Видеть в Ренессансе эпоху, которая разбила оковы церковных догм, открыла путь к свободе человеческого мышления, чувствования и поведения, это слишком упрощенный и односторонний взгляд, с которым невозможно верно понять и воспринять культуру этого периода. К сожалению, именно такая версия преобладает в массовом образовании и порой даже в научной литературе.
На самом деле мировоззрение и творчество нового периода базировалось на прочной идейной основе, выработанной более чем тысячелетним исповеданием христианства и отнюдь не отвергнутой обращением к античному наследию. Западноевропейское изобразительное искусство XV - XVII веков запечатлело в себе не борьбу, а слияние двух кодовых систем с целью сохранения и передачи всего духовного опыта человечества, постижения основ универсума. Каждый ренессансный художник, изображая свой сюжет, принимал участие в реконструкции цельной картины мироздания, пронизанной Божественной благодатью. Каждое произведение было не просто живописным воплощением конкретного объекта или события, но свидетельством существования целостной системы, где средневековая символика постепенно расширялась и дополнялась новыми знаками и единицами измерения, следовавшими за расширением горизонтов познания.
Изучение процесса началось практически одновременно с творчеством, даже в чем- то предвосхищая его.Четыре трактата вобрали в себя образы-знаки, связанные с ренессансным миропониманием. Это «Иероглифика» Гораполлона, «Гипнэротомахия Полифила» Франческо Колонны, «Книга эмблем» Андреа Альчато и «Иконология» Чезаре Рипы. Создание этих произведений преследовало различные цели, а первое вообще попало в культурную среду Возрождения извне, но в исторической перспективе именно предложенный внутри этих сочинений способ превращения философского рассуждения в символический образ оказался необычайно актуальным для ренессансного мышления.
Обзор и исследование всех четырех трактатов содержится в монографии «Скрытые смыслы» Марии Александровны Демидовой (кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела «Классическое искусство Запада ГИИ, доцент кафедры Теории и истории христианского искусства ПСТГУ). Внимание историков искусства обращалось к этому наследию и ранее, но такое комплексное изучение, с привлечением огромного иллюстративного материала, данных о творчестве десятков живописцев, скульпторов, мастеров графики и т.д. имеет место впервые. Для читателей открывается великолепная возможность посетить лучшие музеи мира как бы в сопровождении эксклюзивного экскурсовода, с уникальной эрудицией, проникновением в мельчайшие детали изображений и одновременной их соотнесенностью с воистину космической картиной мироздания в целом. Пусть немалый объем и научная глубина подхода не пугают: никто не неволит одолеть монографию за один присест. Но, если вы откроете ее хотя бы раз, будете возвращаться снова и снова.
Демидова М.А. Скрытые смыслы: становление символических систем Ренессанса и западноевропейское изобразительное искусство XV - XVII–веков: монография. – Москва: «Лингва-Ф», 2023. – 440 с., ил.
На первой иллюстрации: Тициан. "Любовь земная и Любовь небесная". Холст, масло. 1514 г. Галерея Боргезе, Рим.
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.