Одна из самых любимых и почитаемых правительниц занимала трон более шестидесяти лет. Всего в восемнадцать юной принцессе Виктории пришлось занять место на троне. В возрасте 20 лет она вышла замуж за собственного кузена, которого полюбила всей душой.
Виктория и Альберт действительно любили друг друга и создали образцовую королевскую семью. Такую англичане уже не чаяли дождаться от своих монархов: ни скандалов, ни измен! И все же меня больше интересует не характер и семейная жизнь британской королевы, а уникальные драгоценности, которые она надела в день свадьбы.
10 февраля 1840 года взоры Британии были прикованы к Сент-Джеймсскому дворцу, куда молодая королева Виктория прибыла в составе грандиозной королевской процессии на свою свадьбу с принцем Альбертом Саксен-Кобург-Готским. Никого даже не смущал тот факт, что жених и невеста приходились достаточно близкими родственниками друг другу. Мать Виктории, герцогиня Кентская, была сестрой отца Альберта, герцога Саксен-Кобург-Готского. Будучи коронованным монархом, Виктория обещала любить, почитать и слушаться своего мужа.
Небольшая часовня была заполнена королевскими родственниками, правительственными чиновниками и иностранными высокопоставленными лицами. Среди присутствующих были королева Аделаида, вдова короля Вильгельма IV,тети и дяди со стороны невесты.
Свадебный шлейф невесты несли аж двенадцать подружек-аристократок. Уникальное платье было сшито миссис Мэри Беттанс, портнихой Виктории, у которой было заведение на Джермин-стрит в Лондоне. Для создания этого наряда использовали белый атлас, кружево, орнамент которого напоминал цветы апельсина.
Сложно поверить, но над созданием этой роскоши трудились с марта по ноябрь аж двести мастеров. А применение кружева для свадебного наряда королевы позволило вернуть интерес модниц к британскому кружеву, которое производили в Хитоне. В те годы более модным считалось кружево из Брюсселя, но раз уж сама королева выбрала британский материал, аристократы начали следовать ее примеру.
Чтобы кружевная ткань для наряда королевы Виктории осталась уникальной, производителей обязали уничтожить после завершения работы все образцы и эскизы.
Над одной только фатой трудились более шести недель. Мне кажется рассмотреть эту роскошную вуаль можно на фотографии, которую сделали в 1890 году для личной коллекции Виктории.
В этот день многие знатные дамы блистали в великолепных тиарах и других украшениях для волос. А вот Виктория предпочла не надевать диадему на церемонию. Фату закрепили при помощи венка из свежих цветов апельсина. К платью тоже прикололи цветы апельсина. Она задала моду, и вскоре многие дамы выбирали узоры в виде цветов апельсина.
Мне кажется, что королева была неравнодушна к этим цветам. Всего за год до свадьбы будущий супруг Виктории преподнес ей брошь в виде цветка апельсина в качестве подарка на помолвку. А с годами он дополнил ее «апельсиновую» коллекцию множеством украшений из этих цветов. В декабре 1845 года он подарил ей брошь и пару сережек, а в феврале 1846 года в качестве презента на годовщину свадьбы преподнес тиару. На ней также были цветы - четыре цветка, олицетворяющих четырех старших детей пары. Каждый год Виктория будет надевать украшения с цветами апельсина на годовщину свадьбы.
К большому сожалению, на момент свадьбы фотография еще была редкостью, когда Виктория и Альберт поженились в 1840 году. Но зато есть множество картин церемонии бракосочетания и на них можно рассмотреть все детально. Каждое из этих изображений несколько отличается.
Например, на стилизованной иллюстрации выше, цветы апельсина заменены лавровым венком, но на нем изображены два бриллиантовых украшения, которые королева одела на торжество. Ожерелье и серьги были подарком султана Турции, которые принцессе преподнесли в день ее коронации. Обе части набора были выполнены ювелирным домом «Ранделл и Бридж» и украшены бриллиантовыми розетками.
Через семь лет после торжества королева Виктория заказала свой портрет в свадебном наряде в качестве подарка на годовщину свадьбы принцу Альберту. Картина была написана ее любимым художником, Францем Ксавером Винтерхальтером. Портрет был готов в 1847 года. Его разместили в личных апартаментах принца в Виндзорском замке.
Интересно, что на портрете изображено украшение, которого нет на других картинах со свадьбы: брошь с бриллиантами и сапфирами, которую Альберт подарил ей накануне вечером.
На картине Джорджа Хейтера, вместо броши к корсету королевы прикреплен цветок апельсина. В газетах, которые описывали день свадьбы, про эту брошь нет упоминаний. Зато о подарке есть упоминание в дневниках королевы Виктории.
Королева Виктория была чрезвычайно сентиментальным человеком, и этот портрет был не единственным, повторяющим свадебный образ.
К примеру, на картине Чарльза Роберта Лесли, где запечатлены крестины ее старшей дочери Виктории Аделаиды Марии Луизы Великобританской, королева изображена в бриллиантовой диадеме короля Георга IV, c турецкими бриллиантами и брошью принца Альберта.
Семнадцать лет спустя, когда принцесса Вики (Виктория Великобританская) выходила замуж за принца Фридриха Вильгельма Прусского, королева Виктория так же надела несколько деталей из своего свадебного наряда.
На свадебной картине Джона Филлипа на британской королеве так же запечатлены турецкое бриллиантовое ожерелье с другими драгоценностями (включая бриллиантовую диадему и брошь Кохинур ).
Интересна судьба свадебного наряда и украшений Виктории. Часть из них сохранилась, но есть и утерянные. Свадебное платье выставлено в Кенсингтонском дворце. Там же можно увидеть венок из цветов апельсина, который подарил ей Альберт, напоминающий оригинальный.
Вместе с королевой было похоронено ее обручальное кольцо и свадебная фата. Брошь принца Альбертаостается частью королевской ювелирной коллекции и переходят от монарха к монарху. Эту брошь часто надевала Елизавета II.
Турецкие бриллианты Виктория подарила своему седьмому ребенку, герцогу Кентскому и Стратерн. Его жена Луиза надевала ожерелье на многочисленные важные мероприятия. К большому сожалению комплект был продан в Лондоне в 1970 году.
Судьба сережек из турецкого набора не известна. По одним сведениям Виктория подарила их своей невестке, королеве Александре, которая часто носила их, как подвески на своих ожерельях.
Бриллиантовые подвески Александры теперь принадлежат норвежской королевской семье, королева Соня носит их как серьги. Мне кажется, что эти серьги очень напоминают те, что носила королева Виктория.