений Лукин в предисловии к этой книге. И «случай» этот теперь перед вами в виде книги «Алая аура протопарторга». Читайте, скучно не будет".

Не знаю, от чьего лица написана аннотация, но читать её любопытно. Подобная лукиновской проза не в моём вкусе, но всегда поражаюсь игре воображения писателей, сумевших создать такую дикую смесь из сюжетов. :)

Сергей Гандалевский "Незримый рой. Заметки и очерки об отечественной литературе"

-12

Издательство "Corpus", 448 страниц. 18+

"“Незримый рой” — самое полное собрание статей о русской литературе, написанных поэтом Сергеем Гандлевским за последние тридцать лет. Это размышления о природе стихотворчества, текстологические находки, бесценные наблюдения, касающиеся как отечественных классиков — Александра Пушкина, Владислава
Ходасевича, Владимира Набокова, Исаака Бабеля, так и тех, кого мы открываем для себя заново и во всей полноте благодаря его пристальному взгляду — Александра Межирова, Льва Лосева, Алексея Цветкова, Дениса Новикова.
Автор блестяще развивает традицию поэтического письма о литературе. Он пишет не с академической дистанции, а как собрат по цеху, но не просто приоткрывает дверь в чужую мастерскую, а добивается художественного совершенства в этом особом жанре.
И “незримый рой гостей”, создавших мир современной русской словесности, вновь обретает в статьях Сергея Гандлевского видимость, плоть и смысл".

В продолжение литературоведческой темы ещё одно произведение о русских классиках:

Мариэтта Чудакова "Жизнеописание Михаила Булгакова"

-13

Издательство "КоЛибри", серия "Персона", 832 страницы. 12+

"Автор этой книги — выдающийся российский литературовед, доктор филологических наук Мариэтта Омаровна Чудакова (1937–2021). «Жизнеописание Михаила Булгакова» увидело свет в 1988 году, — впервые биография писателя была представлена в таком последовательном и всеобъемлющем изложении. У читателей появилась возможность познакомиться с архивными документами, свидетельствами людей, окружавших писателя, фрагментами его дневников и писем (в то время еще не опубликованных), и самое главное — оценить истинный масштаб личности Булгакова, без цензурного глянца и идеологических умалчиваний. Сегодня трудно даже представить, каких трудов стоило М. О. Чудаковой собрать весь тот фактический материал, которым мы сегодня располагаем. До сих пор эта книга остается наиболее авторитетным исследованием биографии Булгакова. Она была переведена на другие языки, но на многочисленные предложения российских издателей М. О. Чудакова отвечала отказом: надеялась подготовить переработанный вариант текста, однако осуществить это не успела. Тем не менее в настоящем издании учтены авторские поправки к тексту, сохранившиеся в экземпляре из домашней библиотеки Чудаковых".

Константин Станиславский "Моя жизнь в искусстве"

-14

Издательство "Азбука", серия "Non-Fiction. Большие книги", 672 страницы. 16+

"Константин Сергеевич Станиславский (1863–1938) — человек уникальной судьбы. Будучи актером-любителем, но при этом увлеченно исследуя существующие теорию и практику театрального искусства, наблюдая за работой коллег и анализируя собственный театральный опыт, Станиславский создал прославившуюся на весь мир «систему» — методику обучения сценическому мастерству, которая поистине ознаменовала новую эпоху в истории театра. «Моя жизнь в искусстве» — удивительная автобиография и одновременно одна из самых увлекательных и необыкновенных книг, написанных о театре. С недюжинным литературным талантом автор вплетает в рассказ о своем творческом становлении множество забавных историй, описания постановок, портреты легендарных деятелей искусства, рассуждения и размышления о жизни и театре. Кроме того, в настоящее издание вошли «Художественные записи 1877–1894», а также статьи и тексты публичных выступлений Константина Сергеевича Станиславского, опубликованные при его жизни".

Ольга и Сергей Гиляревские "Главное в истории медицины"

-15

Издательство "Манн, Иванов и Фербер"

"С древнейших времён искусство врачевания постоянно менялось: на смену ложным представлениям о строении организма и экстремальным способам лечения приходили гениальные научные открытия. Эта книга познакомит вас с медицинской наукой: от примитивных доисторических методов лечения до высоких технологий 21 века.
В книге 4 части: история развития; открытия и изобретения; медицинские науки; ученые. Вы совершите путешествие по истории медицинского знания от майя и ацтеков через Византию, арабский мир, Западную Европу и Московскую Русь к медицине будущего. Узнаете историю изобретения анестезии, рентгена, шприца, презерватива, антибиотиков и стволовых клеток. Получите представление о разных разделах медицины и познакомитесь с выдающимися врачами и учеными от Асклепия до Натальи Бехтеревой.
Особый формат книги — с иллюстрациями, перекрестными ссылками и пояснениями — позволяет разобраться в сложных научных понятиях, подчеркнуть значимость каждого из открытий. Информация, лаконично и доступно изложенная в этой книге, популяризирует науку широкой публике и погружает в увлекательную историю научного познания".

На этом подборку завершаю. Надеюсь, вы подобрали для себя что-то интересное. В течение апреля, конечно, на канале будут публиковаться ещё отдельные анонсы на май, и, скорее всего, в конце апреля я их соберу в отдельную публикацию, чтобы было удобно отслеживать и не терять. Сделаю примерно такой дайджест, как и с новинками на апрель:

Дайджест апрельских книжных новинок
Ариаднина нить | Книги27 марта 2023

Как обычно, жлу от вас комментариев: что понравилось из списка, что уже читали, что хотели бы приобрести или подарить?

Ваша Ариаднина нить.